Как ставить диски сцепления на камазе
Avtorazbor61.ru

Автомобильный портал

Как ставить диски сцепления на камазе

Как самому заменить диск сцепления КАМАЗ: подробная инструкция

Автомобиль КАМАЗ отличается высокой надежностью и устойчивостью к различным нагрузкам физического характера. Использование его возможно во всех сферах: от строительства до крупногабаритных перевозок. Даже такой надежной машине периодически требуется замена диска сцепления. КАМАЗ – это автомобиль, в котором многие детали можно поменять своими руками. Для этого необходимо знать устройство машины и иметь определенные инструменты.

Конструкция соединения

Чаще всего автомобили КАМАЗ оснащены механизмом двухдискового типа, например, диск сцепления sachs КАМАЗ, хотя встречаются и модели с однодисковым вариантом. Тип работы конструкции – фрикционный. Выбор этой разновидности устройства характерен для мощных и тяжелых автомобилей. Во время работы в усиленном режиме двигатель автомобиля испытывает огромные нагрузки, которые приводят к необходимости наладки различных конструкций. Чаще всего это требуется в следующих случаях:

  • пробуксовка механизма при повышении оборотов;
  • несоответствие выявленного свободного хода педали заявленным нормативным значениям;
  • наличие механического треска в конструкции и посторонних шумов во время переключения передач.

Демонтаж корзины

Для ремонта корзины механизма необходимо снять её. Сама конструкция представляет собой маховик, диск нажимного характера, а также защитный кожух. Что касается ведомых частей, то это стальные детали, служащие для снижения вибрации элементов автомобиля.

Для демонтажа конструкции надо закрепить болтовое соединение в нажимном узле и утопить его в защитный кожух. Далее при помощи обычных пассатижей, соблюдая аккуратность, открепить усики от стопорных шайб и вынуть крепежи, прикрепляющие кожух к конструкции маховика. После этого можно снять детали в порядке очереди, а затем и сам кожух.

Перед проведением работ важно, используя керн, нанести отметки исходного размещения корзины и точки установки маховика для правильного монтажа отремонтированных деталей КАМАЗа.

Разбор узла

Замена неисправных составляющих сцепления подразумевает полный разбор узла. Перед демонтажем маховика важно изучить строение системы и учесть специфику работы конструкции. Средний диск сцепления КАМАЗ 6520 коробка zf устанавливается в особые ниши маховика, которые распределены на поверхности окружности среднего элемента.

Для изъятия излишка тепловой энергии и обеспечения вентиляции пространства сцепления в корпусе диска есть отверстия, разделенные шипами. Среди шипов находится рычаг, отвечающий за положение среднего диска.

Оборотная сторона характеризуется наличием выступающих частей, предназначенных для установки пружин нажимного типа. Здесь важно зафиксировать где-нибудь или запомнить порядок их расположения. Ведомый диск сцепления КАМАЗ 6520 включает в свою конструкцию несколько элементов: накладки, гаситель колебаний, ступицу, заклепочные соединения и стальные пружины.

Соединение ступицы с деталью обеспечивается за счет пружин. Жесткое сопряжение узла отсутствует. Пустое пространство между деталями служит для работы пружин отжимного типа, а также же болта регулировки для промежуточного устройства.

Замена запчастей

Самые распространенные типы неисправностей – множественные трещины на поверхностях. Встречаются и искривления геометрии деталей автомобиля, износ составляющих, ослабление крепления ступицы и различные механические повреждения заклепок.

При замене одного из элементов может получиться так, что придется обновить весь узел механизма. Так, отработанные прокладки требует замены совместно с заклепками детали.

Чтобы правильно установить запчасти, важно обратить особое внимание на порядок проводимых работ. В первую очередь монтируется ведомый диск сцепления КАМАЗ 5320, который длинным концом должен быть направлен к поверхности мотора. Второй диск сцепления такой же стороной устанавливается к коробке передач. Перед финальной затяжкой корзины в обязательном порядке надо произвести балансировку конструкции автомобиля.

Если накладки изношены и заменены, то необходимо выполнить не только регулирование привода, но и отладку свободного хода КАМАЗа.

Установка

Профессиональный технический осмотр автомобиля на станциях СТО или самостоятельная диагностика способны выявить механические повреждения на стальных дисках. Если на поверхности элементов выявлены трещины, следы физического воздействия, различные деформации или износ детали, то поврежденные элементы необходимо немедленно заменить – работа автомобиля с ними становится небезопасной.

Процесс замены начинается с демонтажа поврежденных элементов. Далее нужно перейти к съему заклепок и очищению системы. К нему относятся не только работы по удалению следов старых смазочных материалов, нагара и сажи, но и зачистка стальных зазубрин на ступице для обеспечения дальнейшего корректного взаимодействия узлов. Если выявлено коробление, то его убирают до достижения зазора между плитой и верхней поверхностью до максимального значения в 3 миллиметра. Точность зазора измеряют при помощи щупа.

Клепка фрикционных прокладок производится под давлением пресса с использованием штампа. В ряде случаев при работах с этими конструкциями можно применить вместо него специальные составы на клею.

Если установка деталей и комплектующих выполнена правильно, то коробление конструкции во время касания не будет превышать 0,15 миллиметра. Важно следить за тем, чтобы появившиеся изгибы на поверхности были не больше установленных нормативных значений из допусков, прописанных в документации.

Скорректировать нажимной диск сцепления КАМАЗ 4308 cummins можно на прессе. Для проведения таких работ деталь ставят на кольцо, расположенное на столе, а далее обрабатывают при помощи особой оправки. Установка элемента допускается только с высококачественными заклепками. Состояние этих комплектующих определяется по внешнему виду: деталь проверяют на наличие вмятин, трещин и прочих повреждений конструкции.

Регулировка

Бывают случаи, когда во время работы механизма выявлены неполадки, но можно провести настройку узла и избежать замены запчастей. Если детали проскальзывают, издают слабый запах гари и отличаются вялым разгоном, то проблема заключается в ходе муфты. Отладка этого элемента избавит от проблем с масштабным ремонтом автомобиля и заменой всего узла.

Если детали разводятся не до конца или переключаются с затруднением, то ряд следующих операций решит проблему:

  • установка хода педали;
  • исключение излишка воздуха в приводных магистралях;
  • проверка достаточного уровня жидкости в конструкции ПГУ.

Примечательно, то применение узла стандарта Евро не предусматривает таких действий, кроме работ по наладке свободного хода. При этом смазочные процедуры и наладка составляющих на протяжении эксплуатационного периода не требуются. Исключение – отслеживание достаточного количества жидкости, залитой в бачок от привода.

Наладка этой конструкции автомобиля заключается в установке нормативного промежутка между выжимным диском и контактной плоскостью головок рычагов. Кроме этого во время настройки регулируется свободный ход педали и муфты. Нормальное значение зазора для педали варьируется в интервале от 6 до 12 миллиметров. Искомый промежуток – между положением средней педальной площадки при неактивном положении и секунду, когда начинает работать цилиндр сцепления КАМАЗ 65115. Настройка зазора в узле производится путем вращательных движений эксцентрикового пальца, расположенного в узле сопряжения педального рычага с тягой усиления. Общий процесс регулировки выглядит так:

  • ослабить шплинтовое соединение у корончатой гайки;
  • путем кручением пальца достичь необходимого показателя свободного хода;
  • завернуть гайку;
  • зафиксировать гайку шплинтов;
  • измерить значение свободного хода.

Нормальный показатель будет располагаться в интервале 185-195 миллиметров. Если узел однодисковый, то минимальный показатель сводится к 150 миллиметрам.

Настройка муфты

Очередной шаг настройки автомобильных систем – изучение и корректировка заданных показателей муфты. Свободный ход запчасти нужно привести к значению, находящемуся в интервале 3,2- 4 миллиметра. Замер можно сделать через вращение гайки регулировки. Для достижения этого нужно:

  • ослабить болтовое соединение вилки;
  • произвести расшплинтование крепежного пальца;
  • достичь свободного положения для пальца и демонтировать его;
  • вращением вилки добиться необходимого промежутка;
  • завернуть гайки;
  • установить палец обратно в посадочное место;
  • монтировать шплинт фиксации;
  • измерить заданные новые показатели.

Ход муфты в миг опущения педали при нормальной работе элемента составляет более 25 миллиметров.

Отладка корзины

Регулировка механизма подразумевает наладку лапок, которые корзина сцепления КАМАЗ 4308 удерживает на поверхности. Особенность этого типа настройки заключается в допустимости выбора способа настройки узла. Наладку можно сделать прямо на автотранспортном средстве или предварительно сняв элемент.

Если владелец автомобиля выбрал первый вариант, то ему понадобится импровизированный инструмент, который легко сделать своими руками из проволоки с согнутым концом, размер которого будет около 20 миллиметров. Этот самодельный щуп позволит измерить промежуток между опорным кольцом и подшипником. Отрегулировать выявленное значение можно с помощью гайки, закрепленной на штоке ПГУ. Во время процесса важно следить за тем, чтобы у всех лапок было одинаковое примыкание к поверхности крепления элемента.

Обслуживание сцепления

Кроме регулярных настроек и наладок переменных показателей необходимо регулярно проводить техническое обслуживание сцепления. Это существенно увеличит срок эксплуатации автотранспортного средства и повысит качественные показатели надежности КАМАЗа.

Само обслуживание представляет собой перечень некоторых действий, направленных на выявление мелких неполадок. В первую очередь, необходимо проверить затяжки болтового соединения, закрепляющего усилитель, установленный в приводную цепь. Далее производится диагностика герметичности у трубок гидравлики. Здесь не допускаются подтеки, масляные пятна, протечки и прочие следы жидкости.

После идет осмотр педального узла. Все составляющие сопряжения должны быть механически исправны, не иметь физических повреждений и существенных люфтов.

Следующий этап – работа с жидкостями. Важно проконтролировать наличие достаточного количества смазки на подшипниках муфты, как и на втулке сопряжения вилки. Залив масла в элемент осуществляется через специальные точки, где есть пресс-масленки. Подавать масло в полость можно, используя шприц.

Читать еще:  Гранта комплектация стандарт что входит

В корпусе ПГУ возможно образование конденсата. Этот тип жидкости недопустим в системе, так как приводит к коррозии стальных элементов. Во время технического обслуживания от конденсата в элементе необходимо избавиться.

Когда надо менять сцепление?

Нередки случаи, когда полноценная регулировка не дает желаемого результата, и автомобиль остается в неисправном состоянии. Это сигнализирует о том, что восстановить работоспособность конструкции невозможно. Решить проблему можно, заменив весь узел сцепления или его изношенную часть.

К показателям, ведущим к замене запчастей, относятся:

  • жесткая работа дисков, провоцирующая резкий старт автотранспортного средства;
  • усложненный запуск автомобильных передач, который сопровождается треском, шумами и прочими звуками;
  • медленный набор скорости автомобилем;
  • несоответствие оборотов мотора включенной передаче и скорости, которая должна быть фактически;
  • запах гари и перегревшихся накладок во время передвижения автотранспортного средства.

Даже единственный, а тем более одновременно несколько выявленных признаков запрещают дальнейшую эксплуатацию КАМАЗа без замены неисправных частей.

Замена и ремонт сцепления КАМАЗ

Замена сцепления КАМАЗ своими руками

Чтобы заменить сцепление собственными силами, потребуются помощники для снятия КПП.

Порядок проведения работ:

  1. Выкрутить гайки крепежа, снять кардан, пневматический гидроусилитель, освободить стартер от крепления.
  2. Снять трубки для понижающего редуктора, а также рычаг передач.
  3. Взять домкрат.
  4. Установить домкрат под поддон мотора, приподнять мотор.
  5. Снять заднюю траверсу, а также распорную тягу.
  6. Освободить кронштейн от крепления.
  7. Закрепить таль и натянуть.
  8. Снять боковые подушки двигателя. Выкрутить элементы крепежа КПП к мотору.
  9. С помощью тали отодвинуть коробку передач от мотора, пока не выйдет первичный вал, затем снять её.

Как снять корзину сцепления

Ремонт корзины сцепления КАМАЗ своими руками подразумевает её снятие. Она включает маховик, нажимной диск и защитный кожух. Ведомой частью служат диски из стали, гасящие вибрации.

Ремонт корзины сцепления КАМАЗ требует её предварительного снятия. Для этого нужно ввернуть в нажимной диск 4 болта и вдавить диск в кожух. С помощью пассатижей следует аккуратно отжать усики на стопорных шайбах, потом снять элементы, с помощью которых кожух крепится к маховику, затем снять по очереди диски и кожух сцепления.

Перед тем, как осуществлять ремонт сцепления КАМАЗ и снятие корзины сцепления, необходимо с помощью керна отметить расположение корзины и маховика.

Снятие дисков сцепления

Замена диска сцепления КАМАЗ требует его снятия. КАМАЗ имеет фрикционное 2-дисковое сцепление, нажимные пружины и устройство для придания автоматическим путём среднему ведущему диску среднего положения.

Выполняя снятие маховика, необходимо учитывать специфику его конструкции: ведущий средний диск установлен в пазы маховика, которые расположены по окружности этого диска. Чтобы обеспечить отведение тепла в сцеплении и его вентиляцию, диск в своём «теле» имеет отверстия, которые разделяют рёбра (шипы). В этих шипах имеется рычаг, который регулирует позицию ведущего среднего диска. И нажимной, и ведущий средний диски находятся на шипах в пазах, расположенных в маховике.

Другая сторона диска имеет выступы, которые предназначены для нажимных пружин. Следует запомнить очерёдность их размещения. Ведомый диск включает ступицу, пружину, заклёпку, накладки, гаситель крутящих колебаний. У ступицы с диском отсутствует жёсткая связка, есть лишь 8 пружин. Пространство между ведомыми и ведущими дисками является местом расположения отжимных пружин, а также регулировочного болта промежуточного диска.

Сборка деталей и их замена

Установка и замена двухдискового сцепления на КАМАЗе является несложным процессом. Часто встречающиеся виды повреждений ведомого и нажимного дисков – трещины на их поверхностях, на накладках, износ колец и накладок, искривление диска, ухудшение крепления ступицы, повреждения заклёпок, задиры на дисковых поверхностях. Замена отработанных прокладок новыми требует снятий старых заклёпок. Ставшие негодными диски тоже необходимо заменить.

Не каждому владельцу автомобиля известно, как правильно ставить на КАМАЗ диски сцепления. Есть определённый порядок действий.

Первый из ведомых дисков устанавливается длинным концом его ступицы к мотору, а второй – этим же концом к коробке передач. До затяжки корзины диски нужно сбалансировать.

По ходу износа накладок на ведомых дисках, а также их замены, следует выполнять регулировку привода сцепления, а также свободного хода муфты.

Как ремонтировать сцепление КАМАЗ

Ремонт цилиндра сцепления КАМАЗ следует проводить после того, как устранена проблема с герметичностью ПГУ и его прокачкой.

После завершения прокачки следует нажать педаль сцепления, завернуть клапан, выпускающий воздух, до отказа, а затем снять с головки этого клапана шланг и надеть колпачок для защиты.

Затем устанавливается правильный уровень жидкости внутри главного цилиндра. Ремонт главного цилиндра сцепления КАМАЗ и замена главного цилиндра сцепления КАМАЗ подразумевают эту операцию в качестве обязательной. Тормозную жидкость, выпущенную из гидросистемы во время прокачки, можно использовать снова после её отстоя и дальнейшей фильтрации. Качество выполнения прокачки определяют по величине хода толкателя пневматического гидроусилителя.

Нужно проверить наличие конденсата внутри силового цилиндра пневматического гидроусилителя. Чтобы слить конденсат, нужно отвернуть пробку алюминиевого корпуса пневматического гидроусилителя. Чтобы полностью слить, следует легко нажать на сцепление (педаль).

Минимум раз в 3 года следует осуществлять промывание метанолом либо тормозной жидкостью гидросистемы в приводе сцепления, разбирать главный цилиндр и пневматический гидроусилитель, а также заливать свежую тормозную жидкость.

Сцепление КамАЗ

Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, обеспечения плавного трогания автомобиля с места, разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач.

Сцепление состоит из картера 20, нажимного диска 4 с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6; двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2.

Рис. Сцепление КамАЗ: 1 — ведомый диск; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4 — нажимной диск; 5 — вилка оттяжного рычага; 6 — оттяжной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8 — шланг смазки муфты; 9 — петля пружины; 10 — упорный подшипник; 11 — оттяжная пружина; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — валик вилки; 16 — нажимная пружина; 17 — кожух; 18 — теплоизолирующая шайба; 19 — болт крепления кожуха; 20 — картер; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — первичный вал; 24 — диск демпфера сцепления; 25 — пружина демпфера сцепления; 26 — кольцо демпфера сцепления; 27 — механизм автоматической установки среднего ведущего диска

Штампованный кожух 17 сцепления устанавливается на маховике 21 с помощью установочных втулок 3 и крепится десятью болтами М10 и двумя М8.

Нажимной 4 и средний 2 ведущие диски имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицах первичного вала коробки передач или делителя.

Между кожухом 17 сцепления и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Средний ведущий диск 2 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключении сцепления.

Выключающее устройство сцепления состоит из установленных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов 6 с упорным кольцом 14, муфты 12 выключения сцепления с упорным подшипником 10, смонтированной на крышке первичного вала коробки передач или делителя, и вилки 13 выключения, размещенной на валике 15 в картере сцепления (делителя).

Рис. Привод механизма выключения сцепления КамАЗ: 1 — планка крепления пружины; 2 — трубка подвода воздуха к пневмоусилителю; 3 — рычаг вала вилки; 4 — сферическая гайка; 5 — контргайка; 6 — толкатель поршня; 7 и 15 — оттяжные пружины; 8 — пневматический усилитель; 9 — кронштейн крепления педали сцепления; 10 — толкатель поршня главного цилиндра; 11 — ограничитель хода педали; 12 — рычаг; 13 — эксцентриковый палец; 14 — педаль сцепления; 16 — главный цилиндр

Привод сцепления гидравлический, с пневмоусилителем. Он состоит из педали 14 сцепления с оттяжной пружиной 15; главного цилиндра 16; пневматического усилителя 8; трубопроводов и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления; трубопровода 2 подвода воздуха к усилителю сцепления; рычага 3 вала вилки выключения сцепления с оттяжной пружиной 7. Педаль сцепления установлена на оси кронштейна 9 в двух металлопластмассовых втулках и передает усилие на толкатель 10 главного цилиндра с помощью рычага 12 и эксцентрикового пальца 13, установленного в двух капроновых втулках.

Главный цилиндр управления сцеплением имеет чугунный корпус 4, состоящий из цилиндра и компенсационной полости. В цилиндре расположены поршень 6 с манжетой 5 и пружина 3. В поршне 6 имеется отверстие, перекрываемое при рабочем ходе поршня уплотнительным кольцом 7, выполненным на толкателе 8. Рабочая жидкость выдавливается через отверстие в пробке 1. Верхняя часть корпуса закрыта резиновым защитным чехлом 9.

Читать еще:  Где производят шины гудиер

Рис. Главный цилиндр КамАЗ: 1 — пробка; 2 — прокладка; 3 — пружина; 4 — корпус; 5 — манжета поршня; 6 — поршень; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — толкатель поршня; 9 — защитный чехол

Пневматический усилитель привода сцепления служит для уменьшения усилия на педали сцепления. Он крепится двумя болтами к фланцу картера сцепления с правой стороны силового агрегата.

Пневматический усилитель состоит из переднего 35 алюминиевого и заднего 44 чугунного корпусов, между которыми находится диафрагма 16 следящего устройства.

Рис. Пневматический усилитель КамАЗ: б — подвод тормозной жидкости «Нева»; В — подвод воздуха; 1 — сферическая гайка; 2 — контргайка; 3 — толкатель поршня выключения сцепления; 4 — защитный чехол; 5 и 30 — стопорные кольца; 6 — корпус комбинированного уплотнения; 7 и 18 — уплотнительные кольца; 8 — манжета следящего поршня; 9 — следящий поршень; 10 — корпус следящего поршня; 11 — перепускной клапан; 12 — колпачок; 13 — уплотнитель выпускного отверстия; 14 и 25 — крышки; 15 — винт крепления крышки; 16 — диафрагма следящего устройства; 17 — седло диафрагмы; 19, 21, 36, 41 — пружины; 20 и 33 — пробки; 22 — седло клапана; 23 — впускной клапан; 24 — стержень клапанов; 26 — выпускной клапан; 27 и 32 — прокладки; 28 — гайки; 2$ — шайба диафрагмы; 31 — пневматический поршень; 34 и 43 — манжеты поршня; 35 — передний корпус; 37 — шайба; 38 — поршень выключения сцепления; 39 — манжета; 40 и 42 — распорные втулки; 44 — задний корпус

В переднем корпусе 35 расположен пневматический поршень 31 с возвратной пружиной 36; в заднем корпусе 44 — гидравлический поршень 38. Усилия от пневматического 31 и гидравлического рабочих поршней суммируются, передаются через толкатель 3 и сферическую гайку на рычаг вала вилки выключения сцепления.

Следящее устройство, предназначенное для автоматического изменения давления воздуха в силовом пневмоцилиндре за поршнем 31 при изменении усилия на педали сцепления, состоит из клапанов 23 и 26, диафрагмы 16 с седлом, пружины 19 диафрагмы и следящего гидравлического поршня 9. Сжатый воздух подводится к пневматическому усилителю через крышку 25. Рабочая жидкость подается от главного цилиндра управления сцеплением через отверстие в заднем корпусе 44. Перепускной клапан 11 служит для выпуска воздуха при прокачке гидросистемы привода сцепления. Через отверстие, закрытое уплотнителем 13, сжатый воздух выпускается в атмосферу при включении сцепления.

Пробка 33 служит для удаления конденсата из пневмосистемы привода сцепления. В качестве рабочей жидкости применяется тормозная жидкость «Нева» ТУ 6-01-1163—73.

При нажатии на педаль сцепления жидкость из главного цилиндра перемещается по трубопроводам и шлангам в пневмоусилитель сцепления и давит на гидравлический 38 и следящий 9 поршни.

Вилка 13 перемещает муфту 12 выключения вместе с упорным подшипником 10. Он через упорное кольцо 14 давит на оттяжные рычаги 6 — и нажимной диск 4 отходит от ведомого диска 1. Одновременно средний ведущий диск 2 с помощью пружин и рычагов механизма 27 автоматической установки занимает среднее положение. В результате этого передача крутящего момента от двигателя на первичный вал коробки передач или делителя прекращается.

Инструкция по регулировке сцепления на КамАЗах

Выполнять регулировку сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях необходимо для поддержания исправного состояния грузовой машины. Иногда потребность проведения таких работ может возникнуть в пути, поэтому водителю автомобиля желательно знать основные условия для самостоятельного и правильного выполнения настройки механизма.

Конструктивные особенности сцепления

Как осуществляется регулировка?

Отладка полного хода толкателя усилителя

Регулировка корзины сцепления КамАЗа

Когда требуется замена сцепления?

Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»

Комментарии и Отзывы

Конструктивные особенности сцепления

На основной массе грузовых автомобилей КамАЗ применяется двухдисковое сцепление с радиальным расположением силовых пружин. Для работы механизма используется гидравлический привод с усилителем пневматического типа. Благодаря такой схеме значительно снижается усилие, необходимое для нажатия педали сцепления. В ходе эксплуатации КамАЗа происходит износ дисков сцепления, которое необходимо компенсировать настройкой. Правильная регулировка механизма обеспечивает заявленный заводом расход топлива и уверенный разгон пустого или груженого автомобиля.

Схема механизма привода сцепления КамАЗ

Основными узлами привода, который показан на фото, являются:

  • педаль (1);
  • гидроблок (2) с бачком (3);
  • магистраль (6);
  • исполнительный пневмоцилиндр (16).

Сцепление КамАЗа моделей 55111, 5320, а также 43118 и 740 состоит из следующих конструктивных узлов:

  • картера сцепления (А);
  • выжимного диска с металлическим штампованным кожухом (Б);
  • нажимных пружин (В) и рычагов (Г);
  • одного ведущего диска (Е);
  • двух ведомых дисков (Д) с накладками (Ж).

Схема сцепления КамАЗ 740 с дизелем

Ведомые диски в конструкции сцепления грузовика КамАЗ изготавливаются с использованием термостойких фрикционных накладок, которые позволяют обеспечить длительный срок эксплуатации механизма. В конструкции дисков предусмотрен гаситель колебаний, возникающих при вращении вала двигателя. Педаль привода установлена на специальных втулках и крайне редко требует смазки в процессе работы.

На более современных моделях КамАЗ применяют однодисковые сцепления так называемого типа Евро. Этот механизм стоит, например, на моделях 6520 или 4308. Поставщиком элементов таких узлов является фирма Sachs, при этом применяются усилители изготовления Wabco. Есть несколько моделей сцеплений, различающихся величиной передаваемого крутящего момента. Одним из отличий импортных усилителей является встроенный индикатор износа фрикционных накладок. Замер износа осуществляется по расстоянию между корпусом усилителя и шайбой на штоке. При полном износе накладок это расстояние находится в пределах от 23 до 25 мм. Движение на автомобиле в таком случае еще возможно, но необходимо срочно провести ремонтные работы.

ПГУ Wabco, слева в верхней части виден шток индикатора износа

На некоторых моделях КамАЗа, например, на 43114 может встречаться ПГУ производства Волчанского завода автоагрегатов, в котором отсутствует возможность регулировки штока. Обычно такой ПГУ или заменяют на настраиваемый или устанавливают другой шток с возможностью регулировки.

Как осуществляется регулировка?

При появлении неполадок в работе сцепления необходимо попробовать выполнить регулировку. Когда возникло проскальзывание дисков (вялый разгон, небольшой запах гари) необходимо выставить правильный ход муфты.

При неполном разведении дисков (затрудненное переключение) придется выполнить больше операций:

  1. Выставить ход педали.
  2. Убрать завоздушенность магистралей привода.
  3. Проверить уровень жидкости в ПГУ.

При использовании узла Евро в настройке нуждается только свободный ход педали. Смазка и регулировка остальных деталей сцепления в процессе эксплуатации машины не предусмотрена, кроме контроля высоты уровня жидкости, находящейся в бачке привода.

Под регулировкой сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях понимают установку правильного зазора между плоскостью выжимного диска и головками рычагов, а также настройку свободного хода педали и приводной муфты. Допустимый свободный ход для педали привода сцепления должен быть в пределах от 6 до 12 мм.

Под зазором понимается расстояние между точками центральной части площадки педали при отпущенном состоянии и в момент начала включения главного цилиндра. Свободный ход регулируется вращением эксцентрикового пальца, находящегося в соединении рычага педали с верхней проушиной тяги усилителя. Регулировку производят при полностью отжатой натяжной пружине педали, т. е. педаль должна упираться в верхний резиновый буфер, служащий ограничителем хода.

Например, на КамАЗе 65115 процесс регулировки своими руками таков:

  1. Расконтрить шплинт корончатой гайки пальца.
  2. Вращением пальца надо добиться приемлемого свободного хода.
  3. Затянуть гайку и законтрить ее шплинтом.
  4. Проконтролировать полный ход педали. Если все отрегулировано правильно, то он должен быть в пределах от 185 до 195 мм.

На однодисковых узлах MFZ регулировка ведется аналогично, но ход педали должен составлять от 140 до 150 мм.

Ниже продемонстрирован процесс регулировки свободного хода на примере КамАЗа 4310, автор ролика Vladimir Krasikov.

Отладка муфты

Следующим этапом регулировки будет настройка параметров свободного хода муфты включения сцепления, значение которого должно составлять от 3,2 до 4 мм. Измерение проводится путем вращения регулировочной гайки.

Последовательность действий при этом:

  1. Ослабить крепежную гайку вилки.
  2. Расшплинтовать палец крепления, добиться его свободного перемещения и вынуть.
  3. Вращать вилку тяги до получения необходимого зазора.
  4. Затянуть гайку и вмонтировать на место палец.
  5. Установить фиксирующий шплинт.
  6. Проверить настройку. При полном отжатии педали ход муфты должен составить не менее 25 мм.

Отладка полного хода толкателя усилителя

Перед началом отладки механизма необходимо выяснить длину хода толкателя. Для этого нужно полностью выключить сцепление и замерить ход. Если его значение составляет 25 мм и менее, то сцепление не будет полностью отключаться. Такую проблему водитель заметит сразу по затрудненному включению передач. Для поиска причин неполадки необходимо проверить уровень рабочей жидкости в цилиндре толкателя. Нормативным объемом является значение в 380 куб. см. При недостаточном уровне вещества следует его долить.

Схема гидравлической системы

На примере модели КамАЗ 5511 доливка жидкости выполняется так:

  1. Нужно открыть крышку бачка, расположенного на корпусе привода.
  2. Долить жидкость до уровня на 15-20 мм ниже кромки горловины.
Читать еще:  3000 кельвинов какой свет

Второй причиной неудовлетворительной работы усилителя может стать воздух в системе. В таком случае систему привода необходимо прокачать. Эта процедура несколько сложнее.

На КамАЗе 55102 для этого необходимо:

  1. Долить жидкость до нормального уровня.
  2. Снять с клапана перепуска (установлен на корпусе ПГУ) защитный колпачок, надеть резиновый шланг и опустить его в емкость с жидкостью.
  3. Резко продавить до упора педаль сцепления.
  4. Открыть клапан на один оборот и нажимать на педаль до прекращения пузырения вещества на выходе из шланга. При этом необходимо постоянно подливать новую жидкость в расходный бачок, не допуская ее падения ниже отметки 40 мм от верхней части бака.
  5. Закрыть клапан, снять шланг и вернуть на место колпачок.
  6. Долить жидкость до рабочего уровня.
  7. Для контроля качества работы необходимо нажать на педаль до упора — ход толкателя не должен быть менее 25 мм.

Регулировка корзины сцепления КамАЗа

Под регулировкой корзины сцепления понимают настройку лапок, размещенных на корзине. Такую отладку можно выполнить при снятой коробке или отрегулировать непосредственно на автомобиле.

При выполнении задачи без снятия коробки понадобится самодельный инструмент, который представляет собой проволоку толщиной 3,5 мм с концом длиной 20 мм, согнутым под прямым углом. При помощи такого импровизированного щупа проверяют зазор между выжимным подшипником и опорным кольцом лапок сцепления. Регулировку зазора ведут гайкой на штоке ПГУ. Подвести лапки к кольцу можно через люк в верхней части картера сцепления. При этом важно обеспечить максимально одинаковое прилегание лапок к поверхности. Но правильнее и надежнее регулировать снятое с мотора сцепление.

  1. Положить собранный нажимной диск на шаблон, который обеспечит зазор в пределах 29 мм.
  2. Отпустить болты крепления.
  3. Выставить положение упорного кольца для лапок. Все четыре лапки должны одновременно касаться кольца.
  4. Проверить биение рабочей поверхности диска.
  5. Смазать передний подшипник, расположенный в коленчатом вале.
  6. Установку сцепления провести с помощью оправки, которая позволит обеспечить соосность дисков механизма и вала двигателя.

Эту настройку проводят только с двухдисковым сцеплением. Агрегат с одним диском в такой регулировке не нуждается.

На видео от канала Авто и Мото показано снятие сцепления и хорошо видны особенности конструкции, а также привод для работы механизма.

Техническое обслуживание

Помимо настроек, сцепление автомобилей КамАЗ нуждается в регулярном обслуживании, поскольку это заметно увеличивает срок службы и надежность работы механизма на всех марках КамАЗ.

На примере модели 53215 обслуживание состоит из следующих основных пунктов:

  1. Проверка затяжки болтов крепления усилителя в цепи привода сцепления.
  2. Контроль за герметичностью гидравлических магистралей. На них не должно быть никаких масляных пятен.
  3. Общая проверка исправности деталей педального узла. Все элементы должны быть в целом состоянии и не иметь больших люфтов в соединениях.
  4. Контроль наличия смазки в подшипнике муфты и втулке соединения вилки. Для подачи масла в картере сцепления имеются три точки, снабженные пресс-масленками. В них нагнетают масло при помощи шприца.
  5. Слив конденсата из корпуса ПГУ.
  6. Контроль уровня жидкости в бачке усилителя.

Когда требуется замена сцепления?

Если все выполненные работы не приводят к восстановлению работоспособности механизма сцепления, то это становится одним из сигналов к его замене.

Другими признаками критического износа элементов конструкции являются:

  • резкое включение дисков, при этом происходит жесткий рывок автомобиля;
  • затрудненное включение всех передач, сопровождаемое характерным треском;
  • вялый разгон автомобиля, при этом обороты двигателя явно не соответствуют выбранной передаче и скорости;
  • запах горящих накладок при движении.

При появлении таких проблем необходимо как можно скорее прекратить движение и провести ремонт механизма. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправными или выгоревшими дисками сцепления приведет к выходу из строя коробки перемены передач.

Фотогалерея

На фотографиях ниже показаны некоторые элементы системы привода сцепления грузового автомобиля КамАЗах.

Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»

На видеоролике, снятом для канала Авто и Мото, продемонстрирована регулировка сцепления, установленного на дизеле КамАЗ 740.

Сцепление автомобиля КамАЗ

Сцепление автомобиля КамАЗ состоит из механизма и привода, имеет следующие конструктивные особенности:

  • механизм сцепления имеет устройство для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение при выключенном сцеплении. Это устройство не требует регулирования в процессе эксплуатации;
  • форма кожуха обеспечивает фиксацию нажимных пружин;
  • ведомый диск имеет термостойкую фрикционную накладку с большим сроком службы;
  • педаль сцепления подвесная, не нарушающая герметичность кабины, а металлопластмассовые втулки в опорах педали не требуют пополнения смазки.

Механизм сцепления (рис. 122) состоит из картера 20, нажимного диска 4 с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6′, двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2.

Штампованный кожух 17 сцепления установлен на маховике с помощью двух установочных втулок 3 и закреплен десятью болтами М10 и двумя М8.

Ведущие диски нажимной 4 и средний 2 имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицах ведущего вала коробки передач или делителя.

Между кожухом 17 сцепления и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Средний ведущий диск 2 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключенном сцеплении КамАЗ.

Выключающее устройство сцепления состоит из уравновешенных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов с упорным кольцом 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным подшипником 10, смонтированной на крышке подшипника ведущего вала коробки передач или делителя, и вилки выключения 13, размещенной на валике в картере сцепления (делителя).

Рис. 122. Механизм сцепления: 1 – ведомый диск; 2 – ведущий средний диск; 3 – установочная втулка; 4 – нажимной диск; 5 – вилка отжимного рычага; 6 – отжимной рычаг; 7 – пружина упорного кольца; 8 – шланг смазывания муфты; 9 – петля пружины; 10 – выжимной подшипник; 11 – отжимная пружина; 12 – муфта выключения сцепления; 13 – вилка выключения сцепления; 14 – упорное кольцо; 15 – вал вилки; 16 – наружная нажимная пружина; 17 – кожух сцепления; 18 – теплоизолирующая шайба; 19 – болт крепления кожуха; 20 – картер сцепления; 21 – маховик; 22 – фрикционная накладка; 23 – внутренняя нажимная пружина; 24 – первичный вал; 25 – диск гасителя крутильных колебаний; 26 – внутренняя пружина гасителя крутильных колебаний; 27 – наружная пружина гасителя крутильных колебаний; 8 – кольцо ведомого диска; 29 – механизм автоматической регулировки положения среднего ведущего диска

Привод сцепления (рис. 123) состоит из педали 1 сцепления с оттяжной пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного бачка 5 с рабочей жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18 трубопроводов и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления и подвода воздуха от пневматической системы к усилителю сцепления.

Пневмогидравлический усилитель привода служит для уменьшения усилия на педали сцепления. Он закреплен двумя болтами к фланцу картера сцепления (делителя) с правой стороны силового агрегата. При нажатии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра передается по трубопроводам и шлангам в пневмогидроусилитель сцепления на гидравлический поршень и на поршень следящего устройства, которое автоматически изменяет давление воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.

В процессе эксплуатации, по мере износа накладок ведомых дисков, следует регулировать привод сцепления для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления.

Рис. 123. Привод механизма сцепления: 1 – педаль; 2 – цилиндр главный; 3, 10 – упоры нижний и верхний; 4 – кронштейн; 5 – бачок компенсационный; 6 – трубопровод гидравлический; 7 – рычаг; 8 – толкатель поршня; 9 – палец эксцентриковый; 11 – пружина оттяжная; 12 – пробка; 13 – трубопровод; 14 – клапан выпуска воздуха; 15 – гайка сферическая регулировочная; 16 – толкатель поршня пневмогидроусилителя; 17 – чехол защитный; 18 – пневмогидроусилитель; I-воздух сжатый

Рис. 124. Пневмоусилитель: 1 – гайка сферическая: 2 – контргайка; 3 – толкатель поршня выключения сцепления: 4 – чехол защитный: 5 – поршень выключения сцепления; 6 – корпус следящего поршня: 7, 21, 24, 26 – манжеты; 8 – клапан перепускной; 9 – сапун; 10 – мембрана следящего устройства; 11 – седло мембраны; 12 – пробка: 13 – пружина возвратная; 14 – крышка подвода воздуха; 15 – стержень клапанов; 16 – клапан впускной; 17 – клапан выпускной; 18, 22 – пружины мембраны и поршня; 19 – корпус передний; 20 – поршень пневматический; 23 – корпус уплотнения поршня; 25 – пружина распорная; 27 – корпус задний; I – подвод тормозной жидкости; II – подвод воздуха

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector