Какой зазор у свечей зажигания
Зазор между электродами свечей зажигания
Видимая простота конструкции свечей зажигания является несколько обманчивой. Чтобы обеспечить им правильную и максимально функциональную работу, требуется регулярно проводить мониторинг их состояния и некоторые профилактические мероприятия. При этом стоит знать, какой должен быть зазор на свечах, способствующий наилучшей отдачи работоспособности.
Достаточный по мощности электрический заряд, проходящий между электродами, служит позитивным признаком качества данных электродеталей. Множество негативных факторов способно оказать отрицательное воздействие на их работу. В подобном случае ухудшится горение топливной смеси.
На что влияет зазор на свечах зажигания
Для четкого понимания данного процесса следует знать работу топливной автомобильной системы в бензиновых двигателях. С пониманием функционирования системы зажигания станет очевидным степень влияния расстояния между электродами на качество работы силовой установки в целом.
В простом исполнении пошаговый алгоритм получения механической энергии из работы по сжиганию топлива состоит из следующих пунктов:
- Удалив из камеры сгорания отработанные газы сквозь систему клапанов ГБЦ, поршень начинает перемещаться в нижнюю точку. При достижении ее происходит открытие впускного клапана, благодаря чему, внутрь цилиндра проникает смесь топлива и воздуха.
- На следующем цикле начинается перемещение поршня вверх для сжатия смеси.
- При достижении верхней мертвой точки автоматика подает высоковольтный разряд на электроды. Таким образом, в зазор между электродами свечей зажигания проскакивает искра. Ее высокая температура зажигает смесь, что в результате приводит к взрыву и высвобождению энергии.
- Сформировавшаяся сила выталкивает поршень вниз, преобразуя тепловую энергию в механическую работу.
- Финишным является такт, в котором открывается выпускной клапан, и из него удаляются продукты горения.
Система зажигания работает с импульсом на катушке, напряжение которого более 20 кВ. Подача тока для искрообразования осуществляется в автоматическом режиме за счет сигнала контроллера. Используемая обмотка способна длительное время многократно выдерживать повышенное напряжение. Однако, изменение зазора между электродами окажет влияние на формирование искры.
Завышенный зазор
Перед тем как выставить зазор на свечах, необходимо знать, что при его значении более 1,3 мм, подобный интервал будет считаться увеличенным. Если расстояние между электродами окажется таким, то это приведет к следующим последствиям:
- рассчитанная мощность катушки окажется меньше, чем требуется в реальности, поэтому искрообразование будет возникать не в каждом цикле, а появятся пропуски в работе;
- двигатель станет работать с перебоями нестабильно, что будет способствовать возникновению нежелательных вибраций;
- невыгорающее топливо будет проникать частично в картер, стекая по стенкам цилиндров, а также частично отправляться в выхлопную систему;
- мощность ДВС станет заметно понижаться, а расход бензина существенно увеличится;
- станет образовываться заметный нежелательный слой нагара на цилиндре, рабочей части свечи, а также нагар появится на поршне.
Важно учитывать, что увеличение оборотов двигателя станет способствовать повышению пропусков эффективных тактов и увеличению расхода бензина.
Проникновение топлива к картерному маслу провоцирует разжижение смазки и формирование горючих паров, которые свободно проникают в камеру сгорания. Этому способствуют всевозможные патрубки и наличие воздушного тракта.
Кроме падения мощностных параметров, негативом станет увеличение износа сопрягающихся элементов. Существенно понижается их эффективный эксплуатационный период. Стартует автомобиль менее уверенно, особенно это заметно при запуске «на холодную». Неразогретый мотор часто требует нескольких попыток завода.
Чрезмерно близкое межэлектродное расстояние
Наименьшим допустимым зазором между контактами СЗ специалисты называют промежуток в 0,6 мм. Хотя в рабочем режиме полностью исключатся пропуски искроформирования, но возникнет иной негатив — малое воспламенение.
Важно понимать, что чрезмерно короткая искра не способна эффективно разжечь топливную смесь внутри камеры сгорания за время хода поршня, так как обладает малой энергией.
Неполное сгорание воздушной смеси приводит к последствиям, аналогичным ситуации с увеличенным зазором. Падает мощность и повышается расход бензина. К дополнительным негативам относится не только скорый износ поршневой группы, но и возникновение неполадок с топливоподачей, увеличивается риск пробоев изоляции высоковольтных кабелей и т. п. В подобной ситуации разбалансировка электросистемы выходит на первый план, отстраняя регулировку свечного зазора.
Значение оптимальных зазоров
Приемлемыми рабочими параметрами, при которых система остается работоспособной в полной мере, являются зазоры в пределах 0,6–1,2 мм. Четкие значения подбираются в зависимости от типа силовой установки, различных систем питания и зажигания. Ориентироваться стоит на следующие характеристики:
- старые карбюраторные двигатели, в которых стоят моторы с небольшой степенью сжатия механическим функционалом искрообразования, будут работать оптимально при 0,6–0,7 мм;
- аналогичные силовые установки, с модернизированным бесконтактным зажиганием на электронике окажутся эффективными при 0,8–0,9 мм;
- для атмосферников усиленных турбинами и оснащенных инжекторным типом впрыска предпочтительней обеспечить зазор в 1–1,2 мм.
Чтобы не ошибиться со значением для конкретной марки двигателя, рекомендуем изучить подробно руководство пользователя. Там указаны различные параметры, в том числе и предпочтительный зазор.
Какой зазор на свечах на газу
В последнее время тренд на экономию ресурсов отразился и в автомобильной отрасли. Многие автовладельцы устанавливают в своих машинах современное ГБО. При этом не все знают, что требуется калибровка для качественного искрообразования.
После монтажа всех газобаллонных элементов системы стоит слегка поднять просвет на свечах на одну десятую от паспортного бензинового значения. Хотя слегка увеличится нагрузка на встроенную катушку, но топливная газовая смесь будет лучше возгораться, что позитивно отразится на мощности авто. Также при выборе свечей важно отдавать предпочтение продуктам с повышенным калильным числом, чтобы свечи были «холодными».
Зазор иридиевой свечи мало оказывает влияние на ее работоспособность. Контакты из драгоценных металлов являются более долговечными и формируют искру качественней. Дополнительно разряд обходит центральный контакт по диаметру окружности и обеспечивает самоочистку данного элемента.
Способы настройки
Задействовать щуп для свечей зажигания, чтобы проверить межэлектродное расстояние, приходится в следующих случаях:
- по завершении ремонта силовой установки либо системы питания и зажигания непосредственно до мониторинга компрессии в цилиндрах;
- перед установкой только что купленных свечей, ведь некоторые производители в заводских условиях обеспечивают небольшой зазор, требующий доводки до норматива в каждом авто;
- при выявлении нестабильной работы мотора водители первым делом выкручивают свечи, очищая контакты и контролируя зазор.
Стоит учитывать, что все замеры осуществляются после остывания мотора — «на холодную». Достаточно для раздвигания вставить плоскую отвертку в зазор, а для уменьшения его потребуется слегка пристукнуть по контакту.
Расстояние между электродами влияет на такие свойства мотора:
- Стабильность функционирования;
- Развиваемая мощность;
- Число предельных оборотов;
- Расход топлива;
- Продолжительность эксплуатации многих деталей.
Поэтому периодически стоит оценивать межэлектродное расстояние. В итоге, исходя из пробега на применяемых свечах, судить о замене деталей или возможности увеличения (уменьшения) зазора.
Уменьшение и увеличение зазора
При работе двигателя свечи также выполняют свои функции. Соответственно для них возможно уменьшение или увеличение межэлектродной длины. Относительно характера зазора возможны разные результаты.
Если зазор между электродами свечей зажигания уменьшен, то появляются такие последствия:
- Происходит приумножение мощности искры, но она становится короткой, что отражается на неспособности воздействовать на горючую смесь. В итоге возникает залив свечи, сказывающийся на таком явлении как «автомобиль начинает троить».
- Увеличивается вероятность образования электрической дуги на больших оборотах. Это связано с тем, что искра, полученная в малом электродном расстоянии, не успевает разорваться. Поэтому идет непрерывный поток, влияющий на работу мотора и катушки., в которой может произойти замыкание. Такие моменты влекут за собой замену многих частей.
Результаты малого зазора электродных элементов подразумевают ремонт двигателя и его составляющих.
Если происходит увеличение электродного промежутка, то возникают такие проблемы:
- Пробой изолятора;
- Выход из строя катушки зажигания;
- Нарушение самоочищения свечи, что отражается на потере искры.
В результате того, что расстояние становится больше, искра не выполняет своей роли и это сказывается на заливе двигателя. Поэтому можно заметить, что автомобиль «троит», часто глохнет.
Конечно, эксплуатируя электроды, можно наблюдать естественное увеличение зазора вследствие обгорания. Учитывая данные обстоятельства, нужно осуществлять регулярную проверку свечей.
Величина зазора
Какой зазор в свечах зажигания применительно к типу автомобиля? Просвет между контактами различен для автомобилей разной марки. Для машин, выпущенных в настоящее время, характерно определенная величина зазора свечи. Поэтому изготовители двигателей не советуют осуществлять регулировку расстояния своими руками.
Касательно автомобилей российского производства, выпущенных в прошлые годы и сегодня, межэлектродная длина зависит качеств мотора. Если присутствует карбюраторный вид с контактным типом зажигания, то величина соответствует интервалу 0,5-0,6 мм. Для бесконтактного зажигания показатель понижен до 0,7-0,8 мм. В ситуации наличия инжектора соблюдается промежуточная длина 1,0-1,3 мм.
Замеры межэлектродного зазора
Учитывая то, на что влияет зазор в свечах зажигания, следует подумать о процессе замера. Для этого существуют специальные щупы, приобрести которые присутствуют на полках магазинов запчастей. Эти устройства классифицируются на три категории:
- Пластинчатой формы;
- В виде проволоки;
- В виде монеты.
Щуп пластинчатой формы схож с ножом. Имеющиеся пластины на поверхности устройства позволяют точно измерить величину расстояния. Проволочный и монетоподобный приборы имеют почти одинаковую конструкцию в форме круга. Проволочное устройство характеризуется наличием петель из проволоки с разной окружностью. Они служат для снятия размера зазора. Монетоподобный щуп оснащен ободком, слой которого различен применительно к определенной позиции. А также есть шкала для указания величины зазора.
Что бы определить величину расстояния между электродами при помощи монетообразного щупа, требуется следовать схеме:
- Удалить грязь и нагар с поверхности свечи;
- Поместить ободок щупа в межэлектродное пространство;
- Осуществить поворот прибора до периода контактного соединения;
- По шкале определить размер;
- Для увеличения просвета требуется провести отгиб бокового контакта посредством ободка;
- Для сжатия осторожно провести операцию подгибания контакта, применив силу давления.
При использовании проволочного щупа величина расстояния соответствует подходящей проволочной петле, располагаемой в межэлектродном пространстве. Толщина петли является показателем длины между контактами. На приборе имеются фигурные пластинки для увеличения зазора.
Пластинчатый щуп позволяет легко и просто замерять требуемую величину, используя пластины разной толщины. Они помещаются в пространство между контактами. Регулировка зазора свечей зажигания проводится путем самого устройства.
Если не удается отрегулировать расстояние с помощью прибора, можно применить плоскогубцы и плоскую отвертку. Плоскогубцами можно стучать несильно, чтобы уменьшить промежуток. Если требуется отогнуть боковой элемент, то это можно сделать плоской отверткой.
Величина зазора на свечах зажигания, его измерение и регулировка
В отличие от дизельных моторов, топливная смесь в камере сгорания бензинового двигателя воспламеняется с помощью внешнего источника. Таковым служит мощный электрический разряд, проскакивающий через зазор между электродами свечей зажигания. Последние как раз и предназначены для создания искры в условиях повышенного давления и температуры, характерной для зоны сжигания бензина. На качество и скорость горения топлива оказывают влияние многие факторы, в том числе – расстояние между искровыми электродами.
Влияние зазора на воспламенение
Чтобы понимать, как данный фактор влияет на эффективность бензинового мотора, нужно вкратце рассмотреть работу системы зажигания. Алгоритм преобразования энергии топлива в механическую работу выглядит так:
- Выбросив отработанные газы через клапан в ГБЦ, поршень движется вниз. Когда он оказывается в нижней точке, открывается второй клапан, откуда в цилиндр поступает топливовоздушная смесь.
- Поршень поднимается к камере сгорания и сжимает этот аэрозоль в несколько раз.
- В момент, когда днище поршня находится в верхней мертвой точке, на электроды свечи подается высоковольтный импульс. Между ними проскакивает искра, поджигающая сжатую смесь горючего с воздухом.
- Сгорая с определенной скоростью, топливо выделяет энергию, толкающую поршень вниз. Совершается механическая работа.
- Последний такт – выброс продуктов горения в выхлопную систему, после чего цикл повторяется.
Импульс высокого напряжения (свыше 20 киловольт) вырабатывает катушка по сигналу контроллера. Ее обмотка рассчитана на искрообразование определенной силы, достаточной для качественного воспламенения порции топливной смеси. Если сделать чересчур большой или малый зазор в свечах зажигания, процесс горения нарушится.
Большой просвет между электродами
Ненормально большим считается зазор свыше 1,3 мм. Что произойдет, если разогнуть электроды до такой степени:
- мощности катушки не хватит, чтобы при каждом такте сжатия пробивать искрой увеличенное расстояние, появятся пропуски циклов;
- работа силового агрегата будет нестабильной, появится вибрация;
- одна часть несгоревшего бензина стечет по стенкам цилиндра и попадет в картер, вторая выбросится в выпускной тракт;
- расход топлива возрастет;
- на стенках камеры сгорания, днище поршня и рабочих элементах свечей зажигания быстро образуется нагар.
Примечание. Чем выше обороты двигателя, тем пропусков станет больше, доля бесполезно израсходованного бензина увеличится. Моторное масло в картере начнет разжижаться и выделять горючие пары, попадающие обратно в камеру через патрубок сапуна и воздушный тракт.
В результате перечисленных процессов мотор не отдаст полную мощность, а цилиндропоршневая группа в долгосрочной перспективе быстрее износится. Слишком большой зазор влияет на качество сжигания топлива, это вы ощутите в процессе движения: разгон автомобиля будет вялым, а вибрация мотора – повышенной. Из-за пропуска циклов появятся проблемы с холодным запуском – двигатель заведется с нескольких попыток.
Слишком маленькое межэлектродное расстояние
Расстояние между контактами свечей менее 0,6 мм считается недопустимо малым. Правда, пропуски рабочих циклов наблюдаться не будут, но возникнет другая проблема – чересчур слабое воспламенение. Короткая искра, пробивающая небольшой просвет от одного электрода к другому, не способна нормально поджечь топливовоздушную смесь, занимающую весь объем камеры.
Из-за снижения скорости горения воздушно-бензиновый аэрозоль не успеет прогореть целиком, как наступит такт рабочего хода поршня, а затем – выброс отработавших газов. В результате наступают последствия, описанные выше, – падение мощности силового агрегата, повышенное потребление топлива, сажа в выхлопной и нагар внутри цилиндров.
Неправильная регулировка зазора свечей зажигания зачастую усугубляется другими факторами: износ поршневой группы, неполадки в системе топливоподачи, пробитая изоляция высоковольтных проводов и так далее. Тогда проблема настройки зазоров отступает на второй план и зачастую выпадает из поля зрения автолюбителя.
Величина нормального зазора
Допустимые пределы межэлектродного расстояния – от 0,6 до 1,2 мм. Более точное значение выбирается в зависимости от типа двигателя, системы питания и зажигания:
- карбюраторные моторы старого типа с невысокой степенью сжатия и механической системой искрообразования – 0,6–0,7 мм;
- те же двигатели, оснащенные бесконтактным электронным зажиганием – 0,8–0,9 мм;
- в турбированных и атмосферных силовых агрегатах с подачей топлива путем впрыска (инжектор) зазор на свечах зажигания должен быть от 1 до 1,2 мм.
Совет. Лучший способ правильно определить межэлектродный просвет для конкретного автомобиля – внимательно изучить инструкцию по эксплуатации. В подавляющем большинстве случаев данная величина указана среди других настроечных параметров.
Поскольку владельцы многих транспортных средств, укомплектованных бензиновыми моторами, переходят на сжиженный газ, то и размер свечного зазора требует корректировки. Для качественного сжигания смеси пропана с воздухом интенсивность воспламенения рекомендуется повысить путем увеличения просвета на 0,1 мм от паспортного значения. Нагрузка на высоковольтную катушку вырастет незначительно, а газ станет сгорать лучше.
Например, электроды свечей карбюраторного двигателя с электронным зажиганием необходимо разогнуть до 0,9 мм, если в инструкции по эксплуатации указана цифра 0,8. Не слушайте дурных советов и не делайте зазор чересчур большим, ведь автомобильные газовые установки всех поколений заводятся на бензине, а потом автоматически переключаются на подачу пропан – бутановой смеси из баллона. Кроме того, использовать бензиновое топливо все равно придется, чтобы доехать до заправки, когда газ в емкости закончится.
Рекомендации по настройке
Проверка и регулировка зазора на свечах системы зажигания производится в следующих ситуациях:
- После ремонта двигателя, систем питания и зажигания, либо перед измерением компрессии в цилиндрах. В процессе эксплуатации свечные электроды постепенно подгорают и становятся тоньше, отчего между ними увеличивается просвет.
- При замене свечей на новые. Нередко производитель устанавливает слишком маленькие зазоры, которые приходится увеличивать до нормы.
- Когда проявилась нестабильная работа мотора. Первое действие – вывернуть свечи, хорошенько прочистить контакты, отрегулировать межэлектродные расстояния и проверить работоспособность под давлением.
Чистка электродов и площадки от нагара должна всегда предшествовать настройке.
Следует запомнить важный момент: четко выставить зазор на свечах без щупа невозможно. Регулировка «на глаз» сойдет в качестве временной меры, пока вы не доберетесь до гаража с инструментом.
- Выверните свечи из цилиндров двигателя и дайте им остыть до комнатной температуры. «На горячую» величину зазоров измерять нельзя.
- Прочистите контакты щеткой с проволочным ворсом и проверьте межэлектродный просвет щупом требуемой толщины. Последний должен входить между контактов плотно, с небольшим сопротивлением.
- Если щуп не вставляется, увеличивайте зазор путем разгибания верхнего электрода плоской отверткой. Слишком большое расстояние убирается аккуратным пристукиванием контакта.
Сподручнее выполнять операцию на остывшем двигателе – не придется обжигать руки во время откручивания. Для обычных свечек используйте плоский щуп, а для изделий на 2–3–4 боковых электрода – инструмент круглой формы. Установите свечи в цилиндры, заведите мотор и наблюдайте за работой на холостом ходу. Если замеченная ранее вибрация не прекратилась, неисправность следует искать в другом месте.
Зазор между электродами свечей зажигания: измерение, регулировка
Работа двигателя внутреннего сгорания во многом зависит от состояния свечей зажигания. Они отвечают за своевременность воспламенения топливной смеси в камерах. Поэтому малейшая неисправность хотя бы одной из них неизбежно приведет к тому, что мотор начнет троить или вообще заглохнет. В этой статье речь пойдет о таком понятии, как зазор между электродами свечей зажигания. Мы попытаемся выяснить, на что он влияет, каким должен быть, каким образом его можно отрегулировать самостоятельно.
Что такое зазор?
Любая свеча зажигания автомобильного двигателя внутреннего сгорания имеет в своей конструкции два электрода: центральный и боковой. Первый из них является плюсовым. Именно на него через контактный наконечник, стержень и токопроводящий герметик (резистор) подается ток высокого напряжения, вырабатываемый катушкой. Боковой электрод – минусовой. Он приварен к корпусу устройства и замыкается на «массу» через резьбу и юбку свечи. Искра – не что иное, как дуговой разряд, возникающий между электродами. Она проскакивает во время подачи электрического импульса, создаваемого катушкой зажигания. Ее размер и мощность напрямую зависят от взаимного расположения электродов, т. е. от расстояния между ними, именуемого зазором.
На что влияет зазор?
Для каждого типа двигателя, в зависимости от вида и октанового числа потребляемого топлива, объема, развиваемой мощности, давления в камерах сгорания, заводами-изготовителями авто предусмотрены разные свечи с разными характеристиками. Иными словами, просто взять и переставить их с «Мерседеса» на «Ладу» не получится никак. Зазор между электродами свечей зажигания является важнейшей их характеристикой, от которой зависит стабильность работы двигателя, его мощность, количество развиваемых оборотов, расход топлива, долговечность работы деталей поршневой группы.
Уменьшенный зазор
Уменьшенный зазор между электродами свечей зажигания характеризуется мощным, но кратковременным искровым разрядом. Сокращение времени приводит к тому, что топливная смесь не успевает сгорать полностью. В результате свечи заливает остатками горючего, искра периодически пропадает, двигатель троит. Естественно, увеличивается и расход топлива. Резко возрастает и количество токсичных веществ в выбросе.
Подобное явление на высоких оборотах нередко приводит к тому, что искра, будучи слишком короткой, не успевает разрываться между поступающими электрическими импульсами, образуя постоянную дугу. В итоге мы можем получить подгоревшие или полностью расплавленные электроды, а также межвитковое замыкание в катушке. Дополняет эту картину затрудненный пуск двигателя и ускоренный износ деталей поршневой группы.
Увеличенный зазор
Увеличенный зазор между электродами свечей зажигания, наоборот, приводит к тому, что искра удлиняется, но становится слишком слабой, чтобы поджечь горючую смесь. Кроме этого, увеличивается вероятность пробоя катушки, провода высокого напряжения или изолятора. При слишком большом расстоянии между электродами электричеству, которое по своей природе ищет кратчайший путь для выравнивания разности потенциалов, проще пройти сквозь керамику, чем преодолеть увеличенный зазор по воздуху. В итоге искра в цилиндре либо образуется периодически, либо вообще пропадает. Двигатель при этом захлебывается топливом, троит или глохнет. Характерным явлением для увеличенного зазора являются редкие громкие хлопки, вызванные пропусками зажигания.
Какой должен быть зазор на свечах зажигания?
Как мы уже говорили, расстояние между электродами свечей для каждого двигателя разное. Владельцам современных иномарок не приходится думать о таком понятии, как зазор. Здесь все просто. Есть двигатель – есть к нему определенные свечи с определенным расстоянием между электродами. И заводы-изготовители иномарок категорически не рекомендуют проводить их самостоятельную регулировку.
С нашими машинами все немного сложней. Величина зазора между электродами свечи зажигания для отечественных авто может составлять от 0,5 до 1,5 мм. В первую очередь она зависит от типа двигателя. У карбюраторных моторов с контактным зажиганием, например, зазор варьируется от 1 до 1,3 мм, а с бесконтактным – 0,7-0,8 мм. Для двигателей с автоматическим впрыском изготовители рекомендуют расстояние между электродами в пределах 0,5-0,6 мм.
Зачем проверять зазор? Как часто это нужно делать?
Вы спросите: “Зачем проверять и регулировать зазор, если можно купить рекомендованные свечи, поставить и забыть о них до конца положенного срока работы?” Дело в том, что в процессе работы двигателя электроды обгорают. В результате этого расстояние между ними увеличивается. Из-за этого одноэлектродные свечи рекомендуется проверять не реже, чем через 10-15 тыс. км пробега, многоэлектродные – через 20-30 тыс. км.
Как и чем замерить зазор?
Определить величину расстояния между электродами поможет специальный щуп для измерения зазоров. Купить его можно в любом магазине, специализирующемся на продаже автозапчастей. Единственное, на что следует обратить внимание при его покупке, – это производитель. Не стоит приобретать измерительный инструмент сомнительного происхождения и качества. Отклонение на сотые доли миллиметра может свести на нет все ваши усилия отрегулировать зазор. Существует три вида измерительных щупов:
Первый щуп для измерения зазоров на вид напоминает обычную монету с окружающим ее ободком. Он на разных позициях окружности имеет разную толщину. При этом на самой «монете» нанесена шкала, указывающая на ее величину. Проволочный щуп имеет подобную конструкцию. Только вместо ободка у него роль измерителя выполняют петли из проволоки разного диаметра. Самым популярным инструментом для замера зазора является измеритель в виде швейцарского ножа. Тут вместо лезвий используются стальные пластины определенной толщины.
Как производится определение зазора?
Первым делом свечу необходимо очистить от грязи и нагара, который может присутствовать на ее контактах. Способ проведения замера для каждого типа щупа разный. Если у вас монетообразный измеритель, поместите его ободок между электродов свечи. Медленно проворачивайте его до того момента, пока он не соединит контакты. Теперь посмотрите на шкалу «монеты». Значение, нанесенное на ней в месте расположения электродов, и будет величиной зазора. Чтобы увеличить его, просто отогните боковой контакт ободком измерителя и снова проверьте расстояние. Для уменьшения зазора электрод нужно легонько подогнуть, уперев его в какой-нибудь неподвижный предмет.
Если же у вас проволочный щуп, замеры производим путем помещения между контактов проволочной петельки. Каждая из них имеет определенный диаметр. Толщина петельки, которая перекроет расстояние между электродами, и будет зазором. Отгибание бокового контакта производится при помощи специальных фигурных пластинок, расположенных на корпусе проволочного щупа. Пластинчатым измерителем проверять зазор проще всего. Достаточно подобрать пластину, которая плотно войдет между электродами, и посмотреть ее толщину, обозначенную на ее поверхности. Регулировка зазора выполняется также при помощи самого измерителя.
Каким должен быть зазор между электродами свечей зажигания на газу?
Все автовладельцы, чьи машины переоборудованы под ГБО, задаются вопросом о том, какие свечи лучше всего подходят под этот вид топлива и каким должно быть у них расстояние между электродами. Действительно, процесс сгорания газо-воздушной смеси происходит немного по-другому, нежели воздушно-топливной. Во-первых, пропан обладает большим октановым числом (105-115). Во-вторых, температура его сгорания выше бензина примерно на 30-50 градусов. В-третьих, для сгорания газа необходима более высокая степень сжатия в цилиндре.
Иными словами, если двигатель вашего авто рассчитан на 80-й или 92-й бензин, при работе от ГБО обычные свечи очень быстро выйдут из строя. Кроме этого, мотор машины будет постоянно перегреваться, а детали поршневой группы быстро изнашиваться. Чтобы избежать этого, необходимо использовать свечи с минимальным калильным числом, предусмотренным заводом-изготовителем авто. Если же мотор автомобиля настроен на бензин с октановым числом 95 и выше, переоборудование на газ на него никак не повлияет. Что касается зазора, то он должен быть таким, каким рекомендует завод-изготовитель.
Особенности конструкции некоторых свечей зажигания
Современные технологии позволяют производителям изготавливать свечи зажигания с улучшенными характеристиками мощности и размера электрической искры. Добиться этого возможно благодаря использованию драгоценных и редкоземельных металлов. Каждый из производителей пытается найти идеальный вариант конструкции, при котором искра будет максимально мощной, а зазор – большим. Свечи Denso, NGK, Bosch, Champion, несмотря на высокую стоимость, пользуются огромным спросом из-за своей надежности и долговечности. Так чем же они отличаются от обычных?
Возьмем, к примеру, свечи Denso. Их электроды изготовлены из иридия, а центральный контакт имеет диаметр в пять раз меньше, нежели у обычных свечей. “Что это дает?” – спросите вы. Во-первых, этот металл очень устойчив к высоким температурам. Во-вторых, если вы используете иридиевые свечи зажигания, зазор между электродами позволяет создать максимально большую искру. Так вы не только увеличите мощность двигателя, но и сократите количество вредных примесей в выхлопе. А в-третьих, прослужат они вдвое, а то и втрое дольше обычных.
Зазор свечей зажигания – как определить и выставить необходимый зазор между электродами свечей зажигания
Часто у автолюбителей при замене свечей возникает вопрос, какой должен быть воздушный зазор между контактами (электродами свечи зажигания). Давайте же разберемся как его правильно определить и выставить.
Для каждого автомобиля регламентирован определенный период замены свечей зажигания, а так же определенный зазор между электродами.
Если вы решили прочистить свечи зажигания, скажем после пробега в 10 000 км – стоит ожидать, что на свечах увидеть значительный нагар. Эффективная очистка свечей от нагара приводит к увеличению зазора контактов. Так же контакты (электроды) имеют свойство выгорать и расстояние между ними так же увеличивается.
Для того что бы узнать зазор рекомендованный для вашего автомобиля
– вы можете обратиться к технической документации вашего автомобиля,
– поискать по номеру кузову набор рекомендуемых деталей или сервисную книгу в которой указаны свечи которые подходят конкретно вашему автомобилю.
Если вы не нашли необходимую информацию в интернете вы можете обратиться к изготовителю или дилеру вашего автомобиля.
В случае если ваш автомобиль специфически модернизирован или на нем установлена газовая установка, лучше всего обратить в компанию которая устанавливала вам дополнительное оборудование.
В некоторых автомобилях (если вам крупно повезет), зазор свечей зажигания указывается на специальных табличках – пластинках с техническими данными автомобиля в подкапотном пространстве. Табличка может быть установлена в разных местах, ближе всего к лобовому стеклу, на внутренней стороне арки колеса или на пластине над радиатором.
Вообщем то, каждый производитель может размещать такие таблички в разных местах, поэтому вы можете попробовать внимательно поискать ее сами, либо обратиться в клубы любителей и обладателей таких же автомобилей.
К слову если вы как либо модернизируете ваш автомобиль, лучше всего, устанавливая новые свечи, замерять и записывать зазоры на будущее.
Далеко не всегда, свечи рекомендованные технической документацией производителя автомобиля, будут работать на вашем конкретном автомобиле идеально.
Зазор свечей может быть очень индивидуален и может очень сильно влиять на поведение каждого двигателя по своему. Именно поэтому некоторые сервисы предоставляют настройку зазора свечей зажигания с испытанием двигателя на стенде, что бы добиться идеальной стабильности срабатывания свечи и полного сгорания топливной смеси в целиндрах автомобиля. Это может позитивно влиять не только на расход автомобиля, но так же на его динамику и даже на надежность работы двигателя.
Если вы решили настроить зазор свечей самостоятельно преследуя определенные цели, вам нужно четко понимать принцип работы свечи зажигания.
Принцип работы свечи зажигания
Между электродами свечи под действием высокого напряжения (10000 – 100000 Вольт) проскакивает искра. Величина этой искры и ее длинна зависит от воздушного зазора, а так же от прилагаемого напряжение.
Итак чем выше напряжение подается на свечу, тем больше по величине зазор вы можете сделать между электродами и тем длиннее будет ваша искра.
Помните, что очень высокое напряжение может приводить к пробою изоляции проводников вашей системы зажигания , а так же непосредственно керамического изолятора свечи. Если вы решили изменить систему зажигания, увеличить напряжение – скажем путем замены катушки зажигания, помните что вам прийдется заменить и все остальные элекменты – свечи, провода, прерыватель.
При большом зазоре свечи, так же может произойти пробой изоляции или катушки зажигания – происходит это потому что электричество ищет кротчайший путь. Если в условиях камеры сгорания, электронам сложно преодолеть путь от одного электрода к другому, возможен вариант, когда пробой произойдет от проводов системы зажигания на другие металлические элементы автомобиля – двигатель, кузов.
Зазор свечей зажигания:
Большой зазор хорошо влияет на воспламенение топлива, так как между контактами попадает очень много топливной и воздушной смеси, вероятность поджига которой очень велика.
К сожалению, при большом зазоре, вероятность обрыва искры намного больше. На высоких оборотах это проявляется как пропускание воспламенения в определенных цилиндрах (двигатель троит). Часто топливо взрывается уже в выхлопной системе и слышны хлопки.
Происходит это из за того, что энергии катушки не хватает что бы пробить большой зазор с такой большой скоростью (частотой) работы свечи.
При маленьком зазоре искра будет очень мощная, но очень короткая. Из за малого доступа к топливо-воздушной смеси это может стать проблемой и свечи просто начнет заливать.
Проявляется это опять в том, что двигатель начинает троить.
На больших же оборотах очень вероятен поджиг дуги на свече. Из за короткого промежутка и больших оборотов, искра просто не успевает разорваться и между контактами образуется постоянный поток плазмы.
Это опасно, так как может привести даже к сгоранию катушки зажигания – по сути получается короткое замыкание на длительное время выхода (контактов катушки зажигания).
Двигатель тоже работает не стабильно на высоких оборотах и может даже заглохнуть (клинить).
В случае подбора зазора между контактами свечи зажигания обычно преследуют две цели:
1. Добиться более высоких оборотов двигателя – если говорить точнее, то добиться высокой частоты срабатывания свечи и при этом стабильной работы двигателя.
2. Добиться экономии топлива – заставить двигатель стабильно работать на низких оборотах, всегда эффективно сжигая топливо в цилиндрах.
Обычно зазор свечей зажигания регулируется в пределах 0,5 до 1,2 мм с помощью специального инструмента, на котором есть засечки под специальные зазоры.
Инструменты для регулировки зазора.
Регулируется зазор путем отгибания бокового электрода. Помните что необходимо по возможности обеспечить наиболее параллельное размещение плоскостей электродов, что бы в процессе эксплуатации не было одностороннего выгорания электрода.
Для замера расстояния зазора свечей применяют круговые метки измерители.
А так же специальные наборы пластин разной толщины.
Если вам необходимо поправить зазор, вы можете воспользоваться специальным инструментом который выгибает внешний (боковой) электрод. Инструмент имеет специальное отверстие и выгибает внешнюю часть электрода опираясь на сам средний электрод.
Если у вас нет инструмента, вы можете воспользоваться стельной пластиной в которой вы можете сделать с краю отверстие. Либо можете попробовать найти трубочку похожего диаметра, одеть ее на электрод и потихоньку отогнуть.
Загнуть электрод в обратную сторону вы можете просто опираясь на свечу зажигания сверху, приложив электрод к плоской ровной и твердой повернхности.
Будьте очень аккуратны, следите за тем что бы не повредить центральный электрод в процессе настройки, а так же будьте очень осторожны с керамическим изолятором.
Стоит так же отметить, что необычные свечи с несколькими контактами обычно не регулируются по зазору. Так выставить равномерно все контакты на определенный зазор в каждой свече не представляется возможным.
У таких свечей есть два негативных фактора
– это плохой доступ к электродам свечи топливо-воздушной смеси
– а так же большая толщина контактов. Как мы знаем пробой воздушного пространства лучше происходит на концах заточенного метала – так как электроны лучше вылетают с тонких заостренных концов электродов.
Выбирайте свечи внимательно по рекомендациям авто-производителя и технической документации. Желаем вам удачи в настройке зазора свечей зажигания вашего авто. Если у вас есть еще какие то замечания или рекомендации пишите в комментарии.