Как заменить датчик температуры
Avtorazbor61.ru

Автомобильный портал

Как заменить датчик температуры

Датчик температуры охлаждающей жидкости: где стоит, как проверить и заменить

Двигатель внутреннего сгорания в рабочем режиме способен прогреваться вплоть до температуры в 300 градусов по Цельсию. При этом металл расширяется, из-за чего может заклинить блок цилиндров (движущийся стакан попросту застревает в цилиндре). Чтобы этого не произошло в каждом ДВС имеется система охлаждения, в 99% случаев — жидкостная. При этом блок управления самостоятельно регулирует её работу, опираясь на показания датчика температуры. То есть если температура критическая, то ускоряется движение охлаждающей жидкости, а также мощность вентилятора для продува радиатора. Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле (ДТОЖ)? И как проверить, что он работает правильно и не вышел из строя?

Для чего нужен датчик

Датчик считывает температуру жидкости в системе охлаждения и передает эти данные в ЭБУ (электронный блок управления). И исходя из этих данных бортовой компьютер поддерживает оптимальный температурный режим работы мотора (а это — порядка 80–90 градусов по Цельсию). То есть блок ЭБУ «понимает», когда необходимо замедлить работу вентилятора и повысить температуру мотора (при прогреве), а когда наоборот — максимально быстро снизить температуру и не допустить кипения охлаждающей жидкости. Благодаря этому мотор точно не заклинит, износ его механических частей будет минимальным (например, при перегреве, те же кольца ускоренно «прогорают»).

Соблюдение правильного температурного режима важно и для поддержания правильной вязкости моторного масла. Только в этом случае мотор сможет работать на полную мощность, но при этом без ускоренного износа.

Если же термодатчик неисправен, то блок ЭБУ получает недостоверную информацию. Соответственно, при холодном двигателе он может принудительно включать вентилятор «на полную», что лишь усложнит прогрев мотора. Или наоборот: при перегреве вентилятор вообще не будет работать, что может закончиться выходом из строя двигателя без возможности его дальнейшего ремонта (при заклинивании повреждается не только блок цилиндров, но и распределительный, коленчатый валы, в некоторых случаях и маховик).

Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости

В 99% случаев датчик устанавливается на выпускном патрубке блока цилиндров. Это то место, где охлаждающая жидкость «выходит» из мотора (то есть там самая высокая возможная температура) и далее попадает в радиатор. В некоторых современных авто устанавливают 2 контроллера: на выходном и входном патрубке (для более точного контроля температурного режима). К самому датчику подходит кабель (из 2, реже — 3 проводов).

Визуально ДТОЖ похож на пластиковую «пробку», с металлической резьбой и дополнительной контактной площадкой на конце. Нужно учитывать, что датчик прямо контактирует с охлаждающей жидкостью. Соответственно, если есть признаки перегрева двигателя, то вытаскивать его не следует (о чем обязательно указывается в технической инструкции к автомобилю).

Видео: где стоит датчик температуры, как заменить ДТОЖ

Принцип работы

Внутри датчика установлен термистор — это разновидность резистора, сопротивление которого зависит от температуры окружающей среды. Именно показания сопротивления считываются и передаются в ЭБУ.

Признаки неисправности ДТОЖ

Ключевые признаки неисправности:

  1. Недостоверные показания температуры двигателя. Например, сразу же после его запуска на приборной появляется сигнал перегрева. Или наоборот: после 10 – 20 минут работы мотора показывается температура ниже 40 – 50 градусов.
  2. Не включается или не отключается вентилятор. Но это также может указывать и на неисправность блока управления.
  3. Показания температуры считываются некорректно. Данные при этом могут мгновенно меняться, например, с 50 до 90 градусов, а затем снова опускаться.

В современных авто также при неисправной работе контроллера на приборной панели загорается сигнал «Check». Подключившись к ЭБУ можно узнать точную причину появления аварийного сигнала.

Как проверить работоспособность?

Для проверки работоспособности потребуются следующие инструменты:

  • термометр (обязательно с максимально допустимой температурой свыше 100 градусов, лучше использовать цифровой);
  • мультиметр (для замера сопротивления термистора);
  • емкость с водой (которую нужно будет медленно подогревать до температуры кипения).

Когда датчик охладился до комнатной температуры к его контактам необходимо подключить мультиметр и перевести его в режим замера сопротивления. При температуре 20 – 30 градусов по Цельсию начальное сопротивление должно составлять порядка 1300 – 2200 Ом.

Далее датчик с подключенными щупами помещают в емкость с водой и медленно начинают её разогревать. При повышении температуры сопротивление должно постепенно падать. Оптимальные показатели следующие:

  • 40 градусов — порядка 1000 – 1200 Ом;
  • 50 градусов — 1000 Ом;
  • 60 градусов — 800 Ом;
  • 80 градусов — порядка 270 – 380 Ом;
  • 100 градусов — порядка 170 – 180 Ом.

При температуре 110 градусов или выше термистор переключается в «защиту» и происходит разрыв цепи. Сопротивление при этом становится бесконечным (блок ЭБУ этот сигнал распознает как перегрев и включает охлаждение на полную мощность).

Если показания мультиметра будут кардинально разниться от вышеуказанных, то это будет явным признаком, что датчик вышел из строя. Ремонту он не подлежит поэтому его попросту заменяют. В редких случаях помогает тщательная очистка контактов и резьбы от следов коррозии, но это лишь временное решение. Если контроллер «сбоит», то рекомендуется его полностью заменит, обойдется он не дорого.

Замена датчика температуры охдаждающей жидкости

В теории при замене датчика необходимо полностью сливать антифриз из системы охлаждения. Но на практике многие обходятся и без этого (но часть тосола при этом все равно выливается). Общий же алгоритм замены выглядит так:

  • отключить контакты;
  • выкрутить зажимную гайку;
  • вытащить датчик;
  • поместить гайку на новый датчик;
  • поставить все на место, затянуть, подключить контакты;
  • завести двигатель и проверить показания датчика.

Все работы обязательно проводятся «на холодный» двигатель. Самое главное — все тщательно затянуть (чтобы не допустить разгерметизации системы охлаждения) и правильно подключить контакты (через коннектор).

Если в автомобиле установлено 2 датчика, то, соответственно, манипуляция повторяется. Но желательно все же предварительно сливать весь тосол (его можно повторно использовать).

Видео замены датчика температуры (ДТОЖ) на ВАЗ 2115:

Итого, проверить работоспособность датчика достаточно легко, но потребуется, как минимум, мультиметр. Как часто выходят из строя тиристоры? Очень редко, так как единственная причина, по которой это происходит — механическое повреждение тиристора или подводимых к нему контактов, а также коррозия.

Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

Чтобы двигатель хорошо работал, эффективно развивал свои эксплуатационные характеристики, все его составляющие должны быть в хорошем состоянии, в том числе и технологические жидкости. Датчик температуры охлаждающей жидкости, он же ДТОЖ, выполняет роль детектива.

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости

Все датчики служат для контроля работы определенных узлов и деталей. При нарушении функций работы, датчик показывает, что работа того или иного устройство нестабильна. Автомобиль в своей конструкции имеет множество датчиков.

Важная рекомендация: можно ли смешивать антифриз с тосолом или между собой, или с водой, и что будет, если смешать? Ответ найдет по ссылке.

Двигатель внутреннего сгорания нуждается в стабильной работе. Так вот, температурный датчик жидкости охлаждения обеспечивает контроль за стабильностью работы ДВС. Мотор машины быстрее греется благодаря этому датчику и медленнее достигает высоких температур, приводящих к кипению охлаждающей жидкости в системе.

ДТОЖ — это не датчик, который показывает температуру жидкости в системе блока и радиатора. Некоторые неправильно думают на счет этого.

Если сломается датчик, который выводит значение температуры для водителя, то ничего серьезного для системы это не принесет. А, если выйдет из строя датчик, который передает значение температуры в ЭБУ, тогда блок управления неправильно будет регулировать работу ДВС.

Информация для начинающих автомобилистов: охлаждающая система (радиатор, рубашка системы охлаждения двигателя) должна содержать жидкость (желательно, которая имеет высокую температуру кипения), которая отводит тепло от мотора.

Помимо отведения тепла и охлаждения двигателя, циркулирующая жидкость охлаждения охлаждает моторное масло, которое, при закипании теряет свои свойства.

Также охлаждающая жидкость охлаждает воздух, который есть в системе турбонаддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и масло коробки переключения передач. Есть у датчика функция нагрева воздуха в вентилирующей и отопительной системах.

Датчик температуры жидкости охлаждения — маленькое звено в агрегатной конструкции системы автомобиля, но оно очень важное. От правильности его работы и исправности в целом, зависит стабильность работы мотора.

Устройство и принцип работы ДТОЖ

При замыкании контактов датчика — система получает информацию, что температура жидкости поднялась.

По схожести функций, температурный датчик похож на резистор. Датчик сконструирован таким образом, что сопротивление электрического тока изменяется при изменения температуры вокруг. Изменения сопротивления передаются в электронный блок управления двигателем.

До ДТОЖ применялись, так называемые, термореле. Они устанавливались в системах впрыска. При расположении контактов в открытом положении, ДВС нагревался. Если контакт замыкался, значит мотор достиг рабочей температуры (обычно это 90 градусов).

Термистор является основным элементов конструкции термодатчика. Именно термистор устанавливает, как будет зависеть сопротивление тока от окружающей температуры.

В свою очередь, термистор состоит из кобальта, вернее оксидов кобальта (Co) и никеля (Ni). При нагревании в этих веществах растет много свободных электронов. За счет увеличения свободных электронов, уменьшается сопротивление.

Читать еще:  Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Есть термисторы с отрицательным температурным коэффициентом. В этом случае термистор показывает максимальные значения, когда двигатель холодный. На термодатчик подается напряжение в 5 Вольт (В). Далее, когда двигатель будет нагреваться, датчик будет уменьшать сопротивление.

ЭБУ смотрит за изменениями напряжения и по этим данным рассчитывает, какая температура жидкости на данный момент. Когда двигатель горячий, электронный блок управления дает команду подавать обедненную смесь топлива с воздухом.

Если датчик неисправен, то ЭБУ может дать команду обогатить топливную смесь, в то время, как надо было сделать ее бедной. При работе с богатой смесью, свечи зажигания быстро загрязнятся.

Мотор может не завестись, если число оборотов двигателя при запуске будет не достаточным. ЭБУ может подать команду — увеличить обороты. Чтобы управляемость в процессе запуска ДВС поддерживалась, клапан рециркуляции должен быть в закрытом положении пока мотор не наберет рабочую температуру.

Если обороты плавают, то это один из признаков не правильной работы датчика температуры. При этом мотор может глохнуть. Угол зажигания зависит от правильной работы датчика, потому что этот параметр тоже регулируется через ЭБУ. Выброс вредных веществ отработавших топливных смесей при таком регулировании уменьшается.

В итоге получается, что силовые, эксплуатационные характеристики автомобиля зависят напрямую от работы датчика температуры жидкости охлаждения.

Где находится ДТОЖ

В разных марках и моделях авто температурный датчик располагается в разных местах. Но, обычно он ставится в головке блока цилиндров (ГБЦ), недалеко от термостата или прямо на нем. Также обязательно расположение датчика должно быть вблизи отводящего патрубка, через который антифриз или тосол, или вода идет обратно в радиатор. Это оптимальное расположение. Датчик в этом случае передает в ЭБУ точную информацию.

Виды датчиков

Классификация ДТОЖ по изменению сопротивления:

  1. Датчик с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы в том, что внутреннее сопротивление падает, если температура увеличивается.
  2. Датчик с плюсовым температурным коэффициентом. Принцип работы обратный, чем у первого типа датчика, то есть внутреннее сопротивление растет с ростом температуры.

Самый популярный в применении автомобильной промышленности — это первый вид ДТОЖ. Бывает, что в машине установлены 2 датчика, основной и дополнительный.

Основной датчик занимается передачей информации электронному блоку управления, а дополнительный — включением вентилятора.

Виды неисправностей датчика и как их устранить

Благодаря тому, что конструкция датчика проста, он считается надежным. Чем проще конструкция, тем выше надежность. У датчика может быть проблема с градуировкой. В этом случае значение сопротивления будет меняться как попало и на ЭБУ будет передаваться неверная информация.

Основная и главная поломка или неисправность температурного датчика охлаждающей жидкости в том, что он не включает вентилятор при достижения температуры включения.

Неисправность может быть вызвана окислением штекера проводки или поломки дополнительного датчика, отвечающего за работу вентилятора.

Неисправности ДТОЖ:

  • без причины падают обороты двигателя;
  • долго нагревается мотор;
  • двигатель часто перегревается;
  • повышенный расход топлива;
  • ухудшение управляемости автомобилем;
  • из глушителя выходит черны дым;
  • нет стабильности в работе ДВС.

Бывают также, стуки в двигателе — детонация. На старых авто устанавливался контроллер. При достижении стрелки контроллера за пределы критической зоны, требуется немедленная остановка транспорта. Это может быть связано с поломкой ДТОЖ.

А в современных автомобилях, бортовой компьютер подскажет, что мотор перегрелся и требуется остановиться. Кстати, если тосол, антифриз или вода закипела, нельзя выключать двигатель. Надо остановиться и дать поработать на холостом ходу. Когда температура немного спадет, заглушить двигатель.

Причины появления неполадок

Некачественный антифриз, а также моторное масло могут стать причиной неправильной работы датчика. Дело в том, что наконечник датчика очень чувствительный. Если на нем образуется осадок в виде кристалликов жидкости, то датчик работает со боями. Утечка охлаждающей жидкости приводит к износу прокладки. Также, причиной поломки может быть замыкание в цепи, скачок напряжения.

Как проверить, рабочий ли датчик температуры

Чтобы демонтировать, проверить, заменить датчик, необходимы такие инструменты:

  1. Ключ на 19 мм.
  2. Мультиметр.
  3. Емкость для слива ОЖ.
  4. Электрочайник для подогрева воды.
  5. Термометр.
  6. Еще одна емкость, но уже для горячей воды, маленькая, например, стакан.

Как проверять

Диагностику делают на специальном оборудовании в автосервисах. Чтобы проверить, правильно ли датчик показывает температуру, надо его опустить в горячую жидкость и замерить сопротивлением Омметром или мультиметром в положении определения сопротивления. На разных датчиках, разных марках и моделях, значения сопротивления могут отличаться. В интернет сети есть специальные таблицы с данными сопротивления, для каких датчиков конкретной модели.

Если значение сопротивления отличается от того, какое оно должно быть по таблице, то датчик температуры надо заменить. Датчик не ремонтируется.

Как проверить датчик температуры жидкости охлаждения?

  1. Берем датчик и опускаем его в теплую воду.
  2. Берем термометр и опускаем его в емкость с холодной водой. Для точности показаний, лучше использовать электронный градусник.
  3. К датчику подсоединяем мультиметр и опускаем датчик в воду. Смотрим, что показывает измерительный прибор.
  4. Вода с холодной водой в это время нагревается до 15, 20, 25 градусов. Результаты записываются. При какой температуре, сколько показывает сопротивление. Если данные не совпали с табличными, эталонными, то датчик подлежит замене.Есть еще способ проверки датчика температуры без градусника. Вода обычно кипит при 100 градусах. Измеряем сопротивление, когда датчик был опущен в кипящую воду. Сопротивление в этом случае должно быть приблизительно 176 Ом. Плюс, минус погрешность, может достигать до 190 Ом. Но без термометра, это приблизительная проверка.

Сейчас приведу таблицу, при какой температуре, в каких пределах должно быть сопротивление.

Температура, С Сопротивление, Ом
5 000 — 6 500
10 3 350 — 4 400
20 2 250 — 3 000
30 1 500 — 2 100
40 950 — 1400
50 700 — 950
60 540 — 675
70 400 — 500
80 275 — 375
90 200 — 290
100 150 — 225

Как заменить датчик температуры

Это можно сделать своими руками, большого опыта для этого не требуется. Порядок таков:

  1. Слить ОЖ.
  2. Снять старый датчик. Он вкручивается в спец. отверстие с резьбой. Выкручиваем его.
  3. Вкручиваем новый датчик. Рекомендуется посадочное место смазать герметиком до вкручивания.

Вывод

Итак, температурный датчик жидкости охлаждения — это один из важных элементов в конструкции авто. При его неправильной работе или полном отказе, работа ДВС ощущается сразу. Отклонения в работе, что называется, на лицо.

Датчик представляет собой терморезистор. Данные об изменении температуры за бортом он передает в ЭБУ через изменения сопротивления.

Видео

В этом видео рассказывается, как правильно произвести замену датчика.

Проверка датчика своими руками в домашних условиях.

Не работает датчик температуры ВАЗ.

Как снять датчик охлаждающей жидкости самостоятельно и заменить на новый

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Принцип действия датчика охлаждающей жидкости
  • Где находится датчик
  • Когда нужна замена датчика температуры
  • Как найти причину неисправности датчика
  • Как снять датчик охлаждающей жидкости и заменить на новый

Как снять датчик охлаждающей жидкости (ДТОЖ) следует знать каждому водителю, так как этот прибор контролирует терморегуляцию двигателя, регистрирует температуру охлаждающей жидкости (ОЖ) и выводит информацию на экран. Зная принципы его работы, легко следить за состоянием двигателя.

Повреждение ДТОЖ или же его цепи вызывает повышение уровня выхлопа углекислого газа и сопутствующих веществ в окружающую среду. Кроме этого, заметно увеличивается расход топлива, отмечается перегрев двигателя или его медленное нагревание. Чтобы этого избежать, важно разобраться в устройстве датчика и технологии его замены.

Принцип действия датчика охлаждающей жидкости

Предшественниками нынешних датчиков температуры (ДТ) охлаждающей жидкости являются термореле, которые устанавливали на некоторые типы двигателей внутреннего сгорания машин. К примеру, такое устройство есть в системе впрыска типа К-джетроник. При открытых контактах термореле происходит прогрев двигателя. Как только контакты замкнулись, значит, мотор прогрелся до оптимальной рабочей температуры.

Сегодня основой ДТОЖ является специальная деталь, называемая термистор. Данный элемент – это резистор, у которого, в зависимости от температуры, происходит изменение сопротивления. Контроль температуры ОЖ осуществляется непрерывно с помощью датчика.

При изготовлении термисторов используют оксид кобальта и никеля. При их применении происходит увеличение числа свободных электронов с повышением температуры. В результате сопротивление уменьшается. Как правило, у термисторов, которые расположены в ДТОЖ, температурный коэффициент отрицателен. Наибольшее значение сопротивления бывает у термистора при остывшем двигателе.

Рекомендуем

На ДТОЖ подается напряжение 5 В. Потом происходит прогревание силового аппарата и уменьшение сопротивления. На контроллер непрерывно поступает сигнал ДТОЖ, который показывает колебания напряжения. По данным изменениям высчитывается температура ОЖ. Специалисты устанавливают на моторах «Рено» ДТ охлаждающей жидкости, которые имеют положительный показатель. Прибор по структуре такой же, однако сопротивление у него не понижается, а повышается.

На что влияет ДТОЖ

С помощью сигналов, посылаемых данным устройством, электронный блок управления создает команды, которые управляют большим количеством приборов. К примеру, на ЭБУ пришли данные о том, что у охлаждающей жидкости низкая температура, значит, система проведет перерасчет времени впрыска горючего в цилиндры в сторону повышения. В результате работа двигателя на холостом ходу станет стабильнее. Однако при этом увеличивается температура мотора, следовательно, блок управления будет выдавать обедненную рабочую смесь.

Читать еще:  Как проверить свечи зажигания в домашних условиях

С другой стороны, если возникли какие-либо неполадки у температурного датчика охлаждающей жидкости, то на ЭБУ начнут приходить ошибочные данные и топливная смесь станет чересчур обогащенной. При этом значительно увеличивается расход бензина и происходит сильное загрязнение окружающей среды. На свечах моментально появляется сухой черный нагар, и они могут стать неисправными.

Мотор может перестать работать, если во время пуска будет недостаточное число оборотов. Избежать такой неприятности можно с помощью уплывающей команды от электронного блока управления на увеличение количества оборотов. В момент запуска, чтобы поддержать управляемость, необходимо держать клапан рециркуляции закрытым. Так продолжать, пока система не окажется в режиме рабочей температуры.

При наличии признаков неисправности ДТОЖ мотор автомобиля начнет вести себя неустойчиво, обороты начнут «плавать». Есть большая вероятность того, что двигатель остановится. При этом от стабильно работающего ДТ охлаждающей жидкости зависит также угол зажигания. Данная величина регулируется системой при помощи определенных регламентов, что позволяет снизить количество вредных выбросов до того, как двигатель прогреется до рабочей температуры.

Зажигание при этом влияет на объем расходуемого бензина, на мощность и тягу движка. Фильтр на основе активированного угля, улавливающий топливные пары, начнет продув только после того, как силовой агрегат полностью прогреется. При этом нет и блокировки муфты гидротрансформатора в АКПП до тех пор, пока мотор не прогреется полностью. Такая система позволяет сохранять наиболее приемлемую управляемость.

ДТ способствует запуску вентилятора в системе охлаждения машины, что позволяет гораздо быстрее снизить температуру жидкости. В некоторых транспортных средствах для того, чтобы включить охлаждение в принудительном порядке, используют отдельное устройство. В автомобилях без такого устройства все функции возлагаются на ДТ охлаждающей жидкости.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

ДТОЖ встроен между термостатом и головкой блока. Используя два датчика температуры ОЖ, появляется возможность регулировать температуру. Первое устройство установлено на выходе из движка, второе – на выходе из воздушного теплообменника. Чувствительный элемент датчика – это термистор, у которого коэффициент температуры отрицателен. Другими словами, при нагреве силового агрегата уровень электрического сопротивления уменьшается. ЭБУ непрерывно посылает на температурный прибор электроимпульс в 5 В, чтобы получить его ответ. Температура увеличивается, если сопротивление понижено, и, наоборот, при высоком сопротивлении идет снижение температуры.

Главной мерой, определяющей нужную температуру, является показатель нагрузки силового агрегата. Иначе говоря, частота вращения коленчатого вала двигателя и количество всасываемого воздуха. Данные, предоставляемые ДТОЖ, показывают, помимо вида работы мотора, еще и работу вентилятора, степень раскрытия термостата и пр.

Когда нужна замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Во время запуска холодного двигателя происходит обогащение бензина, чтобы мотор скорее прогрелся. При этом возникает небольшое увеличение оборотов при его работе на холостом ходу. Во время прогрева двигателя при помощи ДТ охлаждающей жидкости «мозг» силового агрегата дает команду на обеднение обогащенного топлива до стандартного значения. Однако если ДТОЖ передает неверные данные о температуре охлаждающей жидкости, то происходит неравномерное формирование топливной смеси и движок начинает «подергиваться».

Наиболее часто встречающейся неисправностью является поломка индикатора ТОЖ, в качестве реагирующей детали которого применяется терморезистор. Индикатор неисправен, если температура корпуса не соответствует его сопротивлению. Нередко данный вид поломки выражается в быстром повышении сопротивления в рамках довольно небольшого температурного диапазона корпуса. Естественно, бывает и неисправность элементов цепи терморезистора датчика. При данных параметрах запуск силового агрегата не представляется возможным. В некоторых ситуациях автомобилю может потребоваться замена свечей зажигания.

Возникли неполадки либо ошибки в работе датчика температуры охлаждающей жидкости, значит, как показывает практика, нужно его снять и заменить. Возможны различные ситуации при поломке ДТОЖ. К примеру, мотор еще не прогрелся, но вентилятор уже включился либо движок уже прогрет, однако работает в непонятном режиме. Еще бывает, что расход топлива повышен.

Неполадки с ДТОЖ бывают разных видов: сбой в работе вентилятора, разрыв контактов, потерян контакт с датчиком или он просто не работает и пр.

Полезно! Проверяя ДТ охлаждающей жидкости, убедитесь, что это не устройство указателя температуры ОЖ.

Как найти причину неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Выполнить проверку и обнаружить неполадки ДТОЖ можно при помощи различных приборов, таких как омметр, вольтметр либо мультиметр, термометр электронный, также можете провести и визуальный осмотр.

До начала выявления неисправностей датчика необходимо проверить проводку в машине, так как прибор нуждается в постоянном питании (5 В) для корректной работы. Сделать это очень легко: сначала отсоединить ДТ охлаждающей жидкости от проводов, завести мотор, присоединить к проводам мультиметр или вольтметр и узнать напряжение.

Рекомендуем

Если измерительное устройство показывает напряжение 5 В, то можно начинать проверку датчика температуры.

Осмотрите устройство на наличие трещин, ржавчины на зажимах, проверьте, есть ли на поверхности прибора отверстие, сквозь которое просачивается жидкость для охлаждения. Все эти недостатки могут быть показателями того, что прибор неисправен. Для тщательной проверки необходимо померить сопротивление и напряжение устройства при помощи вольтметра либо мультиметра, осциогрофа. Если у вас в наличии нет данного оборудования, то можно воспользоваться им на СТО.

Многие датчики относятся к виду, у которого отрицательный температурный коэффициент сопротивления, то есть при повышении температуры ОЖ значение сопротивления уменьшается. Если необходимо определить, исправен ли прибор, то нужно просто подсоединить измерительное устройство (мультиметр, вольтметр) к проводу ДТОЖ и посмотреть напряжение при различных значениях температуры.

Если температурные показатели средние, то напряжение может колебаться от 2 до 3 В.

Необходимо завести и прогреть мотор до оптимальной температуры, при этом напряжение в датчике будет становиться меньше. Потом нужно взять термометр и измерить напряжение. Если выдало показание 0 В, то нет присоединения контакта к «земле», присутствуют повреждения проводов, которые передают сигнал от датчика к модулю управления. Однако если при осмотре проводов не выявлено видимых дефектов, значит, следует проверить соединения на линии, с помощью которой подается напряжение и заземление на ЭБУ. Неисправностей не обнаружено – следует проверить сам электронный блок.

Если напряжение на контакте 5 В, то это можно объяснить следующим образом:

  1. Контакт, предназначенный для сигнала в штекере ДТ, не обеспечивает связь с данным устройством.
  2. Цепь датчика разомкнута.
  3. Линия заземления температурного прибора разорвана.

Наиболее часто главная проблема в том, что сопротивление на выходе и напряжение видоизменяются за пределами подходящего им диапазона. При горячем моторе нормальные значения ДТОЖ составляют 0,5 В, при холодном – 2 В. Если датчик имеет неисправности, то он может выдать при прогретом двигателе 1,25 В, при остывшем – 1,5 В.

Такая ситуация ведет к тому, что затрудняется запуск силового агрегата и происходит переобогащение топливной смеси. Данные значения не дадут вам код, который укажет причину неполадки, потому что датчик функционирует в допустимых пределах. Однако, как вы понимаете, датчик охлаждающей жидкости необходимо снять и заменить его на новый.

Рекомендуем

ДТОЖ отремонтировать не получится. Нужна лишь замена на новое устройство. Стоит температурный прибор недорого, следовательно, проблем у водителей не возникнет. Помните! Менять ДТ нужно только на устройство той же марки. В противном случае могут возникнуть неполадки в моторе либо датчик будет показывать ошибочные данные.

  • Ключи на 8, 13, 17, 21.
  • Емкость для охладительной жидкости.

Как снять датчик охлаждающей жидкости и заменить его на новый

До того как снять датчик температуры охлаждающей жидкости, следует убрать воздушный фильтр, слить антифриз.

Сначала нужно снять защиту на остывшем моторе и при помощи ключа открутить крепления, которые держат радиатор. Наряду с этим печку поставить на максимальный режим, открутить у расширительного бачка крышку и кран отопителя.

Под радиатором поставить емкость для ОЖ и потихоньку начать отвинчивать пробку, закрывающую слив, стараясь не попасть на генератор. Слить жидкость. Процедура займет около 10 минут. Далее передвинуть тару под двигатель, открутить заглушку, расположенную под модулем зажигания на блоке цилиндров и подождать еще минут десять, чтобы жидкость слилась полностью.

Запомните! До того как снять датчик охлаждающей жидкости и перейти к его замене, нужно протереть горлышки всех отверстий.

Итак, следует снять защитную резину. Определить расположение маркировки датчика на его корпусе для того, чтобы новый прибор установить в правильном положении. При помощи ключа открутить старое и установить новое измерительное устройство. Далее необходимо налить антифриз в радиатор и блок цилиндров двигателя. Если датчик не подает признаков жизни, то следует еще раз проверить его: возможен брак либо утечка ОЖ, может быть испачкан генератор или недостаточно хорошо закрутили прибор.

Помните! Большинство неполадок у ДТОЖ возникают из-за проводки, качества соединителей и их плотности. Если эксплуатировать неисправный датчик температуры охлаждающей системы, то это гарантирует частые остановки силового агрегата и его выход из строя.

Самостоятельная замена датчика температуры охлаждающей жидкости: 2 вида и 7 признаков их неисправности

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости необходима для корректной работы системы охлаждения двигателя. Для начала стоит разобраться в том, что представляет собой датчик температуры охлаждающей жидкости (далее ДТОЖ) и какие функции он несёт.

Читать еще:  Как поменять колодки на приоре

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)?

Назначение

Датчиков в автомобиле существует множество. Все они контролируют работу различных систем автомобиля и его двигателя. Если датчики выдают некорректные показания, то работоспособность автомобиля ставится под угрозу. То же самое можно сказать и о ДТОЖ.

ДТОЖ предназначен для поддержания стабильной работы двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС). За счёт ДТОЖ автомобиль быстрее прогревается и меньше достигает слишком высоких температур. Некоторые путают ДТОЖ с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости. Это — два совершенно разных прибора. ДТОЖ предоставляет свои показания электронному блоку управления двигателем, а второй датчик уведомляет водителя о температуре рабочей жидкости в системе охлаждения. Выход из строя второго датчика не приводит к серьёзным последствиям в отличие от первого.

Говоря о ДТОЖ, следует также упомянуть о назначении системы охлаждения двигателя, так как работа этих двух агрегатов неразрывно связана. Чаще всего используется жидкостная система охлаждения, главной задачей которой является отведение тепла от двигателя. Кроме этого, система также несёт функции охлаждения масла в системе смазки, воздуха, который циркулирует в системе турбонаддува, отработавших газов, рабочей жидкости коробки передач. Также у неё имеется функция нагревания воздуха в системах вентиляции и отопления.

Работа столь важной системы автомобиля напрямую зависит от такой маленькой детали, как ДТОЖ. Поэтому не стоит недооценивать датчик и пренебрегать его диагностикой.

Устройство и принцип работы

ДТОЖ по своему устройству напоминает резистор. Конструкция датчика предусматривает изменение его сопротивления электрическому току при колебаниях температуры окружающей среды. Эти изменения фиксируются и используется для подачи команд ДВС.

Предшественниками современных ДТОЖ были термореле. Термореле были установлены в системах впрыска. Когда контакты находились в открытом положении, двигатель нагревался. Если контакт замыкался — значит двигатель уже достаточно прогрелся (достиг рабочей температуры). В основе устройства современных ДТОЖ лежит термистор, который и устанавливает зависимость сопротивления от температуры. В основе термистора лежат оксиды кобальта и никеля. При росте температуры в этих веществах растёт количество свободных электронов, за счёт чего и падает сопротивление.

Некоторые термисторы в ДТОЖ характеризуются отрицательным температурным коэффициентом. При этом термистор выдаёт максимальные показатели при холодном двигателе. На датчик подаётся напряжение около 5 вольт. После этого по мере прогревания силового агрегата сопротивление понижается. Электронный блок управления (далее ЭБУ) двигателем следит за изменением напряжения и рассчитывает температуру жидкости. После нагревания двигателя ЭБУ начинает обеднять топливную смесь. Неисправность ДТОЖ может также привести к ошибочному обогащению топливной смеси. Результатом этого будет усиленное загрязнение атмосферы и преждевременный выход из строя свечей.

Если количество оборотов двигателя при запуске будет недостаточным — может произойти остановка двигателя. Уплывающая команда ЭБУ на повышение оборотов может это предотвратить. Для поддержания управляемости в процессе запуска двигателя клапан рециркуляции должен быть закрыт до тех пор, пока двигатель не достигнет своей установленной рабочей температуры. Здесь результатом неисправности ДТОЖ будут плавающие обороты двигателя. Двигатель при этом тоже может остановиться. Угол зажигания также зависит от функционирования датчика, так как этот параметр регулируется системой. Выброс вредных газов при такой регулировке значительно снижается. В конечном итоге мощность и тяга двигателя, а также уровень потребления топлива напрямую зависят от работы ДТОЖ.

Таким образом, ДТОЖ очень важен для корректного функционирования автомобиля.

Место установки датчика

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле? У разных моделей место установки ДТОЖ различается. Чаще всего он устанавливается в головке блока цилиндров возле корпуса термостата или на нём. Обязательным является расположение датчика возле отводящего патрубка, по которому охлаждающая жидкость поступает обратно в радиатор. Такое расположение необходимо для точности передачи данных в ЭБУ.

Виды датчиков

ДТОЖ классифицируются по принципу зависимости от изменения сопротивления:

  1. ДТОЖ с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы таких датчиков заключается в том, что внутреннее сопротивление уменьшается по мере роста температуры и наоборот.
  2. ДТОЖ с положительным температурным коэффициентом. Принцип работы противоположен предыдущей разновидности датчиков. В этих датчиках сопротивление увеличивается при росте температуры.

В настоящее время наиболее популярен первый тип датчиков. Иногда в автомобиле встречаются сразу два датчика: основной и дополнительный.

Основной датчик выполняет функцию передачи значения температуры на ЭБУ, а дополнительный — включение вентилятора.

Неисправности ДТОЖ и их признаки

Принято считать, что ДТОЖ достаточно надёжен из-за своей нехитрой конструкции. Однако рано или поздно практически каждый агрегат автомобиля подвергается износу. В случает с ДТОЖ имеет место быть нарушение градуировки. Такое нарушение приводит к незапланированному изменению сопротивления и некорректной работе ЭБУ.

Самым явным признаком выхода из строя ДТОЖ является отсутствие включения в работу вентилятора во время того, как температура повышается выше установленных значений.

Этот показатель не считается достоверным, если в автомобиле присутствуют одновременно основной и дополнительный датчики. В этом случае на неисправность точнее укажет окисление проводки или выход из строя дополнительного датчика. Основные признаки неисправности ДТОЖ следующие:

  • падение оборотов двигателя или самопроизвольная его остановка на холостом ходу;
  • более длительное время прогрева автомобиля;
  • учащённый выход двигателя за рамки оптимального температурного режима во время работы;
  • увеличенный расход топлива;
  • снижение контроля над автомобилем у водителя;
  • дым из выхлопной трубы приобретает чёрный оттенок;
  • нарушение стабильности работы двигателя.

Кроме этого иногда возможны детонационные постукивания в двигателе. На некоторых старых моделях автомобилей есть специальный контроллер. Когда стрелка этого контроллера выходит за пределы критической зоны, автомобиль необходимо немедленно остановить. В этом случае порой тоже имеет место неисправность ДТОЖ. А в более современных моделях о перегреве двигателя водителей уведомляет бортовой компьютер. Но такое сообщение не всегда указывает на неисправность именно датчика. Часто это происходит из-за обрыва проводки и её окисления.

Причины возникновения неисправностей

Поломка ДТОЖ достаточно редко беспокоит автолюбителей вследствие своей простой конструкции. Но причин выхода из строя всё же достаточно. Использование некачественного антифриза и моторного масла приводит к разрушению поверхности ДТОЖ. Чувствительный элемент датчика может покрываться осадком в виде кристаллов. Причина может крыться и в производственном браке. Не стоит покупать ДТОЖ на барахолках и различных дешёвых рынках автозапчастей. ДТОЖ, купленный на таком рынке, зачастую не будет отвечать заявленным параметрам и малейшие повреждения приведут к выходу датчика из строя. Утечка антифриза может привести к износу прокладки. Скачок напряжения в бортэлектросети и коррозия контактов также могут быть причиной выхода из строя датчика.

Проверка работоспособности датчика температуры охлаждающей жидкости

Необходимые инструменты и оборудование

Для процедуры проверки, снятия и замены датчика вам понадобятся следующие инструменты:

  • ключ на 19;
  • мультиметр;
  • ёмкость, в которую вы будете сливать охлаждающую жидкость (подойдёт обычное ведро);
  • электрический чайник для нагрева воды;
  • термометр;
  • ёмкость для горячей жидкости (подойдёт стакан или маленькое ведро).

Порядок проверки

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Этот процесс недолгий и не требует какой-то специальной диагностики в автосалоне.

Не забывайте — для того, чтобы датчик корректно указывал температуру охлаждающей жидкости, необходимо, чтобы ДТОЖ был погружён в эту жидкость. Для этого необходимо регулярно проверять наличие в системе хладагента. Эта проверка — первый этап, который стоит предпринять при возникновении подозрения о неисправности ДТОЖ.

Следующим этапом будет проверка контактов на окисление и коррозию. Также необходимо выявить нарушения подключения ДТОЖ к системе. Изучив инструкцию по эксплуатации автомобиля, уточните количество и расположение датчиков. После этого найдите ДТОЖ и установите, что с его подключением всё в порядке. Для этого ДТОЖ придётся демонтировать, так как проверка связана с его погружением в ёмкость для горячей жидкости.

Возьмите датчик и опустите его в ёмкость с кипятком. Далее необходимо замерить сопротивление на выходе. При этом датчики на разных моделях автомобиля будут показывать разные значения. В интернете доступны таблицы с оптимальным сопротивлением для каждой модели.

Если показатели эталонной и измеренной величин различны, то ДТОЖ подлежит замене. Конструкция датчика настолько проста, что не предусматривает ремонт.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Необходимо опустить его в нагретую воду (как было сказано выше). Затем возьмите термометр и опустите его в ёмкость с холодной водой. Рекомендуется использовать электронный термометр. Подключите к датчику мультиметр, который настроен на измерение сопротивления. Затем опустите ДТОЖ в воду и проведите измерения. Затем ёмкость с холодной водой нагревается до 15, 20, 25 градусов, а полученные результаты измерений фиксируются. Если результаты не совпали с эталонными — потребуется замена.

Существует способ проверить ДТОЖ и без термометра. Температура воды при кипении достигает 100 градусов. Эта температура берётся за основу и измеряется сопротивление. При кипении воды сопротивление должно равняться примерно 176,7 ом. С погрешностями оно может достигать около 190 ом. В случае несовпадения показателей также потребуется замена датчика.

К основным неисправностям относят:

  1. низкое качество охлаждающей жидкости. В результате использования некачественной продукции поверхность прибора может разъедаться и покрываться осадком. Как результат детектор начинает давать неверные показания, чаще всего в сторону понижения. В результате несвоевременный запуск системы охлаждения приводит к закипанию движка;
  2. некачественный прибор. К некачественному устройству относят не только дефекты самой заводской сборки, но и отсутствие герметичной прокладки, или чрезмерное усилие, при вкручивании устройства приводящее к его срыву или поломке;

  1. утечканехватка антифриза. В результате плохой герметичности прибора, износа уплотнителя, трещинах в термостате могут возникать протечки. Также нехватка охлаждающей жидкости может быть вызвана и просто несвоевременным пополнением бака. Результатом, так или иначе, становиться отсутствие контакта между прибором и жидкостью, и как следствие отсутствие измерений.
  2. Нарушение в электросети. Сбой в электронике считается одним из самых распространённых дефектов. Проблемы на линии, замыкания, окисления контактов. Все это приводит к неисправности в работе прибора. К этому же пункту можно отнести и проблемы в самом ЭБУ. Они приводят к сбоям в контроле над измерительным прибором.

Ремонт датчика

Независимо от транспортного средства замена прибора везде происходит примерно по одному алгоритму действий. Прежде чем поменять его необходимо заглушить мотор и желательно дать остыть двигателю. Это делается с единственной целью – чтобы слития антифриза не происходило под большим напором. Дальше после остывания двигательной системы как раз предстоит слить антифриз и отключить прибор от электронной сети.

После этого происходит изъятие прибора из своего гнезда путем откручивания. Ремонт прибора в кустарных условиях невозможен, поэтому чаще всего этап диагностики игнорируется и на его место просто устанавливается новый сенсор вместе с новым уплотнителем.

Когда новый измеритель встал на свое место, его подключают к электросети, а антифриз возвращают обратно в бак. Дальше происходит проверка мотором работы датчика, а также проверяется наличие течи охлаждающей жидкости. Если всё исправно и течи нет, можно приступать к дальнейшей эксплуатации.

Дополнительная информация

В некоторых моделях машин измерителей охлаждающей жидкости в машине два, а то и больше. Так распространенной практикой является установка одного измерителя для работы с ЭБУ, а другого для передачи данных прямиком на приборную панель. Более же качественной версией является установка второго прибора для измерения хладагента на подступе к радиатору.

Своевременные данные измерений антифриза на входе и выходе позволяют анализировать эффективность работы радиатора и аппаратного процесса охлаждения в том числе, позволяя вести более гибкую регулировку климатических механизмов.

Помимо антифризного сенсора в машине имеют место быть и другие температурные измерители. К таким относятся приборы для измерения наружного воздуха, внутреннего, кислорода идущего на впуск и т.д. Все они выполняют свои важные функции исправной работы транспортного средства.

Приборы, следящие за наружным воздухом, позволяют отслеживать появление наледи на дороге, принимать данные на дисплее, и анализировать работу автомобиля. Внутренние сенсоры, как правило, работают в паре с климатической системой, обеспечивая своевременно отопление или охлаждение воздуха в салоне.

Детектор температуры входящего воздуха и вовсе отслеживает его для измерения плотности воздушной массы обогащающей топливную смесь. Слишком высокая плотность может привести к детонации, а низкая к перерасходу топлива и грязному выхлопу. Этот прибор напрямую влияет на исправную работу транспортного средства.

Все подобные им устройства обеспечивают машине продолжительный срок жизни всех частей, а также постоянно обеспечивают экономный расход ресурсов. Выход из строя любого из них может привести к повышению расхода на обслуживание автомобиля без учета самой замены прибора. Таким образом, своевременная замена снижает в целом уровень расходов.

Для примера можно привести неисправный детектор антифриза. Достаточно проехать около пяти сотен километров (в зависимости от модели автомобиля) с неисправным устройством, чтобы перерасход превысил стоимость самого датчика. И это без учета невероятного износа самого двигателя и охлаждающей системы, которые за это время вполне могут выйти из строя навсегда.

YouTube responded with an error: The calling IP address 87.236.20.136 does not match the IP restrictions configured on the API key. Please use the API Console to update your key restrictions.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector