Как убрать люфт в рулевой колонке
Avtorazbor61.ru

Автомобильный портал

Как убрать люфт в рулевой колонке

Регулировка люфта руля ВАЗ 2107

Увеличенный люфт руля ВАЗ 2107 — достаточно распространенная проблема, характерная для всего семейства “классики”. В большинстве случаев устранить неисправность можно самостоятельно, не прибегая к сложному дорогостоящему ремонту. Важно лишь правильно диагностировать и локализовать причины люфта в рулевом механизме.

Проверка люфта руля ВАЗ 2107

Большой люфт руля ВАЗ 2107 — понятие расплывчатое. Между тем, допустимый люфт руля имеет установленные нормативы. Для “классики” он составляет 5 градусов. Чтобы проверить люфт, на СТО используется специальный прибор — люфтомер. В домашних условиях можно обойтись без него. Для этого понадобится линейка, мел (или проволока) и помощь напарника.
Проверка величины люфта выполняется следующим образом:

  • установить машину на ровную площадку;
  • проверить давление в шинах, при необходимости подкачать их;
  • выставить руль так, чтобы колеса были направлены параллельно оси машины;

Важно: если колеса стоят ровно, а спица колеса перекошена, то возможно нарушение углов установки колес, наличие дефектов подвески и рулевого управления. Следует выполнить регулировку или ремонт рулевого управления и подвески.

  • разместите линейку так, чтобы она уперлась в приборную панель, касалась верхней частью переключателя света фар и, вторым концом, обода колеса;
  • плавно вращайте руль, пока напарник следит за положением передних колес;
  • как только колеса начнут смещаться, остановите вращение руля;
  • сделайте мелом отметку на рулевом колесе напротив линейки (или оберните руль проволокой);
  • плавно вращайте руль в другом направлении, пока напарник не заметит, что колеса начали поворачиваться;
  • нанесите мелом на рулевое колесо еще одну отметку или оберните его вторым куском проволоки;
  • померяйте расстояние между метками по ободу колеса.

Люфт 5 градусов соответствует смещению 17 мм при диаметре рулевого колеса 40 сантиметров.

Причины люфта руля ВАЗ 2107

Если вы заметили недопустимый люфт руля ВАЗ 2107, причины его могут заключаться в следующем:

  • не затянута центральная гайка крепления рулевого колеса на оси;
  • ослаблена гайка крепления рулевой колонки к редуктору;
  • не отрегулирован червячный редуктор рулевого механизма;
  • изношены втулки маятника рулевого механизма;
  • повреждены рулевые тяги или изношены их наконечники.

Все перечисленные проблемы требуют немедленного вмешательства. Иначе рулевой механизм может выйти из строя и машина потеряет управление.

Как убрать люфт руля на ВАЗ 2107

Начать работу следует с проверки затяжки резьбовых соединений рулевого механизма и состояния рулевых тяг (наконечников). Погнутые тяги или изношенные шарниры рулевых наконечников подлежат замене. Для этого придется воспользоваться съемником и гаечным ключом на 22. Не стоит пытаться выровнять тяги или отремонтировать наконечники. В целях безопасности эти детали всегда нужно заменять новыми.
Далее следует проверить состояние маятника и регулировку червячного редуктора.
Изношенные втулки маятника необходимо заменить новыми. Для этого необходимо открутить от него рулевые тяги (используется ключ на 22 и съемник) и демонтировать маятник с автомобиля, открутив болты крепления. Маятник зажать в тиски, вынуть шплинт и открутить регулировочную гайку. Когда гайка откручена, можно разобрать маятник и заменить изношенные втулки новыми. При сборке маятника необходимо закрутить регулировочную гайку так, чтоб его сошка вращалась с усилием 1-2 килограмма.
Если все детали заменены или исправны, а резьбовые соединения затянуты, регулировка люфта руля ВАЗ 2107 осуществляется за счет регулировки рулевого редуктора. Для этого понадобится ключ на 19 и мощная шлицевая отвертка. Регулировка выполняется следующим образом:

  • выровнять колеса, установив их в положение, соответствующее прямолинейному движению;
  • очистить крышку рулевого редуктора от грязи и масляных потеков;
  • снять защитный колпачок с регулировочного винта;
  • ключом на 19 ослабить контргайку, фиксирующую регулировочный винт;
  • отверткой закрутить регулировочный винт, уменьшая люфт рулевого редуктора;
  • затяните контргайку, удерживая регулировочный винт отверткой;
  • проверьте, легко ли вращается рулевое колесо и соответствует ли люфт допустимым пределам;
  • при необходимости повторите регулировку.

Таким образом можно отрегулировать люфт руля ВАЗ 2107 в соответствии с границами, установленными производителем.

Ремонт велосипеда: Как устранить люфт в рулевой колонке

Вы стали замечать какое-то небольшое, странное болтание руля на торможении? Возможно, добавились какие-то новые посторонние звуки при съезде с препятствий или руль стал туго поворачиваться? Такое бывает, когда ослабевают болты на выносе или крышке рулевой колонки или же подшипники рулевой приходят в негодность. Сейчас мы расскажем вам, как быстро и качественно устранить люфты и провести сервис.

Первым делом нам понадобится инструмент. Обычно можно обойтись следующими девайсами:

  1. Набор шестигранников;
  2. Ветошь, чтобы удалить остатки старой смазки;
  3. Консистентная смазка.

Конечно, можно было бы обойтись простой подтяжкой болтов, но гораздо лучше (и безопаснее) будет полностью осмотреть внутренности рулевой колонки, дабы в будущем вас не застал врасплох неудачно развалившийся подшипник или ещё чего хуже.

  1. Приступим, чтобы убедиться, что с вашей рулевой действительно что-то не так, одной рукой зажмите передний тормоз, а другой рукой рулевую колонку между выносом и рулевым стаканом. Покачайте велосипед вперед-назад и если люфт есть, то вы его обязательно почувствуете.

  1. Теперь, чтобы добраться до подшипников и проверить их используйте подходящий шестигранник (в моём случае это 5мм) открутите крышку вашей рулевой. Болт может скрываться за резиновой заглушкой, но она легко удаляется с помощь небольшой плоской отвёртки. Будьте внимательны, возможно, под вашей крышкой есть небольшое проставочное кольцо. Не потеряйте его!

  1. Послабьте болты выноса и придерживая вилку за корону поворачивайте вынос на штоке вилки «вправо-влево» и тяните его вверх, так его будет легче снять. Придерживать вилку обязательно, если вы используете велосипедный стенд и не хотите, чтобы подшипники и детали рулевой разлетелись по полу.
  2. Руль можно оставить болтаться на кабелях и гидролиниях, только убедитесь в том, что нет сильных изгибов, это может их повредить.
  3. Держась за корону плавно опускайте вилку вниз, а если вы проводите сервис без велосипедной стойки, то удерживая вилку тяните раму за верхнюю трубу вверх. Будьте осторожны, как только шток погрузится в рулевой трубе, проставочные кольца, топкеп и пыльник рулевой могут быстро ретироваться.
  4. Если у вас рулевая с насыпными подшипниками, то придётся попотеть, чтобы не потерять их. Рулевые с картриджными и закрытыми подшипниками лишены этой болячки. Можно подставить под вилку большое ведро, чтобы шарики подшипников падали прямо в него.
  5. Запомните расположение частей рулевой и уберите их с рулевой колонки, а вилку можно положить рядом.
  6. При помощи ветоши удалите все остатки грязи и старой смазки с деталей рулевой колонки, не забудьте про шток вилки. Протрите посадочные места подшипников и обследуйте их на предмет повреждений или выработки. Сами подшипники тоже нужно осмотреть. Если у вас закрытые подшипники, то просто покрутите их пальцами, они должны вращаться без подклинивания. В случае подклинивания или визуальных повреждений подшипники необходимо заменить.

  1. Если следов выработки на деталях рулевой и подшипниках вы не наблюдаете, то теперь стоит приступить к обильной смазке и сборке. Здесь вам и пригодится хорошая консистентная смазка. Владельцам рулевых с насыпными подшипниками мы рекомендуем обильно смазать верхнее посадочное место для подшипника в рулевой и нижнее на штоке вилки, а затем поштучно устанавливать туда шарики подшипника. Густая смазка не позволит шарикам «разбегаться» и поможет избежать головной боли с установкой.

  1. Если у вас картриджные подшипники, то не забудьте смазать их внешнюю и внутреннюю часть.

  1. Убедитесь, что все ваши кабели и гидролинии находятся в правильном положении, и вставьте вилку с нижним подшипником в рулевую колонку, а затем установите верхний подшипник. Не забудьте установить проставочное кольцо и топкэп рулевой сверху. Если подшипники не встают на место, то слегка покачайте вилку вперед-назад, это должно помочь.

  1. Установите ваши проставочные кольца и вынос в таком же порядке, каким он был изначально. А затем установите крышку рулевой и затяните болт рулевой колонки.

  1. Не нужно слишком сильно усердствовать с затягиванием болта рулевой. Используя метод из 1 пункта – покачивайте велосипед вперед-назад и затягивайте болт до того, пока люфт не пропадёт. Если болт уже затянут, а люфт всё равно есть, проверьте, есть ли между крышкой рулевой и вашим выносом или верхним проставочным кольцом расстояние до конца штока вилки. Если его нет, вам нужно добавить ещё одно проставочное кольцо.

  1. Выровняйте вынос и затяните его болты.
Читать еще:  Как определить плюс на динамике

Своевременный сервис и устранение люфта в рулевой колонке не занимают много времени и не требуют каких-то скрытых знаний или огромных финансовых затрат, однако позволяют предотвратить неисправности и вовремя обнаружить испортившийся подшипник. Гораздо дешевле сменить его, чем покупать рулевую, а в особо запущенных случаях и раму.

Как убрать люфт в рулевой колонке

Современный автомобиль представляет собой сложную совокупность узлов и механизмов, которые, к сожалению, подвержены износу. Особенно быстро изнашивается система управления рулевого колеса из-за того, что большинство ее узлов работают в экстремальных условиях, возникает неисправность, как люфт в рулевом управлении. В первую очередь нужно иметь в виду, что ее устранение не стоит откладывать в долгий ящик, так как речь идет о повреждении, связанном с опасностью для жизни не только водителя и пассажиров, но и других участников дорожного движения. И так, рассмотрим причины, из-за которых возникает данная неисправность, а также узнаем, как убрать суммарный люфт в рулевой колонке.

Конструкция рулевого управления

Конструкция системы рулевого управления движением в современных автомобилях практически одинакова для большинства выпускаемых моделей; имеются только непринципиальные отличия.

  1. Рулевое колесо.
  2. Промежуточный шарнир карданного типа.
  3. Рулевой механизм.
  4. Левая и правая тяги.
  5. Внутренние и наружные наконечники.
  6. Регулировочные тяги.

Принцип работы

Чтобы понять, что такое люфт руля, рассмотрим принцип работы систем рулевого управления в современном автомобиле. Рулевое колесо через карданный шарнир соединено с механизмом, представляющим собой полую (как правило, дюралюминиевую) трубу, внутри которой расположена зубчатая рейка, перемещаемая шестерней, соединённой с карданным шарниром. Зубчатая рейка через внутренние наконечники соединена с тягами, которые через наружные шарниры соединяются с рычагами поворотов на передних стойках подвески. Таким образом, всякое перемещение рейки приводит к повороту колес и любой люфт в рулевом управлении может привести к серьезным последствиям от запаздывания реакции на движение до полной потери управления автомобилем.

Причины, от которых возникает люфт в рулевом управлении:

  • плохая затяжка гайки крепления рулевого колеса;
  • износ шлицевых соединений;
  • износ карданных соединений промежуточного вала;
  • ослабление крепления рулевого механизма к кузову;
  • повышенный зазор между зубчатой рейкой и шестерней в механизме;
  • износ наконечников;
  • износ резинометаллических шарниров, крепящих тяги к механизму или ослабление их болтов крепления;
  • ослабление затяжки регулировочных тяг.

Люфт может сопровождаться стуком в рулевой колонке, что может говорить об износе деталей.

Причины люфта рулевого управления

Самостоятельно определить причины люфта автолюбителю довольно несложно. Для этого надо установить машину на ровную площадку, открыть капот, установить колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению и резко поворачивая руль в обе стороны на небольшой угол (для этого Вам понадобится помощник) рукой прощупать все узлы, из-за неисправности которых возникает люфт в рулевом управлении. Ваша рука сразу почувствует неисправный узел по характерному сдвигу во время покачивания колеса.

Ослабление затяжки гайки

Самой «безобидной» причиной появления допустимого люфта руля является ослабление крепления рулевого колеса из-за отворачивания гайки его крепления. Для устранения этой неисправности достаточно снять его декоративную обшивку и торцовым ключом соответствующего размера затянуть гайку рекомендуемым моментом. На большинстве современных автомобилей в обшивке руля установлен модуль подушки безопасности, который надо будет демонтировать, чтобы обеспечить доступ к гайке крепления. Поэтому все работы необходимо проводить с особой тщательностью, отключив клеммы от аккумулятора.

Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса ведет за собой более неприятную проблему – из-за проворачивания его на оси начинается износ шлицов в месте соединения, что приводит к потере управления. Ремонт, заключающийся в обязательной замене поврежденных деталей, в этом случае надо проводить незамедлительно. Износ карданных шарниров на промежуточном валу приводит к так называемому «эффекту зубчатого колеса», проявляющегося тем, что при вращении руля имеет место его периодическое затирание. Такая неисправность приводит к ухудшению управляемости машиной, особенно на высоких скоростях. В этом случае необходима замена промежуточного вала.

Еще одной причиной, вызывающей люфт руля является ослабление крепления рулевого механизма к кузову или осадка резиновых прокладок между рулевым механизмом и кузовом. При возникновении данной неприятности необходимо произвести подтяжку гаек крепления механизма, либо заменить изношенные резиновые детали. Повышенный зазор в шестернях рейки тоже не сулит ничего хорошего. Он появляется вследствие выработки поверхностей соприкосновения зубчатой рейки и шестерни. Также в этом механизме сравнительно часто увеличиваются зазоры между рейкой и направляющими. Причем процесс износа ускоряется в разы в случае нарушения целостности защитных пыльников.

Износ наконечников тяг

Особенно опасен люфт в рулевом управлении, причиной которого, является износ наружных наконечников тяг. Наконечники тяг, это, пожалуй, самое уязвимое место во всей системе управления. Происходит это оттого, что они работают в непростых условиях, постоянно подвергаясь воздействию воды, грязи и т.п.

Серьезность неисправности заключается в том, что в результате происходит значительное увеличение осевых и радиальных зазоров в шаровом сочленении наконечника, и, в конце концов, он разрушается, вследствие чего автомобиль теряет управление. Предсказать последствия такой неисправности, особенно на большой скорости, нетрудно. В таких случаях необходимо немедленно обратиться в автомастерскую для замены наконечников.

Внутренние концы тяг крепятся к рулевому механизму через запрессованные в их концы резинометаллические шарниры. В случае износа этих шарниров при поворачивании руля слышен характерный металлический стук. Для устранения этой неисправности нужно запрессовать в тяги новые. Эта работа требует наличия прессового оборудования, поэтому ее лучше проводить в условиях автосервиса. Либо происходит откручивание болтов, крепящих тяги к механизму. В этом случае, для уменьшения и устранения люфта достаточно эти болты затянуть моментом указанным изготовителем.

Как отрегулировать люфт руля

Ну и наконец, еще одной причиной вызывающей люфт в рулевом управлении является ослабление затяжки регулировочных тяг, которые предназначены для регулировки схождения колес автомобиля. Это есть следствие плохой затяжки болтов на этих тягах после регулировки угла схождения, и может привести к выскакиванию регулировочной тяги из наконечника.

На некоторых моделях современных автомобилей поворотные рычаги не приварены к стойкам подвески, а сочленены с помощью болтового соединения. Ослабление этих соединений также приводит к появлению описываемой неприятности. Чтобы исключить этот вариант при определении причины, приведшей к ней, нужно поднять переднюю часть автомобиля и сняв колеса проверить затяжку вышеуказанных соединений, тем самым будет выполнена регулировка рулевого управления.

Заключение

Как видно, подавляющее большинство причин, вызывающих появление люфта руля могут привести к очень серьезным, а подчас, даже фатальным последствиям. Чтобы предупредить возникновение такой неисправности необходимо периодически проводить осмотр всех узлов и механизмов рулевого управления. При этом особое внимание при осмотре нужно уделять проверке целостности резиновых пыльников на механизме и наконечниках тяг. Если выяснилось, что эти пыльники порваны, то надо как можно быстрее заменить их. Ну, а если окажется, что момент упущен, и исправить люфт уже нельзя, то мы не рекомендуется пытаться устранять его самостоятельно, Лучшим решением будет обратиться в автосервис, в котором профессиональные мастера проведут все необходимые работы.

Как убрать люфт: в рулевой колонке, в редукторе

Понятие «люфт» — вошло в русский язык из словаря немецкого языка, в котором под ним обычно понимается «воздух». Наиболее полное свое значение оно обрело перекочевав в механику, где стало обозначать легкий или свободный ход элементов, иными словами – нежелательный зазор, возникший часто по причине повреждения или износа деталей.

Оглавление:

Причины возникновения и способы убрать люфт в рулевой колонке

Как правило, даже автолюбитель без большого опыта в ремонте своего «железного коня» оказывается способен выявить причину проблемы своими силами, и даже самостоятельно избавиться от люфта в элементах рулевого управления. Проведение диагностики узла потребует от автомобилиста:

  1. Зафиксировать автомобиль на плоской поверхности и заглянуть под капот;
  2. Зафиксировать колеса как в положении при движении по прямой;
  3. Вернуться в салон, откуда руль рывками поворачивать из стороны в сторону. Угол поворота не должен быть большим. Для осуществления этих манипуляций потребуется помощь товарища;
  4. Осмотреть все узлы рулевого управления, прощупав их руками, в ходе чего и выясняется причина и область поломки;
  5. Обнаружить поломку можно по специфическому сдвигу, дающему о себе знать при нагрузке на колесо.

Самостоятельная проверка люфта

Проведя диагностические работы, причиной люфта обычно становятся такие дефекты как:

  • Износ гайки крепления рулевого колеса;
  • Износ различных наконечников и тяг.

Износ гайки крепления рулевого колеса

Ослабление крепежной гайки рулевого колеса – наверное, самое безобидное из того, что могло случиться с автомобилем. В качестве причины этого дефекта чаще всего выступает частая регулировка этого узла, или, гайка была недостаточно крепко затянута по каким-либо иным причинам.

Для ликвидации данного недоразумения понадобиться только снять обшивку с крепления и, подобрав нужный торцевой ключ, затянуть гайку должным образом. Если на автомобиле установлен модуль подушки безопасности – скорее всего, его придется снимать, поскольку без этого к креплению рулевого колеса даже не подступиться. Все проводимые работы требуют особой деликатности, и главное, не забыть вовремя отключить клеммы от аккумулятора.

Затягивание гайки крепления рулевого колеса

Ослабленный фиксатор крепления в рулевом колесе нередко становится причиной ускорения износа шлицов на соединении, что чревато аварией. Если ремонт долгое время откладывался, то такая ситуация не редкость. В таком случае, замена изношенных деталей должна быть проведена в кратчайшие сроки.

Износ шлица червячного вала

Изношенные карданные шарниры как бы затирают руль, создавая «зубчатое колесо» в промежуточном валу. Это приводит к снижению управляемости автомобиля, особенно при езде на большой скорости. Обычно, ремонт комплектующих промежуточного вала своими силами осуществить не получается, и необходима его полная замена.

Другой разновидностью этой неисправности является ситуация, когда ослабла гайка рулевого узла в месте крепления к кузову, реже, когда просели или износились резиновые прокладки между кузовом и рулевым механизмом. В таком случае бывает достаточно подтянуть ослабшую гайку или заменить элементы из резины.

Если обнаружен увеличенный зазор в конструкции шестерёнок или между рейкой и направляющими — значит, процесс износа от взаимодействия зубчатой рейки и шестерен что-то усиливает, например, порванный пыльник.

Износ тяг

Данный элемент в системе рулевого управления отличается своею уязвимостью по сравнению с прочими, поскольку их функционирование связано с тяжелыми условиями их постоянного функционирования, при которых элементам механизма приходится сталкиваться с потоками воды, грязи, песка и т.д.

Старая и новая рулевые тяги

Неполадки в этом узле осложняются тем, что в шаровом сочленении наконечника это приводит к расширению осевых и радиальных зазоров, из-за чего в негодность приходит вся конструкция, а это делает автомобиль неуправляемым. Легко представить, что может случиться с машиной на высокой скорости при такой поломке.

Однако, можно попробовать провести ремонт и самостоятельно. Для этого необходимо поменять резинометаллические шарниры, через которые узел крепится к рулевой системе.

Определить этот дефект достаточно просто – повороты руля будут неизменно сопровождаться специфическим металлическим стуком. Эти шарниры запрессованы, поэтому, потребуется прессовое оборудование, с помощью которого будут запрессованы новые. С другой стороны, можно перезатянуть болты крепления внутренних концов тяг к узлу, используя инструкцию изготовителя.

Замена резинометаллических шарниров

Люфт в системе рулевого управления может возникнуть из-за слабого крепления регулировочных тяг в системе схождения. Причиной обычно бывает слабая затяжка этих тяг после калибровки угла схождения, и при отсутствии должного внимания к проблеме, эта тяга может вылететь из наконечника.

Все чаще на рынке встречаются автомобили, где поворотные рычаги соединены не сваркой, а скреплены болтами. В таком случае, ослабление этих болтов нередко приводит к описываемой ситуации. Чтобы выяснить окончательную причину, в этом случае рекомендуется провести регулировку рулевого управления путем демонтажа колес и проверки всех крепёжных болтов.

Причины возникновения и способы убрать люфт в редукторе

Обнаружить эту неисправность достаточно просто – при трогании автомобиля с места или переключении передач будут слышны отчетливые удары или щелчки. Она нередко возникает при пробеге иномарки близком к 100 000 километров, а у детища отечественного автопрома – близкого к 50 000 км.

Особую предрасположенность к этой неисправности имеют автомобили с парой ведущих мостов. Если неисправность не запущена до критического момента, то она не является аварийной по своей природе.

Способы выявления дефекта достаточно общи для всех автомобилей – провести замер люфта в редукторе. Проблема имеет конкретную величину, которую можно измерить, поэтому если у вас что-то стучит, далеко не факт, что стучит именно в редукторе – готовьтесь к тому, что замерять придется не в одном и не в двух узлах.

Подробнее о замере люфта в редукторе можете посмотреть в видео:

Проверка простого редуктора

Работы начинаются с установки машины на смотровую яму и стопорных колодок. Отметим, что нельзя проводить измерение величины люфта на вывешенном колесе – в этом случае, замеры люфта будут включать не только данные редуктора, но ещё и величину люфтов:

  • Элементов карданного вала;
  • Дифференциала;
  • Деталей раздатка;
  • Деталей КПП.

Таким образом, при замере с вывешенного колеса ошибочно попадают в замеры многие люфты трансмиссии, что не дает гарантии обнаружения лишнего люфта именно в редукторе, и в случае ремонтных работ, основанных на такой диагностике, замена или ремонтные работы вала редуктора могут совершенно не дать желаемых результатов. Причина такого исхода событий ясна.

Даже если такой способ измерения не затрагивал посторонние люфты элементов трансмиссии, то результаты этого измерения не отличались бы точностью, поскольку оно требует точной информации в градусах, а транспортир в таком случае под рукой далеко не у каждого, и это будет только приблизительный замер. С другой стороны, даже если измерять длину расхождения засечек на колесе и полом гаража, то скорее всего, такое расстояние будет во многом определяться радиусом этого колеса.

Правильная последовательность действий измерения:

  1. Переводим КПП на нейтралку;
  2. Идем в смотровую яму, где производится измерение люфта на фланце:
  3. Выкручиваем карданный вал до упора в любую сторону,
  4. Наносим на него метки на корпусе и фланце.
  5. Карданный вал выкручивается в другую сторону, также до упора, после чего становится видна длина отрезка между метками, которое нужно точно измерить в миллиметрах.

Однако, данный пример не является универсальным. Здесь, мы проводили разбор проведения измерений величины люфта в редукторе моста, вмонтированного в балку моста с полуосями классического вида, известны автомобилисту по линейке автомобилей ВАЗ.

Такое измерение люфа редуктора называется «чистым измерением». Тем не менее его чистота достаточно условна, поскольку в данном типе основного моста свой вклад в появление люфа вносит не только редуктор, но и, пусть незначительно сточенные шлицы полуосей. Однако, влияние шлицов можно не принимать во внимание, поскольку, они увеличат люфт не больше чем на 1-2 миллиметра.

Про допустимую величину люфта в редукторе мы расскажем чуть ниже.

Замер люфта в редукторе с приводными валами

Другой разновидностью конструкции ведущих мостов редуктора являются мосты с приводами. Для тех, кто знаком с устройством отечественной Нивы, такая система не станет открытием.

Данный тип мостов, как и процедура измерения люфта в редукторе значительно отличается от предыдущей конструкции, поскольку на его величину влияет и состояние ШРУСов. При диагностике не редко оказывается, что главной причиной люфта стали именно элементы ШРУСа, а вал редуктора увеличенного люфта не имеет. Тем не менее, некорректная процедура замены люфта в этом мосте — не редкая причина ошибочной замены редуктора.

Для точной диагностики этих мостов делается два измерения:

  1. Предварительный, проводится по аналогии с предыдущим измерением, который покажет совокупный люфт моста. В него войдут как люфт редуктора, так и люфт ШРУСов. Однако, целью диагностики является не только длина люфта в редукторе, но выявление его причины, которая может скрываться в других узлах.

Измерения проходят в несколько этапов:

  • карданный вал выворачивается до упора в любую сторону, наносится две метки — на корпус и на фланец;
  • карданный вал выворачивается до упора в другом направлении, после чего становится видна длина расхождения меток;

Полученный отрезок от метки до метки и есть совокупный люфт моста. Данная величина измеряется в миллиметрах, что удобнее всего делать транспортиром или небольшой линейкой.

  1. Для проведения второго измерения потребуется помощник, без действий которого ничего не получится. Основная и единственная задача вашего помощника – зафиксировать в руках привода от движений. Сделать это не просто – двумя руками следует взяться за ШРУСы, и вращательными движениями в одну сторону «вкурчивать» их, одновременно определяя люфт, для чего придется буквально «висеть» на ШРУСах.

В итоге имеем два показателя – суммарный и чистый люфт. Обычно, число чистого люфта значительно меньше, в 3-5 раз. Если это так, то проблема скорее в изношенных приводах, а не в редукторе. В данном случае, помимо регулировки редуктора потребуется замена приводов.

Допустимая величина люфта в редукторе

Отвечая на вопрос о допустимой величине люфта не будет ошибкой сказать, что чем он меньше, тем он лучше. Редкий автомобилист может добиться полного устранения люфта в редукторе, и чтобы мы не делали, 2-3 миллиметра «как ни крути» остаются.

Можно с уверенностью сказать, что эталонным показателем для люфта в редукторе будут именно эти 2-3 миллиметра, с которыми сходят с конвейера абсолютное большинство автомобилей.

Переходя к бóльшим показателям, то следует отталкиваться от цифр в 9-11 мм. Люфт, величина которого колеблется в этом диапазоне, как правило, не требует особых действий, и даже без специальной диагностики не заявит о себе. Редко, но все же встречаются случаи, когда подобный или даже меньший люфт доставляет неудобства – в таких случаях, звук очень тонкий и громкий.

Люфт в 10-11 миллиметров возникает обычно, когда пробег автомобиля приближается к цифре в 50-60 000 километров, но бывают и исключения из правил – например, когда детище российского автопрома, вроде 7-ки ВАЗа, уже через 10-15 000 километров имеет люфт в 15-25 миллиметров, или, наоборот, когда 6-ка с пробегом более 100 000 километров не имеет люфта даже в 5 миллиметров.

Переходя к конкретным рекомендациям отметим:

  • Если величина люфта более 11-15 миллиметров, то проводить какие-либо работы в срочном порядке не требуется;
  • Если величина люфта более 22-25 миллиметров, то его следует устранить как можно скорее;
  • Если величина люфта более 40 миллиметров, то это однозначно аварийный случай, ремонт которого может включать даже замену элементов дифференциала.

Причины и способы устранения люфта в рулевом управлении

Появился люфт руля? Разберемся, что делать

Люфт – свободный ход в каком-либо устройстве механической конструкции. Он измеряется в виде показателя движения какого-либо управляемого узла. В случае с рулевой системой авто люфт означает амплитуду поворота руля до изменения направления движения, но наличие такой особенности предполагает большую вероятность наступления серьезных неисправностей. Специальный шток в рулевой системе образует определенный зазор за счет недостаточно плотного прилегания к другим элементам механизма с целью минимизировать износ деталей. Допустимый максимальный промежуток такого зазора не должен превышать 10 градусов, а большая величина означает необходимость прекращения эксплуатации транспортного средства и устранения неисправности.

Причины люфта

Постепенно в процессе эксплуатации авто поверхности деталей механизма изнашиваются, а зазоры становятся больше. В результате при движении авто появляются вибрация, неестественные шумы, колеса теряют свою прежнюю устойчивость и расшатываются. Зазор изначально образуется в месте сцепления червяка и ролика, а затем одновременно по оси смещаются вал руля и червяк. При наборе скорости автомобиль становится плохо управляемым и увеличивается риск попадания в аварию.

  1. Главной причиной образования люфта можно считать плохое качество дорог, когда подвеска вынуждена принимать на себя большую нагрузку. Часть этой нагрузки приходится на элементы системы рулевого управления. Ситуация может значительно усугубляться и при применении резины низкого качества, поскольку это способствует уменьшению срока службы подвески и рулевой тяги.
  2. Ослабление гайки – еще одна возможная причина люфта. Устранить ее можно за счет подтягивания винта в крышке руля. Для этого необходимо сначала снять обшивку крепления, а после этого остается с помощью ключа нужного диаметра подтянуть гайку. В современных моделях авто в обшивке руля монтируются подушки безопасности, поэтому необходимо предварительно демонтировать и этот узел для получения доступа к гайке. Эту работу нужно проводить при отсоединенных клеммах аккумулятора для обеспечения безопасности. Важно понимать, что при несвоевременной подтяжке гайки начинают активно изнашиваться шлицы в месте фиксации руля, что приводит к проворачиванию рулевого колеса и полной потере управляемости автомобилем.
  3. Износ наконечников тяг – причина, которая несет в себе большую опасность. Эти элементы постоянно подвергаются воздействию грязи, поэтому переходят в неисправное состояние достаточно быстро. Результатом такого разрушительного воздействия становится образование зазоров в шаровом соединении наконечников, а при их полной неисправности управлять машиной просто невозможно. Устранение подобной поломки требует обращения в сервис для полной замены элементов.

Кроме того, некоторые причины образования люфта касаются особенностей конструкции рулевой системы. К таким причинам можно отнести:

  • Неисправности шаровой опоры и подшипников ступицы;
  • Ослабление гайки фиксации руля и регулировочных тяг;
  • Выход из строя шарниров, шлицов;
  • Неисправности шестерней;
  • Низкое качество гидравлического масла.

Диагностика

Люфт рулевой системы особенно заметен при прямом движении на высокой скорости. О неисправности может свидетельствовать стук при достаточно резком повороте, а постепенно нарастающий стук при езде по неровной местности – признак неисправного состояния рулевых наконечников и тяг. Выход из строя рулевой планки подтверждается отдающим рулем. При «бьющем» в движении руле можно говорить о поломке рулевых или шаровых наконечников, неисправностях крестовины, подшипника или втулки. Необычные шумы при вращении руля должны стать поводом для проверки достаточного уровня жидкости. При прямом расположении руля и изменении направления езды следует проверять развал – схождение колес, баланс которого нарушен. Отрывистое проворачивание руля может быть следствием заклинивания рулевой планки, а большие усилия при его проворачивании требуют проверки работоспособности усилителя. Для выявления проблем с рулевым управлением следует совершить ряд несложных действий:

  1. Запустить мотор и обеспечить его работу на холостых оборотах;
  2. Проверить работоспособность гидроусилителя;
  3. Установить передние колеса авто параллельно относительно продольной оси автомобиля;
  4. При повороте руля в разные стороны определять момент начала перемещения колес. Люфт в этой ситуации – это промежуток хода руля до начала движения колес.

Для выявления наличия люфта существует и прибор, который называется люфтомер. С его помощью измерить свободный ход значительно проще.

Устранение

Для регулировки рулевой системы потребуется простой набор инструментов для выполнения настройки элементов крепления. Работы можно проводить в обычном гараже, имеющем эстакаду либо смотровую яму. При неудовлетворительных результатах проверки необходимо с помощью помощника выполнить ряд действий:

  1. Выявить источник постороннего стука и проверить работоспособность подвески;
  2. Попробовать подтянуть рулевую планку;
  3. При повороте руля в разные стороны в пределах имеющегося свободного хода фиксировать работоспособность карданного вала вблизи рейки и шаровых наконечников тяги. Кроме того, необходимо посмотреть степень плотности сопряжения штанг;
  4. При отсутствии повреждений на рулевой планке необходимо устранить люфт в рейке за счет проворачивания регулировочного винта.

Наиболее распространенной причиной люфта в карданном вале является недостаточная смазка, а исключить ее можно только за счет замены детали. Люфт на участке сопряжения штанг исключается с помощью точечной сварки. При необходимости следует произвести ремонт шаровых наконечников либо полностью заменить их. После выполнения всей этой работы остается только проверить имеется ли люфт руля.

Важно понимать, что безопасность самого водителя и находящихся в его автомобиле пассажиров непосредственно зависит от исправности системы управления автомобилем. При выявлении поломок в этой системе рекомендуется доверить работу по их устранению профессиональным специалистам, имеющим необходимые опыт и знания.

Вывод

Наличие люфта в рулевом колесе может повлечь за собой самые серьезные последствия. Для его выявления необходимо проведение своевременной диагностики всех узлов рулевого управления и последующее устранение обнаруженных неисправностей. Всего однократное игнорирование этого требования может привести к печальным последствиям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
ПОДЕЛИТЬСЯ: