Какой термостат поставить на ваз 2109 инжектор ""
Avtorazbor61.ru

Автомобильный портал

Какой термостат поставить на ваз 2109 инжектор

Рано открывается термостат на большой круг на ваз 2109 инжектор

#1 KOC T68

  • Users
  • 26 сообщений
    • Марка авто: ваз 2109
    • Откуда: тамбов

    Зимой на ваз 2109 (инжектор) плохо греет печка, решил поменять термостат (стоит ваз 21082 с десятки). Купил новый термоэлемент с крышкой, но сразу в магазине его не проверил, он продувался оказывается. Ну ладно, поставил его, завел, грею мотор, температура поднимается градусов до 75 и открывается большой круг. Снял термостат опять и подточил шток на пару миллиметров. Ставлю опять, тоже самое открывается при 70 – 75. А что бы прогреть до вкл. вентилятора, надо минут 40 ждать, да еще газовать (на улице минус 10) На следующий день поехал покупать другой термостат, из четырех один нашел который не продувается (лузар). Ну думаю этот должен работать как положено, поставил, такая же фигня. Доходит до четверть шкалы и открывается на большой круг. На этом я тоже шток подтачивал миллиметра на 3, но ничего не помогает. Может это из за того что у меня антифриз помутнел, я уже не знаю, из печки дует тепленький воздух, но не такой теплый как должен. Помогите кто чем может, что делать?

    #2 t808

  • VIP Member
  • 5 047 сообщений
    • Марка авто: 21093

    Ставлю опять, тоже самое открывается при 70 – 75.

    Температуру нужно не по указателю приборки смотреть,а на БК,или сканером.

    Для проверки термостата лучше записывать показания через каждую минуту,

    начиная с запуска холодного двигателя,но не включая вентилятор печки.

    По этим данным можно будет оценить качество термостата.

    • 111 и слесарь1965 это нравится

    #3 KOC T68

  • Users
  • 26 сообщений
    • Марка авто: ваз 2109
    • Откуда: тамбов

    Температуру нужно не по указателю приборки смотреть,а на БК,или сканером.

    Для проверки термостата лучше записывать показания через каждую минуту,

    начиная с запуска холодного двигателя,но не включая вентилятор печки.

    По этим данным можно будет оценить качество термостата.

    Да я понимаю что это правильно. А печку я не включаю когда термос проверяю, ну указатель показывает правильно, стрелка на четверть шкалы останавливается и нижний патрубок на радиатор становиться горячим. А что бы включился вентилятор, надо еще полчаса стоять греть при -10 градусах.

    #4 t808

  • VIP Member
  • 5 047 сообщений
    • Марка авто: 21093

    Да я понимаю что это правильно.

    Похоже что не понимаешь.

    указатель показывает правильно,

    Не об этом речь.

    Важно видеть начальную температуру перед тем,как завел движок,

    а потом ежеминутное ее повышение и когда “полка” графика появится.

    А что бы включился вентилятор, надо еще полчаса стоять греть при -10 градусах.

    При температуре -10 град. вентилятор радиатора будет включаться не ранее,

    чем через полчаса после запуска двигателя – это нормально.

    #5 кулибин

  • Users
  • 17 сообщений
    • Марка авто: ваз21110
    • Откуда: украина,ЛНР

    Зимой на ваз 2109 (инжектор) плохо греет печка, решил поменять термостат (стоит ваз 21082 с десятки). Купил новый термоэлемент с крышкой, но сразу в магазине его не проверил, он продувался оказывается. Ну ладно, поставил его, завел, грею мотор, температура поднимается градусов до 75 и открывается большой круг. Снял термостат опять и подточил шток на пару миллиметров. Ставлю опять, тоже самое открывается при 70 – 75. А что бы прогреть до вкл. вентилятора, надо минут 40 ждать, да еще газовать (на улице минус 10) На следующий день поехал покупать другой термостат, из четырех один нашел который не продувается (лузар). Ну думаю этот должен работать как положено, поставил, такая же фигня. Доходит до четверть шкалы и открывается на большой круг. На этом я тоже шток подтачивал миллиметра на 3, но ничего не помогает. Может это из за того что у меня антифриз помутнел, я уже не знаю, из печки дует тепленький воздух, но не такой теплый как должен. Помогите кто чем может, что делать?

    Чудес не бывает! То есть чудеса происходят постоянно,если нет объяснений происходящему)).Термостат открывается,когда упирается штоком.Уменьшая шток -увеличиваешь температуру открытия.Я просверлил отверстие-где шток упирается и нарезал резьбу на 4 .Теперь даже если заклинит -можно будет открыть.Нормальный термостат открывается при 85.Есть при 92.Значит твои термостаты не соответствуют заявленным характеристикам.Кидаешь в воду,кипятишь,смотришь на шток,когда начнёт вылазить.Контроль по термометру. Можно для наглядности купить цифровой термометр и датчик сваркой холодной на головку цилиндров или в кастрюлю дома. Красивое табло,информативно! Я и на мопед ставил и на 9-ку..точно показывал

    #6 KOC T68

  • Users
  • 26 сообщений
    • Марка авто: ваз 2109
    • Откуда: тамбов

    Чудес не бывает! То есть чудеса происходят постоянно,если нет объяснений происходящему)).Термостат открывается,когда упирается штоком.Уменьшая шток -увеличиваешь температуру открытия.Я просверлил отверстие-где шток упирается и нарезал резьбу на 4 .Теперь даже если заклинит -можно будет открыть.Нормальный термостат открывается при 85.Есть при 92.Значит твои термостаты не соответствуют заявленным характеристикам.Кидаешь в воду,кипятишь,смотришь на шток,когда начнёт вылазить.Контроль по термометру. Можно для наглядности купить цифровой термометр и датчик сваркой холодной на головку цилиндров или в кастрюлю дома. Красивое табло,информативно! Я и на мопед ставил и на 9-ку..точно показывал

    а в каких магазинах такие термометры продают и сколько они стоят?

    #7 Сэмен

  • Moderators
  • 5 917 сообщений
    • Марка авто: VW Sharan
    • Откуда: Брянск

    Есть мультиметры с термопарой в комплекте, есть ebay где масса всякой электроники. Обычный термометр со шкалой на 100гр можно купить там где “все для бани”.

    #8 KOC T68

  • Users
  • 26 сообщений
    • Марка авто: ваз 2109
    • Откуда: тамбов

    Есть мультиметры с термопарой в комплекте, есть ebay где масса всякой электроники. Обычный термометр со шкалой на 100гр можно купить там где “все для бани”.

    Термостаты для ВАЗ (Lada) 2108/2109

    по ремонту ВАЗ (Lada) 2108/2109

    У меня на предыдущей 9-ке (21093i) лет 10 тому назад стоял Metal Incar в пластмассовом (!) корпусе. Год отработал идеально — зимой и летом +90С по БК, очень тепло было, а на вторую зиму начал занижать — классические +81С. +Потом начал пропускать ОЖ в месте стыка половинок.

    Из личного опыта — Vernet попался полное г@$но (с новья клинил открытый), WEEN показал себя отлично (5-6 лет проработал), сейчас Gates полгода — пока нормально.

    По опыту скажу, что из последних жестко клинили на малом круге на первом году эксплуатации это Gates и Ween.

    У меня он не оставил хороших воспоминаний. протёк также быстро как и наш ПРАМО.

    Лузар пока держиться нормально. Еще термостаты от фирмы Fenox хорошие.

    У же 4-й год стоит термос (Метал Инкар) работает и печка жарит.

    Задолбала меня температура 60 град и купил термостат лузар. Теперь четко 90 ))) греемся в салоне )))

    Поставил Метал-Инкар и всё норм, хоть как пускал авто накатом температура ниже 87 гр не падает, ни в мороз ни летом, картонок никаких нет есно.

    Термос на девятке по сей день работает адекватно, как лет 7 назад поставил Vernet. По приборам стрелка температуры ОЖ стояла вертикально, чуть более 90 градусов.

    Читать еще:  Когда менять грм на гранте 8 клапанов

    Термостат ставил на Лада 2108 Scaldia-Volga. Машина много лет служит верой и правдой, запчасти стараюсь покупать оригинальные. Но тут накрылся термостат и родной не нашёлся. Купил и поставил Пекар, цена вопроса не большая, думал, поменяю, как куплю родной. Езжу два года – замена не требуется.

    Напишите свой отзыв о термостатах

    Помогите другим – расскажите о своем опыте эксплуатации запчасти.

    • Vectra
    • Mokka
    • Antara
    • Astra
    • SPORTS TOURER
    • Meriva
    • Zafira Tourer

    6 марта 2020, 18:07

    Ставлю масляный фильтр GB1156 на хендай сонату каждые 10000км. Проехал больше 50000. ни разу не было проблем с этой прод .

    6 марта 2020, 18:07

    У прокладки ГБЦ BGA появился первый отзыв!

    6 марта 2020, 18:05

    У детского автокресла Capella только 40 голосов! Рекомендуете?

    6 марта 2020, 18:03

    У прокладок ГБЦ ERISTIC только 5 отзывов. Возможно, Вы добавите еще один?

    6 марта 2020, 18:02

    У шаровой опоры KATSURO появился первый отзыв!

    6 марта 2020, 17:59

    Проголосовал ЗА масляный фильтр BIG FILTER на странице рейтинга

    6 марта 2020, 17:58

    6 марта 2020, 17:52

    У стоек стабилизатора Avantech только 3 отзыва. Возможно, Вы добавите еще один?

    6 марта 2020, 17:49

    У прокладок ГБЦ Parts-Mall только 2 отзыва. Возможно, Вы добавите еще один?

    6 марта 2020, 17:36

    Поставил колодки Kötl на хендай сонату. Одновременно и спереди и сзади. За такую цену приятно удивили. Хорошая упаковка, .

    6 марта 2020, 17:28

    Проголосовал ЗА тормозные колодки Kötl на странице рейтинга

    6 марта 2020, 17:19

    У подшипника ступицы CX только 10 голосов! Рекомендуете?

    6 марта 2020, 17:06

    У детского автокресла Cybex только 70 голосов! Рекомендуете?

    6 марта 2020, 16:06

    В авторейтинге пружин для Toyota Mark 2 участвует уже 15 производителей!

    6 марта 2020, 15:48

    На лобовые стёкла XYG написанно уже 100 отзывов.

    6 марта 2020, 15:26

    Ставил назад Boge 32-Q74-A на zafira b. Откатал на них 4.5 года и 65т.км. Жопа стала неописуемо дубовая. Аммортизаторы н .

    6 марта 2020, 14:36

    В авторейтинге шин для Renault Duster участвует уже 5 производителей!

    6 марта 2020, 13:46

    6 марта 2020, 09:30

    Проголосовал ЗА ремкомплект суппорта ERT на странице рейтинга

    Toyota Land Cruiser Prado

    6 марта 2020, 02:08

    6 марта 2020, 01:11

    У магнитолы SONY уже 150 голосов!

    5 марта 2020, 19:36

    На наборы инструментов SATA написанно уже 50 отзывов.

    4 марта 2020, 09:25

    На радиаторы печки Nissens написанно уже 25 отзывов.

    3 марта 2020, 03:55

    В рейтинге лучшие брызговики учавствует уже 20 производителей!

    Присадки в масло

    3 марта 2020, 02:51

    В рейтинге лучшие присадки в масло учавствует уже 40 производителей!

    2 марта 2020, 16:26

    В рейтинге лучшие свечи накаливания только 14 производителей. Возможно, вы знаете о каком-то еще?

    29 февраля 2020, 20:30

    Проголосовал ПРОТИВ термостатов Wahler для Opel Astra на странице авторейтинга.

    28 февраля 2020, 12:50

    У Асвы нет запчастей на Жигули .

    28 февраля 2020, 12:49

    Я вижу вы большой специалист. Ваши рассказы за весь мир и ничего конкретного за свой опыт. Febest и Асва выпускают разны .

    28 февраля 2020, 12:42

    Почему сразу не заменили? .

    28 февраля 2020, 08:37

    В рейтинге лучшие жидкие резины только 14 производителей. Возможно, вы знаете о каком-то еще?

    27 февраля 2020, 09:00

    В рейтинге лучшие сальники коленвала только 13 производителей. Возможно, вы знаете о каком-то еще?

    26 февраля 2020, 11:34

    Проголосовал ЗА тормозные колодки Brembo для Nissan Qashqai на странице авторейтинга.

    25 февраля 2020, 03:14

    24 февраля 2020, 16:19

    В рейтинге лучшие стойки стабилизатора учавствует уже 90 производителей!

    19 февраля 2020, 22:37

    Проголосовал ЗА моторное масло IDEMITSU для Toyota Camry на странице авторейтинга.

    ТОП производителей термостатов для ВАЗ (Lada) 2108/2109

    Данную запчасть для автомобилей ВАЗ (Lada) 2108/2109 делают в разных точках мира. На сайте имеются отзывы о производителях термостатов из таких стран как: Япония, Украина, Польша, Россия, Франция и других.

    В марте 2020 года в рейтинге термостатов для ВАЗ (Lada) 2108/2109 на PartReview приняли участие 6 производителей. Он построен на базе 34 отзыва и 105 голосов.

    Какие термостаты выбрать для ВАЗ (Lada) 2108/2109?

    В прошлом месяце пользователи PartReview отдали предпочтение WEEN. 14% положительных голосов принадлежит этому производителю.

    На втором месте оказались термостаты LUZAR – 8%.

    Замыкает тройку фирма METAL-INCAR с результатом в 8% голосов.

    В общем рейтинге термостатов, в котором учитываются мнения владельцев разных марок и моделей авто, эти бренды занимают такие позиции:

    1. WEEN получили 1 место, оценка PR – 89. Учитываются данные из 42 отзыва и 130 голосов.
    2. LUZAR заняли 8 место, с оценкой PR – 64. На основе из 42 отзывов и 214 голосов.
    3. METAL-INCAR – 2 место, а оценка PR составила 89. Учитываются данные из 35 отзывов и 109 голосов.

    Другие запчасти для ВАЗ (Lada) 2108/2109

    Выяснив, какие термостаты предпочитают ставить владельцы ВАЗ (Lada) 2108/2109, можно посмотреть и другие популярные запчасти для данного автомобиля. В марте 2020 года на PartReview лидировали:

    Также можно узнать, что выбирали владельцы ВАЗ (Lada) 2108/2109 среди производителей таких запчастей как: Ремень ГРМ, Помпа, Пружины, Стойки амортизатора, Стойки стабилизатора, и других.

    Замена термостата на “шестидырочный” термостат 21082

    Такая замена неоднократно описывалась в интернете. В каждом варианте были свои нюансы. Замена не представляет собой чего-то сложного, но тем не менее вопросы в стиле: “А вдруг не подойдёт?!”, перед работой возникают, учитывая, что система охлаждения весьма важная часть автомобиля.
    Сразу нужно отметить, что всё подходит и работает уверенно.
    Перед началом стоит упомянуть, что в интернете часто встречается якобы улучшенная любителями схема (изменен порядок шлангов), здесь же термостат будет установлен так, как это полагается по его конструкции.

    Демонтаж

    Сначала снимается старый термостат, выпускной патрубок (деталь 2108-1303014-10) и 2 коротких промежуточных шланга – всё это больше не понадобится.
    Далее нужно разобраться с подводящей трубой помпы. На 2108 стоит труба “с крючком”, а термостат 21082 требует более короткую трубу, “без крючка”. Можно заменить штатную трубу на трубу то ли от ВАЗ-2110, то ли от ВАЗ-2112 (деталь 1303055). Выяснить точно, от какой модели нужна труба, так и не удалось – в магазинах порядочная путаница. При покупке следует внимательно смотреть соответствие крепления и патрубков на трубе, в т.ч. длинного патрубка отопителя справа – их наличие и направление может отличаться.

    Но есть и другой вариант: укоротить штатную трубу, даже не снимая её. Для этого нужно отрезать от трубы примерно 45 мм. Сделать это можно пилкой по металлу (именно отрезком пилки, без ручки), не снимая трубу. Это будет самая трудоёмкая операция, но вполне реализуемая. Для упрощения этой процедуры стоит снять расширительный бачок и адсорбер.
    Этот вариант мы и будем использовать. Забегая вперёд, отмечу, что вариант с обрезанной трубой работает на отлично, протеканий в т.ч. зимой нет.

    На этом демонтаж полностью закончен. Можно очистить места соединений, проверить шланги.

    Установка

    Теперь можно ставить сам термостат. Он устанавливается на штатные шпильки. Несмотря на то, что пишут некоторые авторы, длины верхней шпильки вполне достаточно, если поставить узкие гайки. Можно попробовать подобрать и более длинную шпильку, но мне не удалось найти подходящую в ближайших магазинах запчастей – попадались только слишком длинные.
    Термостат ставим, предварительно одев на него шланг-уголок. Шланг встаёт немного с перекосом, но это не страшно.

    Читать еще:  Диски реплика кто производитель

    Шланги, идущие на отопитель и подогрев дроссельного узла, и верхний шланг радиатора подходят * штатные от 2108.
    Шланг на расширительный бачок следует заменить на “21082” (деталь 2111-1303080) – он намного длиннее.
    Нижний шланг рекомендуется заменить на шланг 2110, обрезав его сверху по месту на несколько сантиметров. Тогда он будет находиться в свободном состоянии, а штатный пришлось бы ставить внатяг (не забываем о колебаниях двигателя относительно радиатора).

    При перестановке датчика температуры не помешает заменить шайбу, чтобы не было просачивания ОЖ.

    * – “подходят” это значит полностью соответствуют без натяжений, подгонок, подрезаний, подтачиваний и пр.

    Что же получаем

    Длительность прогрева примерно такая же, существенной разницы замечено не было. При 60 градусах уже субъективно ощущается теплый воздух.

    После модернизации появляется постоянная струйка ОЖ, идущая через пароотводящий шланг в расширительный бачок (в штатном варианте она есть только при увеличении оборотов). Эта струя появляется из-за того, что в новом термостате меньше диаметр байпасного отверстия, чем в старом. С повышением оборотов, как и ранее, струя увеличивается. Закрытие крана отопителя на напор ОЖ почти не влияет. Никаких проблем с давлением или подтеканием не возникает.

    ** – вскоре после установки термостата термоэлемент был заменён, т.к. первый вышел из строя, см. ниже.

    Стоит ли заморачиваться?

    Термостат 21082 это цельная конструкция, надежно закрепленная на ГБЦ. Меньше соединений на хомутах, нет промежуточных шлангов – меньше вероятность протечек.

    В будущем для замены термоэлемента потребуется меньше манипуляций – открутить 3 болта и отсоединить 2 шланга. Можно даже обойтись отсоединением одного шланга, если изловчиться. Замена термоэлемента становится намного удобнее.

    Также преимуществом является уменьшенный диаметр байпасного отверстия, что (как говорят) сказывается на скорости прогрева двигателя и повышенном потоке через отопитель, хотя по логике увеличение потока вряд ли существенное.

    Ну и размеры термостата освобождают пространство в зоне над КПП.

    Кроме того, в схеме с термостатом 21082 расшитительный бачок включён в малый круг, а не в большой как в схеме 2108.

    Данные термостата

    Ниже измеренные данные термостата 21082-1306010 для справки:

    Вес 524 гр., длина 150 мм.

    Расстояния между патрубками: между передними 115 мм, между крайними задними 110 мм, смещение “правый-передний – правый-задний” 20 мм.

    Диаметры отверстий, внутренний/наружный:
    – 3 больших 27/33 мм;
    – 2 малых 14.5/20.5 мм;
    – внутреннее (байпасное) 12 мм.

    Термостат 21082

    Наткнулся в инете на такой вот термостат 21082.

    Отзывы очень положительные о нём, печка греет намного лучше, за счёт уменьшенного сечения отверстия.
    Диаметр выходного отверстия из терсостата на радиатор печки у всех видов термостатов одинаковый 16 мм. А вот диаметр отверстия на малый круг у обычного термостата и ТС-82 отличается в три раза. У ТС-82 он 10 мм, у обычного термостата 32 мм.

    Крепится он непосредственно к двигателю.

    А циркуляция тосола, имеет различные схемы, их я нашёл несколько, вот вроде самая распространённая

    p.s.Знакомый работает в сервисе, и от него я услышал обратное мнение об этом термостате, вроде и проблем с ним не меньше и печка греть у тебя лучше из-за него не будет и выходят из строя они так же как и обычные термостаты.
    Может у кого есть опыт в использование и установке данного термостата, как летом обстоят дела?

    чёт фотки не получилось нормально оформить

    Проще и дешевле воткнуть шайбу в термостат, чем менять его целиком, к тому же рабочий. Термо элемент что у нового, что у старого тотже, проблемы теже, стоит дороже. Особого смысла и прихода нет.

    Фотки поправил.
    ИМХО если хочется, то можно и замутить. А так нормально работающий термостат решает все проблемы.
    Я вот летом заменил термостат, заводской кстати, немного поздновато открывался. Поставил прамо, летом было норм., сейчас зимой такое ощущение что немного пропускает на большой круг, машина плохо греется и стрелка до 90 даже не доползает немного. Опять надо менять.
    У меня на прошлой машине стоял кажется metal-inkar польский, так стрелка колом стояла в любых режимах, у меня проработал лет 5, так с ним и продал. Летом такого не нашел
    Это я к тому, что нормальный термостат найти это надо заморачиваться и если тебе повезло и он работает как надо, то нех. туда лазить, сильно лучше не будет.
    У термоса 21082 сам принцип работы немного другой, в этом его плюс. Штатный термостат не учитывает падение температуры о.ж. после печки, а этот учитывает. Что препятствует падению температуры двигателя при включенной печке, как то так вобщем.

    Пасиб за фотки, так нагляднее
    Вот как раз тоже такую фигню заметил, что раньше стрелка держалась строго на 90, а теперь даже при длительной езде не добирается до 90 градусов, держит где-то 85 ориентировочно, и прогревается двиг долго. Термостат стоит у меня Luzar, не знаю сколько он там уже стоит, достался от предыдущего владельца. Поэтому начал инфу о термостатах искать. Сразу наткнулся что оч популярен вот этот 21082, но мнения о нём разные. Да и в лето неизвестно как он себя будет вести, т.к. краник печки должен быть всегда открытый, то большую роль будут играть заслонки печки, если они там болтаются и не плотно перекрывают то летом сауна будет думаю.

    Термостат у тебя травит на большой круг.

    Это точно травил на большой круг.
    Поехал в магазин, смотреть сколько обойдётся мне установка 082 термостата.
    Список необходимого для установки ТС-82:
    1.Сам ТС-82
    2. Именно бумажная прокладка под термостат
    3. Пробка слива масла от классики с магнитиком
    4. Патрубок от расширительного бачка к термостату десяточный
    5. тройник для печных патрубков десяточный металлический
    6. Хомут “Норма” (10-16)
    7. Хомут “Норма” (16-27)
    8. Хомут “Норма” (25-40)
    9. Тосол на доливку около поллитра.
    10. Маленький тюбик белого “Казанский завод синтетического каучука” герметика.
    11. Нижний патрубок на радиатор охлаждения.
    12. Шпилька м8на 50 мм.
    13. Датчик температуры от инжекторного авто, для затыкания отверстия.

    Но начнём с того что в продаже был только термоэлемент от 082Т саого корпуса куда он ставится у них не было, проехался по другим магазинам, тоже не было.
    А в одном из магазинов увидел обычный термостат, но тот про который упоминал bse Metal-incar, тогда и решил пока не заморачиваться с 082 и поставить этот. Стоит он кстати дороже всех обычных, были также там и другие польские, но решил взять именно этот

    был вот в такой скромной упаковочке

    Снимая старый термостат обратил внимание что на нём было написано 85 градусов, на новом 87.

    Пол часа возни и новый термостат с новыми хомутами установлен
    Результат на лицо, машина до 90 градусов прогревается горазло быстрее чем раньше, и как было упомянуто раньше bse стрелка температуры колом стоит на 90 градусах при всех режимах печки.

    В машине очень тепло, за 7 дней после установки досих пор нарадоваться немогу в машине тепло и уютно, местами даже жарко )) т.к. летом поменял радиатор печки, но его работа не ощущалась до сих пор.

    Читать еще:  Что такое литиевая смазка

    Тюнинг термостата Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Лада Самара

    Если направить жидкость из отопителя в термостат, температура в двигателе и салоне будет в норме зимой и летом.

    Наверное, не я один задумывался над тем, почему на наших машинах исправная система охлаждения при включении отопителя в холодную погоду не обеспечивает нормальный тепловой режим двигателя без применения различного рода утеплителей радиатора, дроссельных шайб в патрубках, удаления крыльчатки вентилятора и других мероприятий.
    Почти у всех отечественных автомобилей принципиально одинаковая система охлаждения (рис. 1, а) – с нижним расположением термостата, где он автоматически поддерживает в заданных пределах температуру охлаждающей жидкости. Например, в “Москвиче” 80–95°С, в переднеприводных ВАЗах, “Оке”, “Таврии” 87–102°С и т. д. Термостат ваз 2109 обычно исправно выполняет эту функцию и в любой мороз (до известных пределов), и в любых режимах работы двигателя… пока не включен отопитель. В чем же дело?

    Рис. 1. Схема штатной (а) и переделанной (б) систем охлаждения “москвичей”, “жигулей” и других автомобилей: 1 – термостат; 2 – радиатор двигателя; 3 – вентилятор радиатора; 4 – расширительный бачок; 5 – датчик указателя температуры; 6 – насос охлаждающей жидкости; 7 – рубашка охлаждения двигателя; 8 – вентилятор отопителя; 9 – радиатор отопителя; 10 – кран отопителя; 11 – заглушка; 12 – дополнительный патрубок (от термостата ВАЗ-2108).

    Рассмотрим работу системы. С одной стороны, радиатор является нагревателем воздуха, поступающего в салон, с другой – охладителем жидкости. Отопитель – это почти такой же радиатор, как и основной, только поменьше размером. Из основного радиатора охлажденная жидкость поступает в термостат, а далее через него уходит в двигатель к водяному насосу. Здесь она смешивается с охлажденной жидкостью из отопителя. Какой после этого становится ее температура? Явно ниже. И чем сильнее мороз, тем она холоднее. А термостат, выходит, побоку в прямом и переносном смысле. В этот момент обычно и ставят картонку или чехол на радиатор, чтобы жидкость в нем меньше охлаждалась.
    Для проверки я измерил температуру в двух точках: Т1 – на верхней половине корпуса термостата, где находится термосиловой элемент, и Т2 – на корпусе водяного насоса (рис. 2, а). Температура воздуха была около 0°; двигатель работал при 1500–1700 об/мин коленвала на стоящей машине; электровентилятор радиатора был включен, имитируя набегающий поток воздуха при движении; кран отопителя ваз 21099 закрыт.

    Результаты подтвердили предположения. В точке Т1 температура повышается до 78° и остается постоянной при росте числа оборотов коленвала. В точке Т2 температура оказалась такой же – 78°. Стрелка штатного указателя температуры жидкости находится в середине белого сектора шкалы (норма). Стало быть, термостат действительно поддерживает заданную температуру – около 80°. Теперь – самое интересное! Открыл кран отопителя. Не прошло и двух минут, как температура в точке Т2 опустилась до 72°. Включил вентилятор отопителя на максимальную скорость вращения и открыл заслонки отопителя на максимальную подачу воздуха (как в сильные морозы) – температура в точке Т2 упала до 60°. Стрелка указателя температуры отклонилась к левому краю белого сектора шкалы. А в точке Т1 полный порядок – 78°.

    Рис. 2. Потоки жидкости в термостате и насосе: а – в штатной системе охлажденная (холодная) жидкость из отопителя идет мимо термостата; б – она “учитывается” в переделанном термостате.

    Нехорошая ситуация. В двигатель при включенном отопителе поступает жидкость на 10–20° холоднее, чем это необходимо, и мотор работает при ненормальном тепловом режиме. Отсюда, наряду с холодным отопителем, возможны провалы в работе карбюратора, несколько повышенный расход топлива и т. д.
    Картонки и прочие экраны перед радиатором на некоторых режимах помогают согреть двигатель, порой даже слишком. Они, ограничивая теплообмен в радиаторе ваз 2108, позволяют основному клапану термостата полностью открыться и подать жидкость с температурой выше 95°. По пути она смешивается с холодной из отопителя и двигатель получает жидкость более-менее нормальной температуры. Но это – при небольших его нагрузках.Стоит им возрасти – возникает угроза перегрева. Короче, картонки и другие утеплители резко ухудшают приспособляемость системы охлаждения к различным условиям эксплуатации.

    Вывод напрашивается сам собой: если дисбаланс в работу системы охлаждения вносит радиатор отопителя, значит, надо что-то с ним делать. Что касается подачи жидкости в отопитель, тут все понятно: она забирается из самого горячего места в двигателе. С отводом же ее возникает вопрос: почему холодная жидкость возвращается прямо в двигатель? Можно ли направить ее куда-нибудь еще?

    Переделанный термостат

    Можно! Жидкость из отопителя должна попадать в термостат лада 2108, потому что именно он управляет работой системы охлаждения. Но ни к одному из подводящих к нему патрубков подключиться (через тройник) нельзя, так как они полностью перекрываются клапанами термостатов и нормальная циркуляция жидкости в системе охлаждения нарушится. Остается единственно возможный вариант – встроить новый патрубок в ту часть корпуса термостата, где находится термосиловой элемент. Лучшее место – напротив имеющегося патрубка и как можно ближе к разъему корпуса, где жидкость будет хорошо перемешиваться (рис. 2, б). Так я и сделал (на фото). Припаять патрубок и заглушить отверстие на корпусе водяного насоса удалось без особых трудностей.
    Отличие переделанной системы (рис. 1, б) от штатной в том, что к поступающим в термостат прежним потокам жидкости, которые управляют положением клапанов термостата и регулируются ими, добавлен еще один поток, но только управляющий. У обоих термостатов на выходе температура жидкости должна быть одинаковой.
    Желая узнать, что же получилось после переделок, сразу взялся за термометр. Условия измерений были такими же, как и при штатной системе охлаждения, а вот результаты – совсем другими. После прогрева двигателя температура в точках Т1 и Т2 равнялась 78° и оставалась такой независимо от режимов работы двигателя, отопителя и вентилятора радиатора. Стрелка указателя температуры жидкости стабильно стояла в середине белого сектора шкалы. К этому надо добавить и положительные субъективные ощущения: двигатель на ощупь стал горячее, работал без провалов, в салоне при максимальной подаче горячего воздуха стало жарко, как в бане.

    Теперь зимой можно забыть об утеплителях радиатора – всевозможных картонках и чехлах. Летом разницы в работе штатной и модернизированной систем нет. Иначе говоря, переделанная система охлаждения с новым термостатом всегда готова к работе и в любую жару, и в любой мороз.

    В заключение несколько советов. Наибольший эффект получен на автомобилях лада 2109 с небольшими по объему и мощности двигателями ваз 2109. То есть для всех отечественных моделей с их скромными двигателями при суровых условиях эксплуатации такая переделка будет особенно полезна.
    Система охлаждения с нижним термостатом имеет очевидные, неоспоримые преимущества перед системой с верхним термостатом. Поэтому тем, у кого старые модели автомобилей “Волга”, “Москвич”, ИЖ, старые иномарки, рекомендую переделать систему охлаждения, как описано в статье “Улучшаем охлаждение ветерана” (ЗР, 1997, №

    3) и в “Советах бывалых” (ЗР, 1996, № 11). И конечно, надо установить переделанный термостат лада 21099.
    На предлагаемую систему охлаждения получен патент на изобретение.

    Ссылка на основную публикацию
    "
    ×
    ×
    "
    Adblock
    detector