Что является высшим представительным органом государственной власти
Avtorazbor61.ru

Автомобильный портал

Что является высшим представительным органом государственной власти

Билет №16

1. Органы государственной власти Российской Федерации.


Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уго ловное, гражданское , административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров­ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот. который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни­кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?


В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от­рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече­ния успешности начатого дела?


Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить :

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо­рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра­
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Вопрос 26. Представительные органы власти Российской Федерации: понятие, виды, функции

Понятие «представительный орган власти» производно от понятия «представительная власть». Представительная власть – это комплекс полномочий, делегированных народом своим выборным представителям на строго определенный срок, а также полномочия представительных органов власти.Понятие представительной власти включает природу власти и способ ее осуществления.

Читать еще:  Как снять приборную панель

Представительную власть нельзя отождествлять с законодательной властью, поскольку не всякая представительная власть включает законодательные полномочия. Представительная власть, помимо законодательных полномочий, может иметь контрольные и распорядительные полномочия.

Исходя из вышеизложенного, представительные органы власти – это являющиеся частью государственного аппарата выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения той или иной территории, формировать и выражать его волю и принимать от его имени властные юридически обязательные решения.

В Российской Федерации органы законодательной власти являются одновременно и представительными органами власти. Так, в ст. 94 Конституции РФ говориться, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В ст. 66 Конституции упоминается, что статус области, края, города федерального значения, автономного округа, автономной области определяется уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Как видно из приведенного примера, в Российской Федерации существуют федеральный представительный орган государственной власти – Федеральное Собрание РФ и региональные представительные органы – законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Оба вида можно объединить под названием государственные представительные органы власти. Третий вид представительных органов власти современной России – представительные органы муниципальных образований, которые являются обязательным элементом структуры органов местного самоуправления.

Федеральное Собрание РФ как федеральный государственный орган состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума (состоит из 450 депутатов, избираемых на всероссийских выборах на пять лет (до 2009 г. – на четыре года) – является органом национального (народного) представительства. Совет Федерации (в него входят по одному представителю от органа законодательной власти и высшего органа исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации) – является органом регионального представительства.

Основными функциями палат являются:

– участие в законодательном процессе (Государственная Дума принимает федеральные законы, а Совет Федерации одобряет их);

– осуществление парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти, за состоянием законности, правопорядка в стране (в форме парламентских слушаний, парламентского расследования, через Уполномоченного по правам человека в РФ, подотчетного Государственной Думе и т.п.);

– участие в формировании государственных органов (назначение на некоторые государственные должности (например, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы), назначение выборов Президента РФ (полномочие Совета Федерации));

– внутренняя организационная деятельность

и некоторые другие функции.

Сходными функциями обладают и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. В соответствии со ст. 5. Федерального закона 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они:

а) принимают конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

в) осуществляют иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Что касается функций представительных органов муниципальных образований, то они закреплены в ст. 35 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:

– принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

– утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

– установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

– принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

– определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10912 – | 8163 – или читать все.

4. Органы государственной власти в Российской Федерации

Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата (схема 19).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские полномочия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью фактически оказываются ограниченными. Это выражается в том, что при определенной политической ситуации в стране Президент может распустить Государственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя правительства. По вопросу о доверии правительству тоже существуют свои “пределы”. Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.

Полномочия Президента России подразделяются на полномочия в области государственного управления; в сфере законодательной деятельности; в судебной области; внешнеполитические полномочия; представительские; чрезвычайные.

Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, федеральных министров, Руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, он принимает решения об отставке правительства с согласия нижней палаты.

Президент активно участвует в законодательном процессе. Законы, принятые Федеральным Собранием, передаются президенту, который подписывает их или возвращает в двухнедельный срок в парламент со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования.

В случае отклонения закона президентом и при повторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию президентом (в течение 7 дней). Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Более того, следует отметить, что помимо президента этим правом обладает значительное количество субъектов политической системы • это Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, представительные органы власти субъектов федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Но глава государства в особых случаях может использовать свое право обращения непосредственно к народу, а также объявить о референдуме по отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя парламент. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.).

Читать еще:  Как определить маслосъемные колпачки или кольца

В практике деятельности высших государственных органов применяется ежегодное представление президентом докладов о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент может обратиться с посланием к гражданам страны.

Президент возглавляет Совет Безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации.

Внешнеполитические полномочия главы государства весьма обширны. Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Он считается представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Президенту предоставляется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и др.

По Конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.

Разделение властей по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов Федерации, обладающих правом законодательной инициативы, и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это означает, что, помимо профессионального состава (работы депутатов на постоянной основе) и постоянного характера работы, собрание представителей (дума, муниципальный комитет, городское собрание и др.) должны быть свободны от воздействия на них вышестоящих органов власти.

Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют контроль за работой Устных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.

Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации существует довольно разветвленная многоуровневая система органов представительной, законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии, усиление местного самоуправления, расширение прав и возможностей граждан включает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управленческих функций с федерального на региональный и местный уровни

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, высший законодательный и представительный орган государственной власти

Термин “Федеральное Собрание” впервые закреплен за парламентом России Конституцией РФ 1993 г., ст. 94 которой гласит: “Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации”.

Федеральное Собрание отвечает всем признакам, характеризующим классический парламент. Оно является выборным органом, нижняя палата которого – Государственная Дума – формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием пропорциональной избирательной системы. Это позволяет российскому многонациональному народу иметь своих представителей в Федеральном Собрании и свидетельствует о наличии принципа многопартийности при формировании Государственной Думы. Многопартийная система – необходимый элемент демократического правового государства, без которого невозможна представительная демократия. Политические партии, представленные в Государственной Думе, создают партийные фракции, вырабатывают единую позицию своих депутатов по важнейшим вопросам повестки дня.

Совет Федерации формируется органами государственной власти субъектов Федерации, т.е. является органом косвенного представительства. Принцип федерализма, присутствующий в формировании Совета Федерации, призван обеспечивать интересы российского многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти.

Будучи представительным органом государственной власти, Федеральное Собрание призвано выражать волю народа, учитывать интересы различных классов, социальных слоев российского общества. Представительный характер Федерального Собрания обеспечивается обязанностью членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы поддерживать связи с избирателями, информировать их о своей работе и деятельности парламента в целом, выражать и отстаивать общественное мнение и государственные интересы.

Федеральное Собрание состоит из профессиональных политиков, которые занимаются только депутатской работой и получают за это материальное вознаграждение. Вопросы, отнесенные к компетенции палат Федерального Собрания, решаются посредством четко прописанных в регламентах палат Федерального Собрания парламентских процедур.

Компетенция палат Федерального Собрания определена исходя из принципа разделения властей и включает принятие законов, бюджета и контроль за деятельностью иных государственных органов в пределах полномочий, закрепленных Конституцией РФ.

Должное выполнение представительной функции Федеральным Собранием обеспечивает исполнение главной, а именно законодательной функции. Законодательная функция Федерального Собрания является наиболее важной и объемной. Посредством законов Федеральное Собрание осуществляет правовую регламентацию: основных прав, свобод и обязанностей личности на территории России; экономической, политической, социальной основ конституционного строя; федеративного устройства России; порядка организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Законы, принятые Федеральным Собранием, обладают верховенством в правовой системе. Благодаря этому обеспечивается единство правового регулирования на территории России.

Хотя Конституция РФ не называет в числе функций Федерального Собрания контрольную, тем не менее Федеральное Собрание наделено контрольными полномочиями, которые в совокупности позволяют говорить о наличии контрольной функции российского парламента. 30 декабря 2008 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ “О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации”, что является подтверждением наличия у Федерального Собрания контрольной функции. Данные конституционные предписания получили развитие в Федеральном законе от 07.05.2013 № 77-ФЗ “О парламентском контроле”.

Контрольная функция представляет комплекс различных мер по постоянному наблюдению и проверке деятельности системы исполнительных органов, а также по устранению выявленных в результате такой проверки нарушений и предупреждению возможных несоответствий.

Основными направлениями парламентского контроля, осуществляемого палатами Федерального Собрания, следует считать контроль за соблюдением федеральных законов, за исполнением федерального бюджета. Текущий контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет образованная палатами Федерального Собрания Счетная палата РФ, выполняющая их поручения и наделенная правом давать общую оценку исполнения федерального бюджета. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется при представлении в Государственную Думу Правительством РФ отчетов об исполнении федерального бюджета в истекшем году, который утверждается в дальнейшем соответствующим федеральным законом.

Федеральное Собрание осуществляет контроль за распоряжением федеральной государственной собственностью посредством ежегодного заслушивания отчета Правительства РФ о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год.

Читать еще:  Хрипит колонка в машине что делать

Через назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по нравам человека в Российской Федерации Федеральное Собрание контролирует соблюдение и охрану прав и свобод граждан.

Российский парламент влияет также на судьбу находящихся на территории РФ культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны. Это влияние обусловлено тем, что в Федеральном законе от 15.04.1998 № 64-ФЗ, посвященном данному вопросу, установлено, что передача другому государству таких ценностей допускается только на основе федерального закона.

Важной формой реализации контрольной функции Федерального Собрания являются парламентские расследования, позволяющие контролировать деятельность исполнительной власти, разрешать конфликтные ситуации в случаях массовых нарушений прав человека, расследовать события, имеющие большой общественный резонанс. Порядок проведения парламентских расследований урегулирован Федеральным законом от 27.12.2005 № 196-ФЗ “О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации”.

Федеральное Собрание реализует контрольную функцию также посредством депутатских запросов, парламентских запросов, вопросов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, которые иногда называют нижней и верхней палатой. Данная терминология является условной. Она обусловлена особенностями законодательного процесса, в котором проект закона совершает путь снизу вверх. Сначала его рассматривает Государственная Дума (нижняя палата), а затем – Совет Федерации (верхняя палата).

Органы государственной власти Российской Федерации

Понятие органа государственной власти

Для органов государственной власти характерно наличие определенных признаков, которые порождаются природой и функциями государства. Государство осуществляет свое управление при помощи органов государственной власти. Каждый из этих органов, используя специфические методы, каждый в своей сфере выражают организаторскую роль государства в обществе. Ни один орган государственной власти не имеет права осуществлять свои задачи и полномочия, которые не совпадают с функциями государства. Но для того, чтобы все органы власти работали как единая согласованная система, государство должно обеспечить организацию и функционирование каждого органа в строгом порядке, наделив их при этом определенными полномочиями.

Органы государственной власти отличаются друг от друга, но все вместе они являются олицетворением государственной власти Российской Федерации.

Само понятие органа государственной власти включает в себя три основных признака:

Каждый орган государственной власти создается в порядке, предусмотренном Конституцией, законами и иными правовыми актами. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации на федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством РФ и судами России.

Нельзя преобразовать либо ликвидировать эти органы государственной власти, не изменив при этом Конституцию РФ. Но в соответствии с Конституцией РФ порядок образования государственного органа должен быть определен федеральным законом. К примеру, только федеральный закон или федеральный конституционный закон правомочны учреждать органы судебной власти. Через уставы, конституции и законы учреждаются органы государственной власти субъектов РФ. Создание, преобразование и ликвидация органов государственной власти может происходить не только на основании законов, но и указов Президента РФ. Это относится к органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Орган государственной власти обладает властными полномочиями, т.е. он выносит решения, которые являются обязательными для исполнения и подкреплены принудительной силой государства. Органы власти правомочны издавать правовые акты, устанавливающие порядок использования гражданами своих прав, и регулирующие в какой-то мере, на определенном уровне и в конкретной области отношения, которые возникают между гражданином и государством. В целях предупреждения превышений государственным органом своей власти, он наделяется определенной компетенцией и конкретными полномочиями. Компетенцию органов государственной власти определяют законы, указы, положения и другие нормативные правовые акты. Со временем компетенция органов государственной власти может изменяться и дополняться этими же актами.

Свою деятельность органы государственной власти осуществляют в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами. Орган государственной власти не имеет права прибегать к действиям, которые выходят за рамки допустимых форм и методов, особенно это относится к применению принудительных мер.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрев основные признаки органов государственной власти, можно сделать вывод, что не каждое государственное учреждение или организация может являться органом государственной власти. Таковым, например, не является государственное предприятие, государственное учебное учреждение и т.д. Эти государственные учреждения являются звеном какого-либо министерства, государственного комитета и др., которые сами выступают в качестве органа государственной власти.

Органы государственной власти составляют выборные депутаты или назначенные государственные служащие, наделенные определенными властными полномочиями. Орган государственной власти может представлять и один человек. Таковыми являются Президент РФ, президенты республик и главы администраций субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Свою деятельность эти должностные лица осуществляют в соответствии с конституциями и законами и несут ответственность перед теми, кто их избрал или назначил.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Вместе с органами государственно власти в Российской Федерации свою деятельность осуществляют и органы местного самоуправления. Эти органы имеют особую природу и в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти. Но рассмотренные выше три основных признака органов государственной власти могут быть применены и к органам местного самоуправления.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти классифицируются на несколько групп и по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы, органы прокуратуры, избирательные, а также органы глав государства, субъектов Федерации (рис. 1).

Органами законодательной власти являются представительные и законодательные учреждения, которые образуются путем выборов. Их главной задачей является осуществление правотворчества, но они могут выполнять и другие функции, например, контролировать деятельность исполнительной власти.

Органами исполнительной власти являются назначаемые органы, главной задачей которых является выполнение положений Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Они осуществляют свою деятельность на основе единоначалия и коллегиальности. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов заключается в укреплении законности и правопорядка, предупреждении преступлений и иных правонарушений а также в защите прав и свобод человека и гражданина. Суды независимы и подчиняются только закону.

Рисунок 1. Органы государственной власти РФ

По месту органов в иерархии власти выделяют:

  • высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);
  • центральные (министерства, ведомства);
  • территориальные (региональные и местные органы федеральной власти).

Высшими, центральными и территориальными могут быть также органы власти субъектов РФ.

По способу формирования состава органы власти могут быть:

  • выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации);
  • назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства);
  • смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

В зависимости от объема полномочий государственные органы делятся на:

  • высшие (парламент, правительство);
  • центральные (министерства);
  • местные (государственные органы субъектов федерации).

В зависимости от широты компетенции приводится следующая классификация:

  • общей компетенции (Президент, Правительство);
  • специальной компетенции (министерства, службы).

В зависимости от числа госслужащих:

  • коллегиальные (Правительство);
  • единоличные (Президент).

В зависимости от пространства:

В зависимости от продолжительности действия:

В зависимости от правовых форм деятельности:

  • правотворческие;
  • правоприменительные;
  • правоохранительные.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector