Как подготовить аккумулятор к зиме
Avtorazbor61.ru

Автомобильный портал

Как подготовить аккумулятор к зиме

Подготовка аккумулятора к зиме

С наступлением холодов многие водители сталкиваются с проблемой, когда их аккумулятор оказывается разряжен и не в состоянии прокрутить стартер машины. Само собой, это доставляет неудобства, особенно если автомобиль отказывается заводиться в самый неподходящий момент. Подготовка аккумулятора к зиме позволит вам в будущем избежать таких неприятных моментов.

Обслуживание аккумулятора является важным этапом в подготовке машины к зиме. Дело в том, что зимой, когда холодному аккумулятору приходится запускать мотор с густым маслом, нагрузка на батарею увеличивается. А зарядка начинается лишь тогда, когда аккумулятор согрелся, и только на ходу (на холостых оборотах зарядки нет).

Подготовку аккумулятора к зиме выполняется в два этапа:

  1. Зарядка аккумулятора зарядным устройством и приведение плотности электролита в соответствие с нормой.
  2. Утепление аккумуляторной батареи (сокращенно – АКБ) в моторном отсеке при помощи специальных утеплительных материалов и приспособлений.

А в конце этой статьи вы сможете ознакомиться с видео-инструкцией о том, как подготовить аккумулятор к зиме.

Зарядка аккумулятора при его подготовке к зиме

Зарядка автомобильного аккумулятора является важным этапом при его подготовке к зиме. На нашем сайте уже есть подробное руководство на эту тему, поэтому в данной статье мы рассмотрим лишь основные моменты. Также совсем не лишним будет знать, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

И так, после того, как вы снимите батарею с автомобиля её необходимо будет очистить от загрязнений, которые могут находиться на поверхности корпуса, и зачистить наждачной бумагой клеммы для улучшения контакта.

Прежде чем заряжать аккумулятор, нужно выкрутить пробки из банок (заливных отверстий), если предусмотрена такая возможность, и проверить уровень электролита в них. Электролит должен покрывать пластины на 10-15 мм. Если уровень недостаточный, то необходимо долить в каждую из банок дистиллированной воды.

Далее следует зарядить аккумулятор. Если для зарядки вы используете современное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов (сокращенно – ЗУ), то в этом ничего сложного нет. Нужно лишь придерживаться нескольких простых правил:

  • Заливные горловины в аккумуляторе должны быть открыты (то есть пробки нужно оставить выкрученными).
  • При подключении ЗУ к батарее соблюдайте полярность: красный провод соединяйте с плюсовой клеммой АКБ, а черный – с минусовой. Важно не перепутать полярность при подключении, так как не каждое зарядное устройство имеет против этого защиту, что может привести к выходу его из строя.
  • После подключения зарядного устройства к аккумулятору можно включать его в сеть.
  • Заряжать аккумулятор следует в хорошо проветриваемом помещении. Не смотря на то, что многие автоматические зарядные устройства не позволяют электролиту сильно кипеть в процессе зарядки, тем не менее, лучше заряжать АКБ в нежилом помещении. Например, в гараже, на теплой лоджии или, на худой конец, в коридоре.
  • Примерное время зарядки автомобильного аккумулятора составляет 12-13 часов.

Верным признаком окончания процесса зарядки является выделение пузырьков газа из электролита.

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе?

После отключения аккумулятора от зарядного устройства необходимо, чтобы батарея отстоялась не менее одного часа. Только после этого можно ареометром измерять плотность электролита в каждой банке (подробнее смотрите на видео ниже).

Нормальной плотность электролита считается в пределах 1,26-1,27 г/см 3 , но для того чтобы аккумулятор не замерз зимой она не должна быть ниже 1,18 г/см 3 . Если в какой-либо из банок АКБ плотность будет слишком низкой, её необходимо повысить, просто долив в неё электролит повышенной плотности (продается в автомагазинах).

Ну и в конце процедуры, дабы удостовериться, что аккумулятор хорошо подготовлен к зиме, нужно измерить напряжение на клеммах АКБ. Это можно сделать любым вольтметром или цифровым мультиметром, включенным в режим измерения постоянного напряжения. Для нормального запуска двигателя в период зимней эксплуатации автомобиля напряжение на клеммах аккумулятора должно быть не меньше 12,6 Вольт.

Утепление аккумулятора на зиму

При подготовке аккумулятора к зиме также очень важно уделить внимание его утеплению в моторном отсеке. Наибольшей популярностью в России пользуются два вида утеплителей:

  1. Пассивные «Термокейсы» и «Шубы» для аккумуляторов, сделанные из теплоизолирующих материалов и работающие по принципу термоса;
  2. Электрические нагреватели для автомобильных АКБ. Обычно такие нагревательные элементы размещаются внутри специального термокейса для аккумулятора и оснащаются терморегулятором и светодиодным индикатором уровня заряда батареи.

Основной задачей утеплителей для аккумуляторов является поддержание температуры АКБ на достаточном уровне для сохранения работоспособности батареи в условиях суровой зимы. Дело в том, что в мороз автомобильные аккумуляторы восстанавливаются дольше, нежели при теплой погоде, и при коротких поездках не успевают заряжаться полностью.

Это происходит по той причине, что в мороз батарея начинает заряжаться лишь после того, как в ней нагреется электролит. Поэтому теплый аккумулятор, укутанный в хороший утеплитель, успеет зарядиться даже за время короткой зимней поездки.

К дополнительным преимуществам фабричных зимних утеплителей для аккумуляторов можно отнести и тот момент, что они изготовлены из негорючих материалов устойчивых к агрессивным жидкостям. То есть, говоря простыми словами, эти утеплители не горят и не подвергаются разрушениям под воздействием бензина, масел и кислот.

Потому, во избежание несчастных случаев, советуем несколько раз подумать, стоит ли самостоятельно утеплять аккумулятор подручными материалами, или все же лучше купить для этого специальный утеплитель?

Видео-инструкция: как подготовить автомобильный аккумулятор к зиме

Подготовка аккумулятора к зиме

Как только на улице наступают холода, большинство владельцев авто наталкиваются на проблему, когда АКБ разряжается, в связи с чем не прокручивается стартер автомобиля. Подобное явление вызывает ряд неудобств, ведь транспортное средство может отказаться завестись в самый неловкий момент. Для того чтобы избежать подобной ситуации необходимо подготовить батарею к зиме и наступлению холодов.

Причина данной проблемы кроется в том, что зимой АКБ запускает двигатель с густым маслом, соответственно нагрузка, возлагаемая на батарею, резко возрастает. Зарядка аккумулятора начинается с момента, когда он разогрелся, то есть во время движения.

Чтобы подготовить аккумулятор к зиме нужно пройти 2 простых этапа:

  • Зарядка АКБ с помощью зарядного устройства и восстановление плотности электролита.
  • Утепления батареи с помощью утеплителей и специальных устройств.

В конце статьи Вас ждет подробная видео-инструкция , которая наглядно покажет как применить все полученные знания полученные из статьи на практике.

Почему зимой аккумулятор разряжается быстрее?

Прежде, чем понять, как приготовить АКБ транспортного средства к холодам, необходимо понять причины образующихся трудностей. В зимний период времени батарея работает в экстремальном режиме в связи со следующими факторами:

  • Большой расход энергии на обогрев салона, стекол и зеркал.
  • Короткие поездки, которые не позволяют аккумулятору полностью зарядиться.
  • Частый запуск стартера, возникающий из-за трудности запуска холодного мотора.

Последняя из причин менее значима, так как эта проблема решаема в случае, когда аккумулятор полностью заряжен и вырабатывает необходимый ток в соответствии с требуемыми параметрами. Также опытные автолюбители советуют использовать небольшую хитрость – прежде, чем запустить двигатель можно включить фары, оставив их на пару минут, что даст батареи разогреться.

Решить вопрос со второй проблемой невозможно физически, так как поездки на небольшие расстояния – это факт, с которым нужно мириться. Чтобы сгладить важность первой причины нужно воздержаться от включения дополнительного оборудования. Если в машине холодно, то нужно немного подождать, отказавшись от обогрева салона, хотя бы первые 5-10 минут с момента начала движения.

Извлечение аккумулятора из авто в морозы

В холодное время года аккумулятор заряжается гораздо хуже, что может повлиять на запуск двигателя. Решение проблемы зависит от срока использования батареи: новые подводят крайне редко, поэтому достаточно будет «разогреть» АКБ, включив на пару минут фары, после чего можно производить запуск двигателя. Со старыми аккумуляторами все гораздо сложнее, ведь их нужно извлекать, перемещать в теплое место для зарядки и очистки.

Снять батарею с автомобиля сможет даже новичок в этом деле, главное следовать инструкции:

  1. Открыть капот транспортного средства.
  2. Снять «утеплитель» — этот пункт существует не для всех, так как он не всегда присутствует.
  3. Отсоединить «отрицательную» клемму.
  4. Снять клемму «плюс».
  5. Убрать крепление аккумулятора.
  6. Снять батарею.
  7. Проверить вентиляционные отверстия и их чистоту, в случае наличия грязи ее необходимо устранить.
  8. Удалить загрязнения с корпуса АКБ с помощью раствора – 1-2 чайные ложки соды на стакан воды. Важность этой процедуры сложно переоценить, так как грязь может вызывать саморазряд устройства.

Снимая клеммы, нужно убедиться в правильности порядка. Если изначально отсоединить «положительную» клемму, то это может повлечь за собой короткое замыкание и поломку всей электроники авто. Также необходимо помнить, что АКБ ни в коем случае нельзя наклонять или стучать по нему.

Зарядка аккумулятора во время подготовки к зиме

Первый и самый главный этап во время подготовки батареи к зимнему периоду – ее зарядка. Прежде всего, нужно снять аккумулятор с транспортного средства, а затем следует тщательная очистка от загрязнений всех типов. Следующий этап – зачистка клемм с помощью наждачной бумаги, благодаря чему улучшается контакт (проводимость тока).

Прежде чем провести зарядку автомобильной батареи необходимо выкрутить пробки из заливных отверстий (банок), что даст доступ к электролиту и проверке его уровня. В оптимальном случае он должен покрыть пластины на 1-1,5 сантиметра. При несоблюдении этого условия нужно взять дистиллированную воду и долить ее во все отверстия.

Следующий этап – зарядка АКБ. Чтобы максимально упростить этот процесс желательно приобрести популярное зарядное устройство (ЗУ), позволяющее минимизировать объем проводимых работ. Во время этого нужно следовать некоторым правилам:

  • Необходимо чтобы пробки оставались выкрученными (открытые заливные горловины).
  • Подключая ЗУ к батарее важно соблюдать полярность: черный провод – отрицательная клемма, красный – положительная. Ошибка в полярности может вывести ЗУ со строя, исключением станут аппараты, имеющие специальную защиту.
  • Как только подключили зарядное устройство к батарее можно включить его в сеть электропитания.
  • Дорогие зарядные устройства предотвращают сильное кипение электролита во время зарядки, однако, рекомендуется проводить процедуру зарядки АКБ в проветриваемом, а лучше всего нежилом помещении (например, лоджия или гараж, в крайнем случае – коридор).
  • Оставить батарею для зарядки, эта процедура занимает от 10 до 13 часов.
  • Убедится, что зарядка завершена можно с помощью пузырей газа, выделяющихся из электролита.
Читать еще:  Как правильно пользоваться кондиционером в машине

Как только аккумулятор полностью зарядился, его необходимо отключить от сети и оставить на пару часов для того, чтобы он отстоялся.

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом

Теперь можно приступать к проверке плотности электролита, поможет провести измерения специальный прибор – ареометр. Электролит – водный раствор серной кислоты, поэтому нужно быть осторожным и проводить все процедуры в специальных резиновых перчатках.

Плотность электролита основывается на соотношении дистиллированной воды и серной кислоты – 1 к 1,25 соответственно. Следовательно, нормальная плотность электролита составляет 1,25-1,27 г/куб. см при температуре от +18 до +25 градусов по Цельсию, а чтобы он не замерз в зимний период необходимо, чтобы плотность была не менее чем 1,18 г/куб. см.

Повысить плотность электролита можно, если слить старый водный раствор серной кислоты из аккумулятора, заменив его новым готовым, который можно найти в любом специализированном магазине. Также можно самостоятельно купить аккумуляторную кислоту и дистиллированную воду, смешав их в правильной пропорции.

Важно! Многие неопытные автолюбители советуют поднимать плотность, добавляя в старый электролит новый, более высокой плотности. Если смешать два электролита разной плотности, то это повлечет за собой разрушение свинцовых пластин, итог – через несколько месяцев нужно будет покупать новый аккумулятор.

Как только плотность электролита и уровень заряда АКБ пришли в норму, следует провести завершающий этап подготовки батареи к зиме – проверка напряжения на клеммах. Для этого можно взять вольтметр или цифровой мультиметр (включить режим измерения постоянного напряжения). Для правильной работы и эксплуатации напряжение на клеммах должно составлять не менее 12,6 В (вольт).

Утепление аккумуляторной батареи на зиму

Для исправной работы АКБ в зимнее время нужно утеплить его внутри моторного отсека. Виды утеплителей, пользующиеся популярностью у отечественных владельцев авто:

  • Электрические нагреватели – элементы, которые устанавливают в специальный термокейс для батареи, дополнительно оснащая его терморегулятором и специальным индикатором, показывающим процент заряда аккумулятора.
  • Пассивные – так называемые «шубы» или «термокейсы», выполненные из специальных теплоизолирующих материалов. Эти виды утеплителей выполняют роль «термоса», удерживающего тепло.

Главная функциональная задача утеплителя – удержание температуры на должном уровне, позволяющем сохранять работоспособность АКБ в холодное время года. Проблема заключается в том, что при низких температурах аккумулятор не успевает зарядиться во время непродолжительной поездки. Утеплитель помогает ускорить этот процесс, так как время на нагрев электролита существенно уменьшается.

Основное достоинство утеплителей для АКБ – они устойчивы к агрессивным химическим воздействиям и изготавливаются из негорючего сырья. В случае отдельного хранения аккумулятора его также можно согревать, используя для этого простые материалы, не поддающиеся процессу горения. Готовый чехол можно приобрести в автомобильном магазине или сделать вручную, главное, чтобы он не проводил электричество. При этом важно, чтобы АКБ хранился в помещении с низкой влажностью и постоянной циркуляцией воздуха. Также необходимо предотвратить попадание прямых солнечных лучей на корпус батареи, так как пластик может деформироваться, что повлечет за собой сбои в работе.

Меры безопасности при работе с аккумулятором

Для того чтобы обезопасить себя во время приготовления или заливки электролит, установки АКБ на зарядку необходимо действовать в специальной форме, а именно:

  1. Резиновые сапоги.
  2. Защитные очки со светлыми и темными стеклами.
  3. Кислотно-щелочестойкие перчатки.
  4. Прорезиненный фартук.
  5. Брезентовые нарукавники.

Дополнительно при себе нужно иметь емкость с холодной водой, нашатырный спирт и соду (пищевую). В используемом для работы с аккумулятором помещении запрещено хранить или употреблять пищу, курить. Куски щелочи ни в коем случае нельзя брать руками, а при их растворении не рекомендовано использовать стеклянную посуду. В случае, если щелочь попала на кожу ее нужно нейтрализовать, воспользовавшись 3% раствором борной кислоты.

Если электролит попал на обувь или одежду, то нужно промыть их водой, нейтрализовав кислоту нашатырным спиртом или бикарбонатом натрия (содой). Также нельзя переворачивать АКБ, так как это может вызвать короткое замыкание. Что касается смешивания электролита, нужно вводить кислоту в воду, а не вливать воду в раствор, так как жидкости имеют разную плотность.

ВИДЕО: Как подготовить аккумулятор к зиме?

Подготовка аккумулятора авто к зиме

При наступлении холодов владельцев автомобилей, на которых стоят АКБ не «первой свежести» (а таких большинство), ждут сюрпризы в виде затруднённости, а зачастую и невозможности пуска двигателя. Связано это с несколькими причинами, среди которых – замедление химических реакций в батарее и загустевание масла в моторе из-за отрицательной температуры. Последняя причина резко увеличивает нагрузку на АКБ, с которой она иногда не справляется. Как подготовить аккумулятор к зиме и что для этого нужно сделать?

Подготовка аккумулятора к зиме

В период холодов аккумуляторная батарея работает с повышенной нагрузкой. Причина – в расходе дополнительной энергии на обогрев салона, стёкол, зеркал, в дорогих комплектациях авто – руля, переднего и заднего ряда кресел. Если сюда ещё приплюсовать частые и короткие поездки, многократные пуски двигателя, то станет очевидным, что АКБ постоянно находится в экстремальной ситуации.

Новая батарея особых хлопот не доставит. Единственная хитрость, которой стоит воспользоваться, – включение перед пуском мотора дальнего света примерно на 30–60 секунд. Такая процедура разогреет аккумулятор, и двигатель запустится быстрее. Иное дело батареи возрастом 2 года и более. Такие изделия желательно снимать (например, на ночь), если машина остается на улице или в неотапливаемом гараже. Алгоритм подготовки аккумулятора к зиме:

  1. Откройте капот и отсоедините сначала «минусовую» клемму, затем «плюсовую» (но не наоборот!).
  2. Отсоедините крепление АКБ.
  3. Вытащите аккумулятор (его нельзя наклонять и стучать по нему).
  4. Очистите изделие.
  5. Проверьте проходимость вентиляционных отверстий (на пробках) и при необходимости восстановите её.

Для очистки используйте раствор соды в воде: пара чайных ложек на стакан. Процедура очистки далеко не второстепенная: грязь вызывает хоть и медленный, но саморазряд.

Нужно ли подзаряжать аккумулятор авто перед зимой

Рекомендуется, особенно если изделию не первый год. После очистки корпуса изделия следует заняться клеммами для обеспечения лучшей проводимости тока: воспользуйтесь мелкой наждачкой. По окончании очистки выкрутите пробки банок или снимите защитную крышку, в зависимости от конструкции батареи. Электролит должен быть выше пластин на 10–15 мм. Если это не так, долейте дистиллят. Только после этого можно продолжать подготовку аккумулятора к зимней эксплуатации и подключать его к зарядному устройству (ЗУ):

  1. Банки оставляйте открытыми.
  2. Соблюдайте полярность при подключении, в противном случае возможна поломка ЗУ, АКБ (в более дорогих зарядках есть система защиты от подобной ошибки).
  3. Сначала подсоедините батарею к ЗУ и только потом включите его в сеть.
  4. Зарядку осуществляйте в проветриваемом, а лучше нежилом помещении (в крайнем случае, если это квартира, заряжайте аккумулятор в коридоре).
  5. Время процесса – 10–12 ч.
  6. Прекращать процедуру необходимо при выделении из раствора газовых пузырей.

Теперь понятно, что вопрос «надо ли заряжать аккумулятор перед зимой» перед автовладельцем не стоит. Небольшой нюанс: если ваш аккумулятор заряжается буквально за пару часов, такое изделие пора менять. И ещё: все действия с аккумулятором следует выполнять в резиновых перчатках.

Следующая стадия зарядки аккумулятора перед зимой – проверка плотности электролита с помощью специального прибора – ареометра. Требуемое значение – 1,27 (если вы проживаете в регионе, где сильные морозы не редкость, показатель стоит довести до 1,29–1,3). Тестирование необходимо проводить при температуре +18–25° С. Если плотность не соответствует требуемому значению, долейте дистиллят. В случае, когда показания ареометра чрезвычайно низкие (менее 1,2), стоит слить весь раствор и залить новый. Электролит плотностью 1,27, уже готовый, реализуется в автомагазинах. Также можно купить кислоту, дистиллят и получить раствор нужной плотности.

Здесь есть важный момент: неопытные автовладельцы зачастую не сливают полностью старый химраствор, а просто добавляют новый, нужной плотности. Такие действия могут привести к разрушению пластин. В итоге батарея протянет пару-другую месяцев, не более. Закончив манипуляции с электролитом, ставьте АКБ на зарядку (напряжение на клеммах должно быть не менее 12,5 В).

Последующий этап не менее важный по сравнению с предыдущими: нужно утеплить батарею. Есть два способа:

  1. Активный. Это так называемые термокейсы: электрические обогреватели, не допускающие чрезмерного охлаждения батареи. Устройства снабжены индикатором, информирующим о проценте заряда АКБ.
  2. Пассивные. Здесь имеется в виду банальное утепление аккумулятора посредством тёплого материала.

Нужно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор авто перед зимой

Ответ однозначный – да. Ёмкость такой батареи со временем уменьшается, и регулярная подзарядка необходима. Особенно это важно в случае постоянных кратковременных поездок, в течение которых АКБ не успевает зарядиться на 100 %.

Необслуживаемые батареи, как правило, не позволяют замерить плотность электролита. Процедура зарядки такая же, что и для обслуживаемых АКБ. Её потребуется снять с автомобиля и поставить в тёплое место. Вначале, приблизительно в течение часа, заряжайте батарею током не более 2 А. Затем установите нужное значение. Например, если ёмкость 60 А/ч, то поверните переключатель на 6 А, при этом напряжение на клеммах не должно быть больше 15,5 В. Процесс считается законченным, когда сила тока упадёт до 0,2 А или ниже. Ориентироваться можно и по индикатору-«глазку», который приобретёт зелёный оттенок. В конце зарядки U = 13,2 В. Впоследствии оно понизится до 12,6–12,7 В, что нормально. То есть ответ на вопрос, стоит ли заряжать аккумулятор перед зимой, очевиден.

Выводы

Своевременный контроль над состоянием батареи, её утепление (также не забывайте и о подкапотном пространстве – соответствующий материал продают в автомагазинах), подзарядка – всё это даст нужный эффект. В итоге совсем несложные действия позволят вашему аккумулятору быть в состоянии постоянной готовности. А о том, как зарядить аккумулятор зимой, подробно рассказано выше.

Подготовка аккумулятора к зимнему сезону

Аккумуляторная батарея в автомобиле напрямую отвечает за пуск двигателя в любую погоду. Теплая погода часто позволяет игнорировать состояние аккумулятора и не заглядывать под капот. Как правило, все меняется с наступлением холодов. И если в теплое летнее время неисправный аккумулятор пока не доставляет проблем, то с наступлением первых заморозков запуск двигателя становится существенной проблемой.

Конечно, можно завести автомобиль «с толкача», с буксира, а старые модели автомобилей – при помощи заводной ручки. Если вы считаете все эти действия вполне приемлемыми, можете не тратить свое время и не читать дальше.

Читать еще:  Почему потеет лобовое стекло

Стоит лишь помнить о том, что невнимательное отношение и экономия на аккумуляторной батарее могут обернуться более значительными затратами. При запуске с буксира непрогретого двигателя, последствия в лучшем случае могут быть в виде испачканной грязью одежды и рук. В худшем – может произойти обрыв ремня ГРМ или обрыв шатунов, с последующими колоссальными затратами на ремонт или замену двигателя.

В экстренных случаях двигатель можно запустить при помощи проводов для прикуривания. В этом случае необходимо наличие автомобиля с исправной аккумуляторной батареей. Достаточно подсоединить зажимы типа «крокодил» к плюсовой клемме своего аккумулятора и к плюсовой клемме аккумулятора второго автомобиля. Соответственно, минусовые клеммы также соединяются вторым проводом. Двигатель автомобиля, с которого осуществляется «прикуривание», не рекомендуется глушить. Для удобства провода прикуривателя имеют черную и красную окраску. Нельзя подключать плюс аккумулятора-донора к минусу аккумулятора вспомогательного автомобиля!

Другой способ экстренного пуска двигателя – использование зарядного устройства с функцией запуска. Это устройство способно выдавать пусковой ток, необходимый для вращения электродвигателя стартера. Эти способы запуска двигателя являются одними из самых удобных и безопасных. И все же, лучше лишний раз не полениться, открыть капот и проверить состояние аккумулятора и его контактных клемм.

Почему аккумулятор теряет мощность?

Номинальный срок службы обычной аккумуляторной батареи составляет до трех лет. Очень часто, проблемы с зарядкой начинаются гораздо раньше. Многое зависит от фирмы-изготовителя. Например, аккумуляторные батареи Berga, Mutlu, Autopower являются одними из самых надежных. Они способны обеспечивать мощный пусковой ток в любых условиях, в том числе и при низких температурах. Очень часто аккумуляторы этих производителей можно встретить под капотом многих новых марок автомобилей, поставляемых с завода.

Вместе с тем, причин того, что обычный стандартный аккумулятор не может обеспечить нормальный пусковой ток, довольно много.

Среди них наиболее часто встречаются систематический недозаряд, обусловленный состоянием генератора, сильно окисленными клеммами с плохим контактом или применением аккумуляторной батареи, чья номинальная емкость превышает ток зарядки от генератора. Например, использование аккумуляторной батареи, емкостью 65 – 75 Ач при генераторе с током зарядки 55 Ач приведет к ее систематической недозарядке.

Недополучает аккумуляторная батарея зарядку и в результате езды с постоянно включенным ближним светом фар, особенно, если бортовая сеть автомобиля не рассчитана на это.

Электролит со временем может испаряться из банок. Этому способствует высокая температура воздуха, повышенные нагрузки в бортовой сети или генератор, выдающий повышенный ток зарядки.

К другим причинам, в результате которых падает мощность аккумулятора, можно отнести следующее:

  • осыпание активного слоя с пластин,
  • внутреннее короткое замыкание банок,
  • низкий уровень и плотность электролита,
  • испарение или утечка электролита через клапаны или трещины в корпусе.

Еще один фактор, непосредственно влияющий на срок эксплуатации аккумулятора – его хранение. При постоянной эксплуатации цикл зарядки-разрядки способствует лучшему протеканию окислительно-восстановительных процессов. Если аккумулятор длительное время не эксплуатируется, активное вещество осыпается с его пластин. Поэтому, аккумулятор – одна из деталей автомобиля, которая больше приходит в негодность от простаивания, чем от эксплуатации.

Как проверить аккумулятор?

Сначала следует осмотреть состояние корпуса и клемм аккумуляторной батареи. Нормальная работоспособная батарея не должна иметь трещин, потеков и следов коррозии на контактных клеммах. Если на батарее имеются следы коррозии и подтекания электролита, следует выяснить и устранить причину, либо купить новый аккумулятор.

Функциональное состояние аккумуляторной батареи лучше всего проверить при помощи специального прибора – нагрузочной вилки. С ее помощью можно оценить работоспособность аккумулятора не только по наличию номинального напряжения на его клеммах, но и произвести замер силы тока, который он способна держать батарея.

Уровень зарядки можно оценить при помощи вольтметра или тестера с возможностью измерения постоянного напряжения. Если напряжение аккумулятора меньше 12,6 В, значит, он разряжен, либо имеются другие проблемы (низкий уровень или плотность электролита, замыкание пластин).

Все аккумуляторы условно подразделяются на обслуживаемые и необслуживаемые. К обслуживаемым аккумуляторным батареям относятся все, оборудованные заглушками с газоотводными клапанами, которые достаточно легко можно снять. Необслуживаемые гелевые или свинцово-кислотные аккумуляторы также имеют технологические заглушки, снять которые возможно только лишь при помощи специальных инструментов и оборудования.

Обязательно следует проверить уровень электролита в банках. Для этого, необходимо вывернуть заглушки и визуально определить уровень электролита в каждой секции (банке) аккумуляторной батареи. Если уровень ниже пластин, электролит необходимо долить, чтобы свинцовые пластины полностью находились в нем.

При работе с электролитом помните: он содержит в своем составе серную кислоту, являющуюся очень агрессивной жидкостью. Избегайте попадания электролита на открытые участки кожи и глаз!

Обслуживание аккумуляторной батареи

Как все узлы и агрегаты в автомобиле, аккумуляторная батарея нуждается в периодическом обслуживании. Для этого, аккумулятор необходимо отключить, сняв с него контактные клеммы, затем очистить от грязи, пыли. Далее следует зачистить клеммы специальной щеткой-ершиком, позволяющей зачищать клеммы удобнее, быстрее и качественнее, чем зачастую применяемой для этой целей наждачной, после чего нанести на них смазку для контактов.

Потеки электролита лучше всего удалить при помощи протирки корпуса батареи тряпкой, смоченной в растворе пищевой соды. Особое внимание следует уделить состоянию вентиляционных клапанов. Если они загрязнены, их необходимо очистить.

Для определения уровня электролита следует открыть все заглушки. Для определения плотности электролита, необходим специальный прибор – ареометр. Он представляет собой стеклянную колбу с поплавком и резиновой грушей.

Плотность необходимо замерять на полностью заряженном аккумуляторе. При помощи груши ареометра выкачивается часть электролита из каждой секции. Плотность высчитывается по делениям шкалы стеклянного поплавка, сопоставляемой с уровнем электролита. При низкой плотности поплавок будет глубже погружаться в жидкость, при высокой – всплывать. Номинальная плотность электролита должна быть не ниже 1,27 г/см3. При низкой плотности необходимо полностью заменить электролит.

Правильная эксплуатация аккумулятора не может быть без зарядного устройства. В нашем магазине имеется широкий выбор зарядных устройств для всех типов аккумуляторных батарей. При зарядке аккумулятора важно помнить о том, что ток зарядки не должен превышать 0,1 от номинальной емкости. Так, ток зарядки для аккумуляторной батареи, емкостью 55 Ач должен быть не более 5,5 ампер.

Перед началом зарядки, рекомендуется снять заглушки со всех секций батареи. После окончания зарядки следует удалить капли электролита с поверхности аккумулятора при помощи тряпки, смоченной в растворе пищевой соды.

Современные зарядные устройства имеют ряд полезных функций, среди которых имеется возможность неотложного пуска двигателя, а также функция «тренировки» аккумуляторной батареи, представляющая собой короткие циклы зарядки-разрядки батареи до незначительного падения мощности. Такая функция способствует улучшению протекания окислительно-восстановительных реакций.

В нашем магазине вы можете подробно ознакомиться с надежными зарядными и пуско-зарядными устройствами ведущих мировых производителей.

Готовим аккумулятор к зиме

В условиях суровой зимы аккумуляторная батарея не только подвергается воздействию низких температур, но и повышенной нагрузке по пусковому току. Это связано с тем, что загустевшее масло, тепловая усадка движущихся деталей двигателя существенно повышают механическую нагрузку на стартер и как следствие на аккумулятор.

Кроме этого, возрастает нагрузка на аккумулятор при постоянной работе электромотора отопителя, устройств обогрева стекол, зеркал, сидений. При краткосрочных поездках по городу генератор не может обеспечить зарядку аккумулятора до необходимого уровня. Поэтому, для успешного пуска двигателя, необходимо подготовить аккумулятор к зимней эксплуатации:

  1. Проверить уровень и плотность электролита во всех секциях. Если аккумуляторная батарея используется очень долгое время, ее пора менять. Иначе, даже исправный на первый взгляд, аккумулятор может подвести вас в самый неожиданный момент.
  2. При покупке нового аккумулятора обязательно обращайте внимание на производителя.
  3. Обратите внимание на состояние клемм. Очень часто, пуск двигателя становится невозможным из-за окисленных контактов. После их зачистки рекомендуется обработать их специальной смазкой, которую вы можете купить в нашем магазине.
  4. При использовании автомобиля в суровых зимних условиях, рекомендуется использовать тепловую защиту аккумулятора. Термозащита представляет собой чехол для аккумуляторной батареи, способный длительное время поддерживать постоянную температуру. Благодаря использованию термозащиты, аккумулятор останется работоспособным долгое время.

Батарейка на зиму

Батарейка на зиму

Первые морозы — это критические дни для аккумуляторных батарей автомобиля. Аккумулятор, который, казалось, не имеет никаких проблем и изо дня в день спокойно заводит машину, зимой может вдруг откликнуться на поворот ключа только грустным вздохом стартера, треском втягивающего реле и гаснущими лампами. Что поделать — батарея такой же расходный элемент, как, например, шины, и требует периодической замены. Как правильно выбрать аккумулятор и что делать, чтобы он прослужил подольше, рассказывают специалисты.

Александр Хаустов, технический директор Bosch Service:

— При подборе аккумуляторной батареи надо учитывать массу факторов: емкость, стартовый ток, параметры генераторной установки, регион эксплуатации, марку автомобиля и его техническое состояние.

В нашем магазине мы используем специальную программу, которая точно указывает, какую именно батарею надо поставить на данный автомобиль. Теоретически каждый продавец должен предоставить такую информацию. Бывает, что покупатели, считая себя технически подкованными, уверены в своем выборе и требуют АКБ с совершенно неподходящими параметрами. В таких случаях продавец обязан предупредить, что гарантии правильной работы батареи никто дать не сможет. Например, аккумулятор емкостью 70 А.ч покупают для «Нивы» или «Жигулей» классической модели. Генераторная установка этих машин не в силах полностью зарядить такой аккумулятор, и в итоге АКБ будет хронически недозаряжена. Как следствие, снижается ресурс батареи. Для «Нивы» или «классики» оптимальным является аккумулятор емкостью 55 А.ч. При неправильном подборе аккумуляторная батарея может выйти из строя очень быстро.

Наша практика работы с аккумуляторами Bosch (больше семи лет) свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев проблемы с пуском двигателя не являются следствием заводского брака АКБ. Нередко эти проблемы вообще не связаны с аккумуляторами. Чаще всего батареи приходят в негодность из-за неверного подбора при покупке и неправильной эксплуатации.

Важную роль для надежного функционирования аккумуляторной батареи играет и техническое состояние автомобиля. Недавно к нам обратился владелец Kalina с жалобой на неправильную работу аккумулятора: батарея слишком быстро разряжалась. После обследования выяснилось, что причиной утечки тока были некорректно установленные магнитола и сигнализация. Неправильная работа генератора также способствовала быстрому разряду аккумуляторной батареи. При таких условиях даже новый аккумулятор не может нормально работать.

Читать еще:  Где находится предохранитель на магнитолу

Правильно подобранный аккумулятор может выйти из строя по целому ряду причин.

— Длительная прокрутка двигателя стартером при попытках завестись (особенно зимой).

— Повышенный ток потребления электрооборудования в состоянии покоя (сигнализация, утечка на массу), в результате чего при длительной стоянке происходит глубокий разряд аккумулятора.

— Неисправности генератора: межвитковое замыкание, выход из строя регулятора, неисправность диодного моста.

— Неверная регулировка натяжения ремня генератора.

— Повышенный нагрев батареи в теплое время года.

— Чрезмерное охлаждение разряженной батареи зимой.

— Плохое срабатывание выключателей освещения багажника или салона, включенные фары или магнитола при неработающем двигателе.

Неисправную аккумуляторную батарею эксплуатировать нельзя! Особенно в современных автомобилях с большим количеством электронных систем.

Напряжение бортовой сети может возрасти в несколько раз, предохранители не успеют вылететь, и из строя выйдут дорогостоящие блоки управления.

Ни в коем случае нельзя снимать клемму с аккумулятора при работающем двигателе! Хорошо, если просто сгорят все лампочки, но, если из строя выйдет блок управления стоимостью больше 1000 евро, это уже серьезно. Часто неквалифицированные действия механиков или самих автовладельцев могут привести к очень серьезным последствиям.

При длительном хранении аккумулятор не следует оставлять на улице. Для того чтобы аккумуляторную батарею сохранить в рабочем состоянии, необходимо отключить ее от автомобиля.

Однако надо учитывать, что в некоторых современных автомобилях отключение аккумуляторной батареи может привести к потере всех характеристик, записанных во внутренних электронных системах. При вводе в эксплуатацию автомобиля после отключения батареи приходится заниматься адаптацией бортовых систем.

Оптимальные условия хранения аккумуляторной батареи — это стабильная температура порядка 5–6 градусов (например, в подвале). Для того чтобы уменьшить степень саморазряда АКБ, стоит охладить батарею, соблюдая определенные критерии. В таком состоянии аккумулятор может храниться очень долго. Однако надо учитывать, что мы рассматриваем варианты зимнего хранения совершенно исправных батарей. Если у аккумулятора есть саморазряд, то за зиму он разрядится и при попытке его реанимировать можно не вернуть характеристик, которые заявлены заводом. Для новых аккумуляторных батарей перед вводом в эксплуатацию допускается два года складского хранения.

В процессе хранения АКБ можно провести цикл «тренировки» батареи. Под этим циклом подразумевается разрядка аккумулятора с последующей его зарядкой, при этом необходимо строго контролировать степень разрядки батареи. Те индикаторы разряда, которые стоят в некоторых аккумуляторах, очень приблизительно показывают степень зарядки, поскольку устроены очень примитивно.

Все почему-то думают, что внутри АКБ стоит лампочка. На самом деле (открою для кого-то «страшную тайну») это не лампочка — это поплавок, который в зависимости от плотности электролита занимает определенное положение. Наличие лампочки предполагает некоторое потребление тока, соответственно разряд батареи. Абсурдно было бы иметь индикатор заряда, который потребляет энергию. Аккумулятор может отлично сохраниться и без «тренировки», но лишь при условии, что он в хорошем состоянии.

Существуют обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы.Конструктивных отличий у них немного. Принцип работы и процессы, протекающие внутри батареи, идентичны.

В необслуживаемых батареях, как правило, отсутствуют пробки, через которые можно проконтролировать уровень электролита, они зачастую запаяны или заклеены скотчем. При вскрытии такой батареи автоматически пропадает гарантия, так как в гарантийном талоне отмечена недопустимость механических повреждений. В необслуживаемых батареях предотвращен процесс выкипания электролита. Многолабиринтная верхняя часть моноблока устроена таким образом, что пары влаги, которые выделяются в процессе зарядки, сепарируются и возвращаются обратно.

В аккумуляторных батареях обслуживаемого типа уровень электролита надо контролировать достаточно часто. Особенно летом, когда процесс испарения идет интенсивно. Падение уровня электролита может вызвать выход батареи из строя.

В настоящее время обслуживание характерно для аккумуляторных батарей, которые применяются на грузовом автотранспорте. Что касается легковых автомобилей, для них в основном используют необслуживаемые батареи. Единственная категория, которая может встретиться в этом сегменте, — это сухозаряженные батареи, которые допускают очень большой срок складского хранения. Для введения такой батареи в процесс эксплуатации ее надо залить электролитом и зарядить. В настоящее время появились так называемые гелевые аккумуляторные батареи. Эти батареи обладают уникальными свойствами. Аккумуляторы такого типа рекомендованы для использования на автомобилях, которые содержат много бортовых систем, требующих постоянного питания.

Есть суперсовременные авто, на которые кроме гелевых аккумуляторов ничего нельзя поставить. Такие батареи не содержат жидкий электролит, их можно эксплуатировать в любом положении, они не выделяют никаких газов, срок эксплуатации — до 12 лет, стоимость — около 6 тыс. рублей.

На ресурс АКБ влияет количество циклов «заряд-разряд». При условии правильной эксплуатации аккумуляторные батареи можно эффективно использовать в течение 3–5 лет. Для АКБ Bosch: если эксплуатировать в режиме такси — гарантия всего один год, если эксплуатировать в обычном режиме, дается два года гарантии.

Глубокий разряд аккумулятора выводит его из строя. Аккумулятор, разряженный до 8 В, автоматически снимается с гарантии, так как внутри батареи происходят необратимые процессы. Перезарядка также пагубно сказывается на свойствах аккумулятора. Перезаряженная батарея, функционирующая в автомобилях с высоким бортовым напряжением, в ходе дальнейшей эксплуатации начинает саморазрушаться. Перезаряд может произойти и во время неквалифицированной дозарядки бытовым самодельным устройством. Для того чтобы правильно зарядить аккумулятор, следует пользоваться заводским зарядным устройством.

Главным отличием технологии «кальцийкальций» является замена традиционно используемой в пластинах аккумуляторов сурьмы, вредного для человека химического элемента, совершенно безвредным кальцием. Это делает аккумуляторное производство экологически чистым и безопасным. Кроме того, использование данной технологии определяет улучшенные эксплуатационные свойства АКБ:

— высокие пусковые токи;

— низкий саморазряд во время длительного простоя автомобиля;

— низкий расход воды во время эксплуатации;

— существенное расширение диапазона рабочих температур.

Покупка аккумулятора и подготовка к эксплуатации

При покупке АКБ необходимо произвести внешний осмотр на предмет отсутствия механических повреждений, трещин, сколов, разгерметизации корпуса и полюсных выводов.

Проверить напряжение на полюсных выводах. При напряжении менее 12,6 В АКБ необходимо зарядить. Заряд АКБ следует производить при комнатной температуре. Затем нужно проверить уровень электролита (при наличии заливных отверстий). Плотность замеряют при помощи ареометра с одновременным замером температуры электролита. Плотность электролита должна быть в пределах (1,27–1,29) г/см3 при +25°С. При плотности электролита ниже 1,26 г/см3 АКБ необходимо зарядить.

Если аккумулятор укомплектован индикатором плотности и уровня электролита, необходимо руководствоваться показаниями: зеленый — уровень и плотность в норме (батарея заряжена); черный — низкая плотность электролита (батарею необходимо зарядить); белый — низкий уровень электролита (необходимо долить дистиллированную воду).

Андрей Бордунов, директор магазина AutoExpress:

— При выборе аккумулятора престиж и известность марки для покупателя имеют решающее значение. Я считаю, что рядовой автомобилист не обязан знать химический состав и технологию изготовления электролита и пластин — это и не всякий продавец знает. В то же время легко запомнить три основные характеристики, на которые нужно обращать внимание при покупке. Первая — это номинальное напряжение, которое у всех аккумуляторов одинаковое. Всегда просите продавца проверить напряжение нагрузочной вилкой. Второй параметр — емкость аккумулятора, измеряемая в А.ч. Чем больше емкость, тем меньшее количество попыток потребуется водителю для пуска двигателя. Соответственно и цена аккумулятора прямо пропорциональна его емкости. Третий — сила пускового тока. Она может быть указана в четырех разных системах: ГОСТ — для отечественных аккумуляторов, EN — единый европейский стандарт, а также DIN и SAE — для аккумуляторов американского производства.

Покупая аккумулятор, убедитесь, что его пластины пакетированы. Для того чтобы это проверить, достаточно открыть заливную пробку. Изолирующая оболочка пластин предотвращает замыкание и увеличивает срок службы аккумулятора. Постоянное напряжение — залог надежной службы, поэтому очень важно не допускать перезарядки или недозарядки. Желательно не использовать ускоренных методов зарядки — ресурс аккумулятора от этого вырабатывается гораздо быстрее. И конечно, ни в коем случае нельзя допускать попадания в электролит посторонних веществ: бензина, масла, обычной грязи.

Владимир Тонких, индивидуальный предприниматель.

— Какие бывают аккумуляторы?

— Аккумуляторы бывают кислотные и щелочные. Щелочные в основном используются на больших установках промышленного значения. Большинство автомобильных аккумуляторов кислотные, с плотностью электролита 1,27 г/см3. Как правило, с завода-изготовителя аккумуляторы приходят с меньшей плотностью — около 1,23г/см3. Поэтому после покупки нового аккумулятора его желательно поставить на зарядку.

— Какие лучше — обслуживаемые аккумуляторы или необслуживаемые?

— В обслуживаемый аккумулятор электролит доливается, а в необслуживаемый — нет. Необслуживаемые аккумуляторы считаются очень надежными: сколько написано в паспорте — столько и прослужит. Конечно, если речь идет о марках, известных своим качеством, типа Bosch.

— Расскажите подробнее о сухозаряженном аккумуляторе.

— Это аккумулятор, при покупке которого вы заливаете электролит самостоятельно. После заливки следует подождать около шести часов, чтобы пластины должным образом пропитались. Только после этого аккумулятор ставится на зарядку.

— Как нужно обращатьсяс аккумулятором, чтобы его ресурс не выработался раньше положенного срока?

— Как и любая другая составляющая автомобиля, аккумулятор требует регулярной проверки и ухода. Постоянно нужно следить за зарядом — для этого на современных аккумуляторах имеются специальные индикаторы. Рабочее напряжение в сети автомобиля — от 13,8 до 14,2 В. Если индикатор показывает 12 В, значит, аккумулятор разряжается.

Летом очень важно следить за количеством электролита в банках и своевременно подливать дистиллированную воду. Иначе аккумулятор выкипает и пластины осыпаются.

— Какие аккумуляторы вы посоветовали бы использовать в наших условиях, учитывая соотношение цена / качество? Каким маркам отдают предпочтение воронежцы?

— Дело в том, что за последние несколько месяцев цены на аккумуляторы очень сильно выросли — на 40, а то и на 50 процентов. Что же касается качества, то я рекомендую автомобилистам использовать Titan или Titan Arctic. За те три года, что я работаю с этой маркой, жалоб от клиентов практически не поступало. Было всего три или четыре единицы с заводским браком. Проблемы возникают в основном из-за неправильной эксплуатации. Каждый человек, у которого аккумулятор проработал больше трех лет, старается брать ту же марку.

— В среде автомобилистов бытует мнение, что даже дорогой аккумулятор редко служит дольше трех лет.

— Это неправда. Конечно, водитель маршрутки типа «Газель» может убить аккумулятор и за один год. Особенно если «Газель» не его собственная. Но при правильной эксплуатации аккумулятор может прослужить и шесть лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector