Как проверить датчик давления масла ваз
Avtorazbor61.ru

Автомобильный портал

Как проверить датчик давления масла ваз

Датчик давления масла ВАЗ-2110: описание, установка, проверка

Ни один двигатель внутреннего сгорания не обходится без системы смазки. Именно она позволяет трущимся парам работать долго и бесперебойно под нагрузками. Система смазки – это не только масляный насос, фильтр и каналы в блоке цилиндров. Немаловажной деталью в этой цепочке является датчик давления масла. ВАЗ-2110 тоже им укомплектовывается. Деталь эта весьма простая, но выполняет очень важную функцию. Как устроен на автомобиле ВАЗ-2110 датчик давления масла, где он находится и как его проверить? Обо всем этом и не только поговорим в нашей сегодняшней статье.

Назначение

Задача данного элемента предельно ясна. Датчик измеряет уровень давления масла в системе и передает данные на панель приборов. Элемент информирует водителя о показаниях в режиме реального времени.

Принцип работы и устройство датчика на ВАЗ-2110

Схема данного элемента есть в нашей статье. Датчик давления масла состоит из нескольких деталей:

  • Подвижного и неподвижного контакта.
  • Корпуса (как правило, он выполнен из металла).
  • Мембраны.
  • Толкателя (штанги подвижного контакта).

На «десятке» стоит датчик контактного типа. Он соединен непосредственно с сигнальной лампой на панели приборов. После включения зажигания на один из контактов лампы подается плюс от бортовой сети. Что касается второго контакта, он взаимодействует с подвижным элементом измерителя. Как работает датчик на автомобиле ВАЗ-2110? Схема работы довольно проста. Алгоритм действия датчика основан на замывании выводов лампы на «массу». За это отвечает подвижный контакт, через который с диафрагмой соединен толкатель. Полость, что находится над диафрагмой, контактирует с системой смазки в блоке двигателя. С ростом давления внутри, увеличивается усилие на диаграмму. Последняя начинает изгибаться, тем самым отодвигая подвижный контакт от неподвижного. При отсутствии давления, контакты будут замкнуты. Соответственно, на панели приборов загорится красная лампочка. Как только давление в системе становится выше определенной отметки (0,3 атмосферы), цепь размыкается. Лампа перестает гореть на щитке приборов.

Как его найти?

Где датчик давления масла на ВАЗ-2110 расположен? Ответ на этот вопрос зависит от того, какой мотор установлен в «десятку».

Если это стандартный восьмиклапанный двигатель, то давления масла можно найти под клапанной крышкой рядом с пластиковым кожухом ремня газораспределительного механизма. Если это более современный шестнадцатиклапанный агрегат, элемент находится между воздушным фильтром, крышкой маслозаливной горловины и модулем зажигания.

Неисправности

Существует несколько причин, по которым датчик давления масла на ВАЗ-2110 8 клапанов выходит из строя. Это:

  • Повреждение мембраны элемента.
  • Износ резистивного слоя.
  • Выход из строя нагревательной составляющей биметаллической пластины или ее деформация.
  • Засор каналов подвода масла.
  • Наличие окислов и надрывов проводов. Это может стать причиной появления «паразитного» сопротивления.
  • Неисправность реле датчика давления масла. Реле служит для включения зуммера в случае, если давление в системе ниже нормы. Но срабатывает оно только на определенных оборотах (от полутора тысяч и выше). Ведь на холостых давление порой ниже единицы.

Проверка датчика

Проверить работоспособность данного элемента можно самостоятельно. Как проверить датчик давления масла ВАЗ-2110 своими руками?

Для этого нужно извлечь провод от него и замкнуть на «массу» (то бишь прислонить к оголенной металлической части кузова). Можно замкнуть прямо на корпус двигателя. Далее стоит проверить, горит ли лампа аварийного давления на щитке комбинации приборов. Если она перестала гореть, значит, проводка исправна и виноват сам датчик. Его нужно заменить новым. Но в обратной ситуации нужно тщательно «прозванивать» провода на пути от панели приборов до самого датчика. Скорее всего, неисправность вызвана пробоем или замыканием в бортовой сети.

Также отметим, что причиной неисправности датчика может стать его повышенная загрязненность. Стоит проверить внутреннюю часть элемента на наличие засоров. Если датчик чистый, проблема в другом. Но засор не стоит исключать из списка причин неисправности.

Как произвести замену?

Заменить на автомобиле ВАЗ-2110 датчик давления масла можно своими руками. Для этого понадобится ключ «на 21». Сперва нужно найти его место расположения (где находится элемент на восьми- и шестнадцатиклапанном моторе, мы уже знаем). Затем при помощи куска ветоши или наждачной бумаги нужно очистить поверхность от грязи. Она не должна попасть в двигатель при замене. Итак, отключаем клемму с контактами на датчик. При помощи ключа «на 21» начинаем его выкручивать против часовой стрелки. Гайку достаточно сорвать, а затем можно откручивать ее рукой.

Производя демонтаж датчика на ВАЗ-2110, обратите внимание, чтобы уплотнительное кольцо из алюминия полностью вышло из посадочного места. На следующем этапе еще раз прочищаем отверстие от грязи чистой ветошью и приступаем к установке нового элемента. Монтаж производится в обратной последовательности. Затягивать нужно так, чтобы новая шайба дала усадку, но не расползлась. Обратите внимание: использовать старое уплотнительное кольцо на новом датчике строго запрещается. Это может спровоцировать несанкционированные течи во время работы двигателя. После затяжки элемента подключаем провод. Если контакт окислен, его нужно очистить. На этом процедура замены датчика давления масла на ВАЗ-2110 завершена. Можно производить запуск. Лампа должна погаснуть в первые 1-2 секунды работы двигателя.

Как «глушат» датчик

Иногда недобросовестные продавцы намеренно глушат показания данного элемента на авто. Покупатель думает, что все в порядке, и насос работает в полной мере. На деле в машине попросту выпаяна лампочка в панели приборов.

Распознать это очень просто: при включении зажигания должна гореть «масленка» красного цвета. Если ее нет, значит, датчик был заглушен.

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое датчик давления масла, где он находится на ВАЗ-2110 и как его заменить. Часто случается, что после установки из отверстия начинает сочиться масло. Это происходит из-за недостаточной затяжки. Но также это происходит при использовании некачественной уплотнительной шайбы. Приобретать датчик лучше от оригинального производителя АвтоВАЗ. Под маркой «Бош» часто предлагают подделку.

Как проверить датчик давления масла

Смотрите также

Бензин в масле двигателя

Где датчик давления масла

Горит лампочка масла

Какое промывочное масло выбрать

Моторные масла Liqui Moly. Какое лучше приобрести

Калькулятор перевода литров моторного масла в кг

Перевод моторного масла из литров в килограммы. Онлайн калькулятор

Вопрос о том, как проверить датчик давления масла (далее ДДМ) интересует водителей, столкнувшихся с проблемами в работе масляной системы двигателя, в частности, когда горит лампочка масла. Проверить этот узел можно с помощью электронного или стрелочного мультиметра, контрольной лампочки или исправного манометра. Процедура проверки несложна, и под силу даже начинающему автолюбителю. Далее приведены подробные алгоритмы проверки с указанием тонкостей и нюансов.

Принцип работы датчика давления масла

Прежде чем разбираться каким образом можно проверить ДДМ, необходимо вкратце остановиться на теории, в частности, как работает датчик давления масла. Это даст полноту понимания процесса. В первую очередь необходимо указать, что датчики давления масла бывают двух видов — механические (устанавливаются на старые машины, в частности, советских моделей) и электронные (более современные, повсеместно используемые в автопромышленности).

Конструкция механических датчиков

Устройство механического ДДМ

Внутри механического датчика есть мембрана, которая изменяет свою форму в зависимости от приложенного к нему давления. Соответственно, чем оно больше — тем больше изгибается мембрана. Изгибаясь, она воздействует на имеющийся в конструкции шток, который отвечает за сжимание жидкости в специальной герметичной трубке. На другом конце этой трубки шток, на который давила эта жидкость, и вот второй шток двигал стрелку прибора — дифманометра, или просто манометра. Давление возрастает — стрелка идет вверх, давление падает — стрелка опускается.

Также существует еще одно, более распространенное устройство механического датчика давления масла. Оно аналогично, но с добавлением переменного резистора — реостата. Так, на имеющуюся в его конструкции мембрану помещают резистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от, собственно, значения прикладываемых усилий. Соответственно, чем имеет место большая деформация мембраны — тем больше изменяется сопротивления датчика. При отсутствии деформации мембраны значение сопротивления будет равно нулю. Это изменение фиксируется электронным блоком управления двигателем (ЭБУ), на который и подается соответствующий сигнал. Его программное обеспечение создано таким образом, что оно контролирует нахождение сигнала от ДДМ в определенном промежутке, соответствующем нормальному рабочему давлению масла в масляной системе двигателя. Как правило, к механическим датчикам присоединяют стрелочные манометры, на шкале которых показывается абсолютное значение масла. Хотя на самом деле эти приборы являются вольтметрами, стрелка которых изменяет свое положение в соответствии с приходящим на прибор значением сопротивления с ДДМ.

Конструкция электронного датчика

Устройство электрического ДДМ. 1 — шток, 2 — сигнальная лампа, 3 — контакты, 4 — мембрана

Конструкция электронного датчика давления масла (к слову, устанавливается на автомобили ВАЗ-2114 и его аналоги, новые модели «Лады») подразумевает, что при ровной мембране (не находящейся под давлением) питающая цепь сигнальной лампы на панели прибора нормально замкнутая, поэтому она включается в соответствующих условиях. Однако, когда мембрана выгибается под действием давления масла она своим штоком механически размыкает цепь и сигнальная лампа тухнет. Это, собственно, и происходит при запуске двигателя, о чем можно судить по тому, что лампочка масленки при включенном зажигании, а также первые 1…2 секунды находится в активном состоянии (светится).

Таким образом, суть проверки современного ДДМ заключается в измерении сопротивления обмотки датчика мультиметром, переведенным в режим измерения электрического сопротивления (омметра). Однако его также можно проверить и другими методами.

Диагностика датчика

Как указывалось выше, бывают два типа датчиков давления — механический и электронный. Соответственно, процедуры проверки аварийного датчика давления масла в обоих случаях будут отличаться, хоть и незначительно (имеют место лишь конструкционные особенности данных датчиков). В первую очередь необходимо убедиться, что именно датчик давления масла неисправен. Для этого потребуется выполнить дополнительную диагностику масляной системы — проверить уровень масла в ней, состояние фильтра, насоса и так далее. Если же подозрения пали именно на исправность датчика давления масла, то в первую очередь необходимо его демонтировать с посадочного места при выключенном двигателе (как правило, он расположен в районе масляного фильтра).

Где датчик давления масла

Узнайте, где расположен датчик давления масла на разных моделях машин, поскольку это зависит от конструкции мотора, а на некоторых автомобилях их аж два
Подробнее

Обычно для этого используются ключи различных диаметров, например, на 24, 27 или другие (зависит от конкретной модели автомобиля). После этого не забудьте заткнуть его посадочное место ветошью с тем, чтобы при работе двигателя из него не вытекало масло, а также в масляную систему не попал различный мусор или мелкие детали (болты, гайки и прочее)!

Желательно также проверить давление в масляной системе автомобиля. Для этого нужно в посадочное место, откуда был выкручен ДДМ, вкрутить манометр, с помощью которого сделайте контрольный замер давления масла на различных оборотах работы двигателя. Обратите внимание, что при этом нужно обеспечить максимальную герметичность, чтобы показания манометра были предельно точными. Обязательно нужно посмотреть на давление при работе двигателя на холостых оборотах, а также на средних и высоких.

У разных машин значение соответствующего давления будет разным, поэтому точную информацию вы найдете в мануале или технической документации к конкретной машине. Если значение давления в норме, но при этом информация не доходит до ЭБУ, то виноват, скорее всего, датчик, поэтому его и нужно проверить.

Проверка электрического датчика давления масла

Проверка датчика мультиметром

Электронные датчики давления масла, используемые, как на иномарках, так и отечественных авто, в частности, на автомобилях ВАЗ-2114 и других современных «Ладах», проверить несложно. Их устройство аналогично тому, где используется реостат, однако они попросту размыкают цепь при определенном давлении. Соответственно, его проверка еще проще. Для этого нужно:

  • Установить мультиметр в режим «прозвонки» (разрыва) электрической цепи.
  • Обеспечить герметичное соединение воздушного насоса и входного (чувствительного) отверстия, куда подается воздух. Тут аналогично необходимо обеспечить качественную герметизацию, поскольку от этого напрямую зависит результат эксперимента.
  • Один щуп мультиметра установить на центральный выходной контакт датчика, а второй — его корпус, «массу».
  • Одновременно с этим с помощью насоса подать на датчик давление воздуха около 1…1,5 атмосфер. Сильно дуть не нужно, чтобы не повредить мембрану. Если датчик исправен, то электрическая цепь разомкнется почти сразу, под механическим воздействием штока, находящемся в жесткой связи с изгибаемой чувствительной мембраной датчика давления масла.

Как понятно из схемы работы датчика, если цепь разомкнулась (фиксируется мультиметром), значит, датчик исправен. В противном случае — нет. В редких случаях вместо датчика проблему, почему горит лампочка масла, необходимо искать в неисправной (перебитой или с поврежденной изоляцией) проводке.

Также работоспособность датчика давления масла можно проверить и другим методом. Так, нужно снять питающий провод с датчика и замкнуть его на «массу». Если датчик исправен, то сигнальная лампочка на приборной панели загораться не должна. В противном случае датчик неисправен.

Проверка двух датчиков

На некоторых современных машинах устанавливают два однотипных («новых») датчика давления. Первый рассчитан на значение абсолютного давления в диапазоне около 0,15…0,45 атмосфер, и предназначен для размыкания контрольной лампы после запуска двигателем. Его проверка аналогична, и соответствует описанной выше процедуре. То есть, подключение такое же. Его цепь должна размыкаться при нагнетании в нем давления в указанном диапазоне.

Второй датчик предназначен для контроля давления масла на работающем двигателе. Он по типу аналогичен первому, но его отличие заключается в том, чтобы контролировать верхнюю границу масла (дабы не допустить его возрастания до критического значения). Верхнее значение может быть разным, и отличается у конкретных моделей автомобилей. Однако в большинстве случаев оно находится около 1,8 атмосферы. При достижении этого уровня давления или выше цепь контакта должна замыкаться, и соответственно, на приборной панели должна активироваться сигнальная лампа давления масла в системе двигателя.

Проверка датчика давления с помощью лампочки

Для проверки электрического (нового) датчика давления масла вместо мультиметра можно воспользоваться лампочкой, рассчитанной на работу под напряжением 12 В постоянного напряжения, а также блока питания (аккумулятора) и компрессора (желательно с манометром). Алгоритм проверки следующий:

  • К контактам лампочки необходимо присоединить два провода.
  • Один из концов провода, идущий на лампочку, присоединить к выводному контакту датчика давления.
  • Массу от блока питания (или минус от аккумулятора) соответственно присоединить на корпус (массу) датчика.
  • К другому проводу на лампочке присоединить плюс от блока питания или аккумулятора.
  • Если датчик исправен, то после включения блока питания (или просто при возникновении контакта от аккумулятора) лампочка должна засветиться. В противном случае датчик сразу можно считать неисправным.
  • Далее для проверки необходимо с помощью компрессора или насоса подать на чувствительный элемент датчика давление около 0,5 атмосферы. Значение давления может быть разным, и это зависит от того, на какое именно давление рассчитан датчик. Обычно оно находится около уже упомянутой 0,5 атмосферы.
  • При возрастании давления до указанного значения (критического для датчика) лампочка должна потухнуть, поскольку при этом в корпусе датчика разомкнется контрольная электрическая цепь. Если этого не произошло, то датчик также можно считать негодным.

Вместо компрессора вполне можно обойтись обычным автомобильным и даже велосипедным насосом, которые без проблем выдадут необходимые полатмосферы давления воздуха.

Проверка механического датчика

Проверку старого механического датчика (например, устанавливаемого на некоторые модели ВАЗ «классика» и старые иномарки, например, «Вольво 240»), с помощью которого имеется возможность прямо узнать, какое давление в настоящий момент имеется в масляной системе автомобиля, можно осуществить даже без мультиметра, однако с использованием дополнительных приборов (воздушного насоса и электрического автомобильного манометра). Датчик аналогично необходимо демонтировать с машины, поскольку проверить его прямо на двигателе не получится.

Проверка датчика манометром

Проверка немного сложнее, чем у электронных, однако это заключается, в первую очередь, в некоторой сложности собирания электрической схемы. Действовать нужно по следующему алгоритму:

Как проверить механический датчик, схема подключения

  • На датчике необходимо найти контакт, который выдает сигнал для аварийной лампы давления масла на приборной панели автомобиля, а также другой контакт, откуда подается сигнал для индикации давления масла. «Массу» для дальнейших замеров нужно будет просто взять с корпуса датчика (в обычных условиях все датчики берут «масс» просто с корпуса двигателя).
  • Аналогично на электронном манометре необходимо разобраться, куда подключать плюс и минус его питания, а также непосредственно сигнал от датчика (то есть, предусмотрено три контакта).
  • Подключить электрическую схему, и герметично подсоединить воздушный шланг, соединяющий насос и чувствительный элемент датчика.
  • Далее нужно с помощью насоса подать 1…2 атмосферы на чувствительный элемент датчика. Если он исправен — то на стрелочном манометре будет явно показываться поступающее давление. Если этого не происходит — значит, датчик давления масла неисправен.

Как правило, датчики давления масла не подлежат ремонту, поэтому если была выявлена их неисправность, то нужно выполнить замену данного узла. Благо, стоят эти элементы недорого и доступны повсеместно практически в любом автомагазине.

Одна голова хорошо, а две лучше

На многочисленных форумах в сети интернет нередко можно встретить рассказы опытных автолюбителей о том, что вместе с электронным датчиком давления масла они устанавливали параллельно с ним механический. В частности, это выражается в том, что в случае падения уровня давления масла загорается не только соответствующая контрольная лампа на приборной панели, но и будет видно абсолютное значение давления на манометре, установленном где-нибудь в районе приборной панели.

Делается это по той причине, что иногда, например, после выполнения на двигателе капитального ремонта или при использовании некачественного (или устаревшего) моторного масла, которое скомковалось, чувствительный элемент датчика не срабатывает должным образом, соответственно. Соответственно, при падении давления контрольная лампа не загорается, что является критичным фактом, поскольку двигатель в таких условиях работает «на сухую», то есть, без должного смазывания. Это значительно снижает его ресурс и может полностью вывести мотор из строя в кратчайшие сроки.

Так, автолюбители устанавливают в месте подключения датчика давления так называемый тройник, на один выходной конец которого подключается традиционный электронный датчик, а на другой — механический. Шланг с проводами монтируется в подкапотном пространстве в соответствии с конструкцией двигателя. Главное, чтобы он не мешал другим элементам мотора, и сам не подвергался механическому и значительному тепловому воздействию. На его конце устанавливают манометр, например, от ВАЗ «классики», УАЗ или другой подобный прибор. На самом деле его модель не важна, главное, чтобы было удобно ориентироваться по шкале, то есть, она должна иметь подробную градуировку.

Заключение

Датчик давления — достаточно надежный узел, и выходит из строя редко. Поэтому при появлении проблем с системой индикации масляной системы, необходимо проверить другие параметры — давление масла, наличие утечек, состояние непосредственно масла, его уровня и масляного фильтра, и лишь после этого проверять состояние датчика давления масла. В целом, проверка исправности этого узла не составляет больших сложностей, и под силу даже начинающим автолюбителям, буквально используя автомобильный компрессор и мультиметр. В случае, если датчик вышел из строя, то ремонт его вряд ли возможен, поэтому лучше купить новый ДДМ в автомагазине, благо стоит он недорого.

Датчик давления масла двигателя ВАЗ – проверка и замена своими руками

Работа двигателя внутреннего сгорания не в последнюю очередь зависит от правильного давления масла. Если давление масла недостаточно, то резко возрастает износ трущихся деталей, что приводит к быстрой поломке двигателя и дорогостоящему ремонту. На некоторых карбюраторных автомобилях с механическим и электронным зажиганием датчик уровня масла подключали к стрелочному индикатору, благодаря чему водитель мог самостоятельно оценивать состояние двигателя и работу масляной системы. Такой тип датчиков называли контрольным.

На более совершенных карбюраторных автомобилях устанавливали датчик аварийного давления масла, который оповещал водителя о критическом ухудшении работы системы смазки. Эти же устройства применяли и на устаревших дизельных моторах с механическим впрыском. С переходом на датчик аварийного давления масла, который реагирует лишь на снижение давления ниже определенного уровня, установка обычного датчика, сообщающего данные для стрелочного индикатора, потеряла смысл, однако, его устанавливали на некоторые инжекторные автомобили до середины первого десятилетия XXI века.

На современных инжекторных и дизельных автомобилях датчик давления масла подключен к одному из входов контроллера, поэтому данные с него никак не отображаются на передней панели. При падении давления масла до опасного уровня загорается индикатор неисправности двигателя «Check Engine». Если давление масла падает еще ниже, контроллер блокирует подачу топлива, что позволяет избежать серьезного повреждения двигателя.

Как устроены датчики давления масла

Контрольный датчик давления масла представляет собой манометр, связанный с проволочным потенциометром, сопротивление которого напрямую зависит от давления масла на металлическую мембрану. Аварийный датчик давления масла состоит из мембраны, соединенной с нормально замкнутыми контактами. По мере роста давления масла, мембрана начинает давить на контакты и при давлении 0,5-1 атмосферу контакты размыкаются. Мембраны обоих датчиков, равно как и все электрические части, находятся внутри герметичного завальцованного корпуса. Цепь потенциометра или контактов образуется резьбой наконечника, который вкручивают в предназначенное для датчика место и сигнальным выводом. Иногда используют датчик давления масла, включающий в себя как манометр с потенциометром, так и размыкаемые контакты. Такие датчики, как правило, называют универсальными.

Где находится датчик давления масла на автомобилях ВАЗ

На всех автомобилях «классической» серии ВАЗ (2101-2107) датчик расположен в левой задней части блока цилиндров, рядом с КПП и рулевой колонкой. На всех 8-клапанных двигателях переднеприводных автомобилей ВАЗ, включая современные Калину, Гранту и Приору, датчик расположен на задней левой стороне головки блока цилиндров (ГБЦ), рядом с кожухом ремня газораспределительного механизма (ГРМ) и ресивером инжектора. На всех 16-клапанных двигателях датчик давления масла расположен на левом торце ГБЦ, где расположен подшипник левого вала ГРМ.

Неисправности и проверка датчика давления масла

Вот наиболее частые неисправности датчиков давления масла, которые встречаются на любых автомобилях:

  • потеря герметичности датчика, в результате чего масло попадает внутрь и меняет работу электрической части;
  • загрязнение входного отверстия датчика;
  • протекание резьбового соединения датчика и ГБЦ;
  • окисление контактов датчика;
  • неверные показания датчика.

Проверить датчик можно двумя способами – вкрутить в посадочное место датчика переходник манометра, или подключить датчик к пневматическому насосу через подходящий переходник. В первом случае удастся проверить не только датчик, но и работу масляной системы, во втором только исправность датчика и достоверность его показаний.

Замена датчика давления масла

Для замены датчика понадобится только рожковый ключ на 19 для классических автомобилей ВАЗ и на 21 для переднеприводных. На иномарках расположение датчика и размер ключа могут отличаться, поэтому внимательно прочитайте инструкцию по ремонту и эксплуатации своего автомобиля. Замену проводите на холодном заглушенном двигателе.

Сама замена не вызывает затруднений даже у неопытного водителя. Ниже описана пошаговая процедура замены.

  1. Снимите клемму провода с вывода датчика и уберите провод в сторону, чтобы не мешал.
  2. Ключом выкрутите датчик.
  3. Вытащите его.
  4. Осмотрите пространство вокруг датчика в поисках подтеков масла. Если обнаружили, замените уплотнительное алюминиевое или медное кольцо.
  5. Наденьте на новый датчик старое или новое уплотнительное кольцо и вкрутите его в посадочное место (если вы купили датчик с надетым на него уплотнительным кольцом, то не используйте старое, даже если оно не подтекало). Не переусердствуйте при этом, максимальное усилие не должно превышать 1-1,5 килограмма.
  6. Подключите клемму провода к выводу датчика.
  7. Если после включения и прогрева двигателя датчик масла начал подтекать, установите новое уплотнительное кольцо и проверьте его резьбу. Возможно, вы закрутили его не по резьбе.

Как выбрать новый датчик давления масла

При выборе датчика учитывайте следующее. Датчик от производителя автомобиля/двигателя или его партнеров всегда лучше, чем от стороннего производителя. Это особенно актуально для российских автомобилей. Убедитесь, что выбранный вами датчик подходит для вашего автомобиля. Если вы и продавец не знаете, какой именно датчик вам нужен, то обратитесь к инструкции по ремонту двигателя вашего автомобиля или каталогу деталей и запасных частей. Там указан каталожный номер датчика. Перед покупкой датчика попросите продавца предъявить документы на него. Если продавец не может предъявить никаких сопроводительных документов, значит, датчик произведен неизвестно кем, поэтому никто не знает, подойдет ли он по внутренним настройкам вашему двигателю, или нет.

Что надо знать о датчике давления масла ВАЗ 2106: устройство, способы проверки и замена

Работоспособность двигателя любого автомобиля зависит от наличия моторной смазки и давления, создаваемого масляным насосом. Чтобы водитель мог контролировать эти важные параметры, на панели приборов «классики» ВАЗ 2106 установлен соответствующий указатель и аварийная лампа, вспыхивающая красным светом. Оба индикатора получают информацию от одного элемента, встроенного в двигатель, — датчика давления масла. Деталь простая и при необходимости легко меняется своими руками.

Назначение датчика контроля давления масла

Все движущиеся и трущиеся детали силового агрегата постоянно омываются жидкой смазкой, подаваемой шестерёнчатым насосом из поддона картера двигателя. Если в силу разных причин подача смазки прекратится либо её уровень снизится до критического, мотор ожидает серьёзная поломка, а то и не одна. Результат — капитальный ремонт с заменой подшипников коленчатого вала, цилиндро-поршневой группы и так далее.

Чтобы уберечь владельца машины от указанных последствий, в классических моделях «Жигулей» предусмотрен двухуровневый контроль над системой смазки двигателя, действующий по такому алгоритму:

  1. После поворота ключа в замке и включения зажигания загорается красная контрольная лампа, сигнализирующая об отсутствии давления масла. Стрелка указателя стоит на нуле.
  2. В первые 1—2 секунды после запуска мотора индикатор продолжает гореть. Если подача масла производится в нормальном режиме, лампа гаснет. Реальное давление, создаваемое насосом, стрелка показывает сразу.
  3. При отключении двигателя, потере большого количества смазки или возникновении неполадок красный индикатор моментально загорается.
  4. Если напор смазки в каналах мотора уменьшается до критического, лампочка начинает вспыхивать периодически.

Неисправности, ведущие к падению давления — поломка либо износ масляного насоса, полная выработка вкладышей коленчатого вала или пробой картера.

Главную роль в работе системы играет датчик — элемент, фиксирующий напор масла в одном из основных каналов двигателя. Индикатор и указатель — всего лишь средства отображения информации, передаваемой измерителем давления.

Расположение и внешний вид прибора

Датчик, устанавливаемый на классические модели ВАЗ 2106, состоит из следующих деталей:

  • элемент в виде круглого металлического бочонка с одной клеммой для присоединения провода (заводское название — ММ393А);
  • вторая деталь — мембранный выключатель в виде гайки с контактом на торце (обозначение — ММ120);
  • стальной тройник, куда прикручиваются вышеуказанные детали;
  • уплотнительные бронзовые шайбы.

Большой «бочонок» ММ393А предназначен для измерения величины давления, «гайка» с клеммой ММ120 фиксирует его отсутствие, а тройник — это соединительный элемент, вкручиваемый в двигатель. Месторасположение датчика — на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по направлению движения машины) под свечой зажигания №4. Не путайте прибор с датчиком температуры, установленным выше, в головке цилиндров. К обоим контактам подключены провода, ведущие внутрь салона, к торпедо.

В более поздних моделях «классики» ВАЗ 2107 стрелка указателя на приборной панели отсутствует, оставлена лишь контрольная лампа. Поэтому используется урезанная версия датчика без тройника и большого бочонка.

Устройство и схема подключения

Задача мембранного выключателя, выполненного в виде гайки с клеммой, — своевременно замыкать электрическую цепь с контрольной лампой при падении давления смазки. Приборчик состоит из таких деталей:

  • металлический корпус в виде шестигранника;
  • контактная группа;
  • толкатель;
  • мембрана измерительная.

Элемент включён в цепь по простейшей схеме — последовательно с индикатором. Нормальное положение контактов – «замкнуто», поэтому после включения зажигания лампочка загорается. В заведённом моторе возникает напор масла, поступающего к мембране через тройник. Под давлением смазки последняя нажимает толкатель, размыкающий контактную группу, в результате индикатор гаснет.

Когда в двигателе возникает одна из неисправностей, вызывающих снижение напора жидкой смазки, эластичная мембрана возвращается в первоначальное положение и электрическая цепь замыкается. Водитель сразу видит проблему по вспыхнувшей «контрольке».

Устройство второго элемента — «бочонка» под названием ММ393А несколько сложнее. Главную роль здесь тоже играет упругая мембрана, соединённая с исполнительным механизмом — реостатом и ползунком. Реостат представляет собой катушку из хромоникелевой проволоки повышенного сопротивления, а ползунок — это подвижный контакт, перемещающийся вдоль витков.

Электрическая схема подключения датчика и указателя аналогична первой — реостат и прибор стоят в цепи последовательно. Алгоритм работы следующий:

  1. Когда водитель включает зажигание, в цепь подаётся напряжение бортовой сети. Ползунок стоит в крайнем положении, а сопротивление обмотки — максимальное. Стрелка прибора держится на нуле.
  2. После запуска мотора в канале появляется масло, поступающее через тройник в «бочонок» и давящее на мембрану. Она растягивается и толкателем двигает ползунок по обмотке.
  3. Общее сопротивление реостата начинает снижаться, ток в цепи возрастает и заставляет отклоняться стрелку указателя. Чем выше давление смазки, тем сильнее растягивается мембрана и меньше сопротивление катушки, а прибор отмечает рост давления.

На снижение масляного напора датчик реагирует в обратном порядке. Усилие на мембране уменьшается, она отбрасывается назад и тянет за собой ползунок. Тот включает в цепь новые витки обмотки реостата, сопротивление увеличивается, стрелка прибора падает к нулю.

Видео: какое давление должен показывать исправный прибор

Как проверить и заменить элемент

В процессе длительной эксплуатации внутренние детали датчика изнашиваются и периодически выходят из строя. Неисправность проявляется в виде неправдивых показаний индикационной шкалы либо постоянно горящей аварийной лампе. Прежде чем делать выводы о поломках силового агрегата, крайне желательно проверить работоспособность датчика.

Если при работающем двигателе загорелась «контролька», а указатель упал на ноль, ваше первое действие — немедленно заглушить мотор и не запускать до обнаружения проблемы.

Когда лампочка зажигается и тухнет своевременно, а стрелка не отклоняется, следует проверить исправность масляного датчика — измерителя давления ММ393А. Потребуется рожковый ключ размером 19 мм и манометр со шкалой до 10 Бар (1 МПа). К манометру нужно прикрутить гибкий патрубок с резьбовым наконечником М14 х 1,5.

Порядок проверки следующий:

  1. Заглушите двигатель и дайте остыть до 50—60 °С, чтобы не пришлось обжигать руки во время работы.
  2. Отсоедините от датчиков провода и выверните их ключом на 19 мм вместе с тройником. Учтите, в момент разборки из блока может вытечь небольшое количество масла.

В дороге масляный датчик ВАЗ 2106 проверить сложнее, поскольку под рукой нет манометра. Чтобы убедиться в наличии смазочного материала в каналах мотора, выкрутите элемент, отсоедините главный провод зажигания и вращайте коленвал стартером. При исправном насосе из отверстия выплеснется масло.

Если стрелка на шкале приборов показывает нормальное давление (в диапазоне 1—6 Бар), но при этом горит красная лампа, явно вышел из строя малый мембранный датчик ММ120.

Когда световой сигнал не горит вовсе, рассматривайте 3 варианта:

  • перегорела лампочка;
  • обрыв проводки;
  • пришёл в негодность малый датчик в виде шестигранника.

Первые 2 версии легко проверить путём прозвонки тестером либо мультиметром. Исправность мембранного элемента испытывается так: включите зажигание, снимите с клеммы провод и замкните на массу автомобиля. Если лампа загорится, смело меняйте датчик.

Замена производится путём откручивания большого или малого датчика гаечным ключом. Важно не растерять уплотнительные бронзовые шайбы, поскольку в комплекте с новой деталью их может не оказаться. Потеки моторной смазки из отверстия удалите ветошью.

Оба измерителя не подлежат ремонту, только замене. Их металлические корпуса, способные выдержать давление масла работающего двигателя, герметично закрыты и не разбираются. Вторая причина — низкая цена запасных частей ВАЗ 2106, делающая подобный ремонт бессмысленным.

Видео: как проверяется давление смазки манометром

Видео: замена датчика ВАЗ 2106

Функции и работа указателя

Назначение прибора, встроенного в торпедо слева от тахометра, — отображать уровень давления моторного масла, ориентируясь по датчику. Принцип действия указателя напоминает работу обычного амперметра, реагирующего на изменение силы тока в цепи. Когда механический реостат внутри измерительного элемента изменяет сопротивление, сила тока возрастает либо уменьшается, отклоняя стрелку. Шкала проградуирована в единицах давления, соответствующих 1 Бар (1 кгс/см 2 ).

Прибор состоит из следующих основных элементов:

  • корпус круглой формы;
  • стрелочный механизм с постоянным магнитом и обмотками;
  • контрольная лампочка, присоединённая к соответствующему датчику отдельной линией;
  • шкала с лампой подсветки;
  • резистор компенсационный;
  • соединительные провода с разъёмом.

Нулевые показания устройства соответствуют сопротивлению цепи 320 Ом. Когда оно снижается до 100—130 Ом, стрелка держится на отметке 4 Бар, 60—80 Ом — 6 Бар.

Указатель давления моторной смазки «Жигулей» — довольно надёжный элемент, ломающийся очень редко. Если стрелка не желает покидать нулевую отметку, то виновником обычно оказывается датчик. Когда вы сомневаетесь в работоспособности показывающего устройства, проверьте его простым методом: измерьте напряжение на контактах подключения масляного датчика ММ393А при заведенном двигателе. Если напряжение присутствует, а стрелка лежит на нуле, прибор следует поменять.

Система слежения за давлением масла ВАЗ 2106 с двумя датчиками и механическим указателем отличается простотой и надёжностью в работе. Невзирая на устаревшую конструкцию, автолюбители нередко покупают и ставят эти измерители на другие, более современные автомобили, оснащённые с завода лишь контрольным индикатором. Примеры — обновлённая ВАЗовская «семёрка», Chevrolet Aveo и Niva.

Датчик давления масла ВАЗ 2110 –проверка, замена, дублирование

Большинству владельцев автомобиля ВАЗ 2110 рано или поздно приходиться сталкиваться с ситуацией, когда в самый неподходящий момент начинает светить аварийная лампочка, свидетельствующая об опасном снижении давления в масляной системе. К счастью достаточно часто причиною такой, крайне неприятной сигнализации, является не реальная утечка масла, способная привести к полному отказу двигателя, а, всего лишь, выход из строя соответствующего датчика либо его магистральных цепей.

Иначе говоря при возникновении такой неприятности, после того как вы убедились в том, что уровень масла в системе находиться в пределах нормы и до выполнения достаточно трудоемкой процедуры контроля реального давления и проверки исправности масляного насоса – рекомендуется выполнить более доступные действия, позволяющие определиться с причиной проблемы.

При выходе на предельное значение контакты мембранного датчика давления масла ВАЗ 2110 размыкаются (а значит, лампочка загорается), отсюда становится понятным, что для проверки целостности цепи достаточно отсоединить от датчика сигнальный провод и прикоснуться им к ближайшей «массе». Если в таком положении лампа погасла – указанный провод в полном порядке.

Определенную информацию можно получить и при непосредственном осмотре датчика: его омасливание, наличие значительных загрязнений и окисление корпуса, повреждение и окисление контакта – все это может свидетельствовать о том, что причина неисправности кроется в самом датчике и при таких проявлениях он подлежит замене.

Если говорить непосредственно про технологическую операцию по замене датчика, то для ее выполнения достаточно иметь под рукой ключ на «21». Обращается внимание на необходимость наличия в запасе запасного уплотнительного кольца, без замены которого добиться требуемой герметичности нового датчика, скорее всего, не удастся. Не забывайте, также, проверить целостность пылезащитного кожуха. Что касается вопроса, где находится датчик давления масла, то в данном случае все зависит от конкретной модели автомобиля. Так на ВАЗ 2110 и ВАЗ 2111, оснащенных восьмиклапанным двигателем, указанный сигнализатор можно найти с правой стороны блока двигателя, ниже уровня крышки клапанов и в непосредственной близости от щитка.

В свою очередь на ВАЗ 2112 с 16-ти клапанным мотором данный датчик размещен с левой стороны корпуса подшипников распредвалов. Впрочем независимо от модели авто датчики устанавливаются одни и те же и процесс их замены практически ничем не отличается.

Установка измерителя фактического давления масла

Конечно же, все проще, когда проблема с аварийной сигнализацией по давлению масла на ВАЗ 2110 возникает в городских условиях и ничего не мешает быстро добраться до гаража и без хлопот выполнить весь перечень работ, необходимый для устранения отказа. А вот что делать, если неприятность случилась на удаленной трассе и даже имеющийся в «загашнике» новый датчик не дает гарантии на полное решение проблемы (уж больно много брака среди этих элементов и в запасе рекомендуется иметь их несколько)? В такой ситуации неоценимую помощь способно оказать наличие в кабине дополнительного указателя реального давления масла, на основе показаний которого можно точно определить, стоит ли «бить в колокола» или нет.

Между тем, установить такой указатель на ВАЗ 2110 достаточно просто и для этого понадобиться приобрести:

  • Переходник в виде тройника от ВАЗ 2106, позволяющий подать давление масла, как на дополнительный датчик, так и на сигнализатор;
  • Дополнительный датчик давления;
  • Указатель давления (опять-таки от ВАЗ 2106) который будет закреплен в салоне.

Для выполнения установку вспомогательного измерительного контура сигнализатор минимального давления масла снимаем и вместе с дополнительным датчиком закрепляем на переходнике/тройнике, не забывая установить две герметизирующие прокладки (обычно идут в комплекте к переходнику). Далее, полученную конструкцию в сборе вкручиваем в гнездо на двигателе, ранее предназначавшееся для сигнализатора.

Разъем стандартного датчика давления имеет четыре контакта и для его подключения прокладываем следующие провода:

  1. +12В – от питания ламп габаритов (Ш2-8);
  2. Общий минус «-» от ближайшей корпусной точки;
  3. Сигнальный провод – протягиваем в салон, к месту размещения указателя;
  4. Плюс на подсветку указателя – его также протягиваем к водительскому месту.

В некоторых вариантах указателей имеется в наличии свой индикатор аварийного давления и при желании можно получить дублированную предупреждающую сигнализацию.

Читать еще:  Как поменять радиатор печки ауди 80 б3
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector