Как собрать стартер ваз
Разборка стартера ваз 2106-2103
После того, как вы сняли стартер с автомобиля можно приступать к его разборке. Разборку стартера ваз 2106 производят для диагностики и последующей замены или ремонта отдельных его частей. Нам потребуются: гаечные ключи на «8, 10, 13», а так же две отвертки, штангенциркуль, молоток и оправки для запресовки и выпресовки подшипников стартера. Если все есть, то приступим к ремонту.
Последовательность действий будет выглядеть следущим образом:
- От втягивающего реле необходимо отсоединить вывод обмоток стартера, открутив гайку и сняв ее вместе с пружинной и двумя плоскими шайбами.
- Теперь снимаем само втягивающее, для этого откручиваем три винта его крепления к корпусу и снимаем его, придерживая якорь.
- Вынув тяговое реле, снимите с якоря пружину и немного подав якорь вверх и в сторону выведите его из зацепления с рычагом привода.
- Теперь необходимо снять защитный кожух стартера, для этого выверните два болта его крепления и снимите.
- Возьмите отвертку и подденьте ею стопорное кольцо вала ротора, снимите кольцо вместе с шайбой.
- Ключом на десять отверните два стяжных болта и отделите крышку от корпуса стартера.
- Отворачиваем винты крепления обмоток статора и соединительного провода от пластин щеткодержателей.
- Снимите изоляционную трубу и со стороны коллектора разъедините крышку коллектора и корпус статора.
- Из щеткодержателей вынимаем перемычку обмоток статора.
- Снимите щетки вместе с пружинами, просто поддев их отверткой.
- Подберите оправку подходящего диаметра и выпресуйте подшипник из задней крышки стартера.
- Выньте шплинт оси рычага привода стартера и с помощью тонкой отвертки выньте ось рычага привода стартера.
- Снимаем резиновую заглушку и снимаем якорь с муфтой, отсоединив плечи рычага привода стартера от муфты. Теперь из передней крышки выньте рычаг привода стартера.
- Из крышки стартера, с внутренней стороны привода, подходящей по диаметру оправкой, выпресовываем подшипник.
Основной объем работ по разборке стартера проделан, теперь осталось разобраться с якорем:
- На валу якоря, сдвиньте упорную шайбу и с помощью двух отверток, разжимая стопорное кольцо, снимите его.
- С легкостью снимаем муфту привода якоря.
На этом процесс разборки стартера ваз 2106 завершен. Осталось провести мелкий технический осмотр.
- Проверьте состояние щеток. Если длина щеток равно или меньше 12мм, то их необходимо заменить на новые.
- Проверьте состояние обмоток стартера. Обмотки не должны иметь следов прогара изоляции, трещин. Полюса статора не должны иметь механических повреждений.
- Проверьте состояние зубьев муфты привода, они не должны иметь следов явного износа и выработки.
- Проверьте состояние поверхности коллектора якоря, если он подгорел, то очистите поверхность мелкой шлифовальной шкуркой и продуйте сжатым воздухом.
- Проверьте состояние рычага привода стартера, он не должен иметь трещин и сколов.
- Поверхность вала якоря, шестерню привода стартера, подшипники смажьте моторным маслом.
Соберите стартер. После сборки, штангенциркулем замерейте осевой зазор. Для этого переместите вал сначала в сторону коллектора, а потом в сторону привода и замерейте, разность значений и будет осевым зазором, который не должен превышать 0.5мм.
На этом ремонтные работы со стартером завершены.
AUTOFIZIK.RU / авторемонт




















Разборка и сборка стартера
Очищаем стартер от грязи.
Головкой «на 10» отворачиваем гайку нижнего вывода тягового реле.
Снимаем с вывода наконечник провода.
Головкой «на 8» отворачиваем два болта крепления тягового реле…
…и якорь тягового реле.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки стяжных шпилек.
Снимаем статор вместе с якорем со шпилек крышки.
Снимаем с вала якоря центральную шестерню…
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта…
…и снимаем заднюю крышку.
Вынимаем из статора якорь…
…и опору вала якоря.
Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу.
Вынимаем три планетарных шестерни привода.
Нажимая пальцем на шестерню привода, отверткой поддеваем опору рычага…
…и снимаем привод в сборе с опорой вала привода и рычагом.
Снимаем опору с рычага.
Опираем торцевую поверхность коронной шестерни о деревянный брусок.
Расположив губки рожкового ключа «на 13» на ограничительном кольце хода шестерни привода.
. и ударив молотком по ключу, спрессовываем ограничительное кольцо.
Поддеваем отверткой запорное кольцо…
Cнимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода.
Снимаем привод в сборе.
Щипцами разжимаем стопорное кольцо…
Снимаем шайбу…
…и опору вала привода.
Снимаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора.
Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток якоря. Обугливание обмоток не допускается. При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой. При сильном обгорании и износе якорь следует заменить. Задиры и наволакивание материала подшипников на шейки вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой.
…обмотки якоря на замыкание на корпус…
Концы обмоток должны быть хорошо припаяны к ламелям. Почернение обмоток и отделение от них лаковой изоляции не допускается.
Сборку стартера проводим в обратной последовательности.
При износе щеток меняем щеткодержатель в сборе.
Перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря снимаем пружины всех четырех щеток, для того чтобы щетки вдвинулись в направляющие.
Для этого, отогнув четыре фиксатора держателя пружины, вынимаем пружину.
После установки щеткодержателя на коллектор якоря устанавливаем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин. Устанавливаем заднюю крышку и крепим ее к щеткодержателю.
При установке якоря в статор…
…придерживаем длинной отверткой якорь от притягивания его постоянными магнитами статора…
…и опускаем статор на заднюю крышку.
Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавливаем на стопорное кольцо при помощи плоскогубцев.
Наносим на шестерни планетарного редуктора смазку ШРУС-4.
Ремонт стартера ВАЗ 2106
Устройство стартера предполагает наличие многих деталей и при выходе из строя одного элемента стартера появляются сложности с запуском двигателя авто. Ремонт стартера ВАЗ 2106 своими силами помогает устранить проблему. В большинстве случаев полная замена стартера не требуется — достаточно лишь отремонтировать или заменить вышедшую из строя деталь.
Редукторный стартер СтартВольт LSt 0101 на ВАЗ 2106.
Шестёрка оснащена стартером с коллектором торцового типа модели 35. 3708 . Иногда на автомобили ставят аналогичные по техническим свойствам немецкие стартеры Bosch или КЗАТЭ . Стартеры Бош отличаются более высокой стоимостью и сроком службы.
Когда при повороте ключа зажигания стартер не крутит нужно исключить вариант с разряженным аккумулятором.
Зачастую причина неисправности в низком заряде АКБ и ремонт стартера не требуется.
Признаки неисправности
Если проверка электроники Vaz 2106 не выявила проблем — необходимо искать поломку в стартере. По проявлению неполадки можно понять какая деталь вышла из строя.
- Стартер крутится, но не запускает двигатель. В большинстве случаев требуется замена щёток стартера.
- Щелчок во время поворота ключа. Ремонт втягивающего реле стартера должен устранить неполадку.
- Частые щелчки при попытке запуска двигателя. Вероятная причина неисправности в бендиксе стартера.
- Работа стартера продолжается после запуска двигателя. Возможно проблемы с тяговым реле — слиплись контакты или произошло заедание механизма. Нужно исключить перекос стартера и заедание рычага привода. Проверить возвратную пружину — она находится на выключателе зажигания.
- Сильный шум в момент работы стартера. Проверить крепление стартера. Если крепление в норме — требуется замена втулок.
Эти признаки чаще всего возникают на Lada 2106.
Диагностика
Включить стартер и снять показания приборов: при исправном тяговом реле амперметр должен показывать не более 23А, вольтметр — не более 9В. Превышение показателей указывает на наличие замыкания в проводке.
Диагностировать износ деталей стартера в домашних условиях можно только после снятия и разборки стартера. Детали проверяются на наличие следов износа и соответствия стандартам.
Как снять
Удобней проводить снятие стартера на смотровой яме или эстакаде. Перед операцией необходимо снять клемму «-» с аккумулятора.
- Ослабить хомут и снять шланг с воздушного фильтра.
- Открутить нижние и верхние болты крепления корпуса воздухозаборника.
- Демонтировать корпус воздушного фильтра.
- Открутить 1 нижний и 2 верхних болта крепления стартера к коробке передач. Понадобится ключ на 13.
- Отсоединить все провода от стартера.
- Достать стартер.
Процедуру лучше выполнять в рабочих перчатках.
Как разобрать
Перед разборкой необходимо подготовить коробки для складирования мелких деталей стартера.
Фотография разбора корпуса стартера.
- Открутить гайку с нижнего болта.
- Убрать провода и 2 шайбы.
- Открутить 3 нижних болта крепления втягивающего реле. Реле должно вытянуться.
- Снять втягивающее реле. В момент снятия реле нужно придерживать якорь.
- Достать пружину из якоря.
- Потянуть за якорь вверх и отвести в сторону. Якорь снят.
- Открутить 2 болта с верхней защиты стартера и снять её.
- Поддеть плоской отвёрткой стопорное кольцо вала ротора и снять его.
- Открутить два стяжных болта крышки с корпусом и снять вместе со статором. Для отвинчивания стяжных болтов понадобится ключ 10-го размера .
- Отвернуть отвёрткой болты, соединяющие провода и обмотки стартера.
- Вынуть корпус со статором с крышки стартера.
- Снять щётки стартера вместе с пружинами при помощи отвёртки.
- Задний подшипник выпрессовывается из крышки стартера при помощи оправки. Диаметр оправки должен соответствовать разъёму из которого выпрессовывается подшипник.
- Демонтировать шплинт из передней крышки. Потребуется отвёртка и пассатижи.
- Снять ось рычага привода стартера.
- Снять якорь с вилкой. Они находятся под резиновой заглушкой.
- Выпрессовать передний подшипник.
- Отодвинуть шайбу и снять стопорное кольцо. Таким образом достаётся бендинкс.
Важно не потерять детали. Иначе после ремонта будет невозможно собрать конструкцию.
Поиск неисправностей
На этом этапе проверяется состояние деталей стартера Жигули 2106.
Щётки стартера
Главным показателем состояния щёток является их высота. Для измерения используется стандартный штангенциркуль. Высота исправных щёток должна быть не меньше 12 мм.
Обмотки стартера
Обмотки стартера проверяются на наличие подгорания и нарушения изоляции.
Якорь стартера
В первую очередь проверяется посадка конца вала и нижней части стартера. Допускается минимальный люфт. Пригоревшая поверхность якоря стартера очищается наждачкой.
Подшипники
Проверяется посадка подшипника: одной рукой блокируется движение внутренней обоймы, второй рукой расшатывается наружная обойма.
Бендикс
На зубьях шестерни должны отсутствовать признаки износа. Проверяется движение шестерни — она должна проворачиваться только в одну сторону.
Как собрать
Процесс сбора стартера аналогичен разбору только в обратной последовательности. Перед началом сборки конструкции необходимо смазать детали стартера (подшипники, бендикс). После установки стартера необходимо вернуть минусовую клемму на аккумулятор и завести автомобиль.
Если неполадки не исчезли — разобрать и проверить стартер ещё раз.
Ремонт стартера на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать!
Стартер – он очень важен для каждого автомобиля, вить без него машина бы попросту не завелась стоя на месте и вам пришлось бы её попросту постоянно толкать, чтобы хоть как то оживить её и завести двигатель. Но всё же со временем стартер приходит в негодность и его нужно будет заменить, но зачем же его менять если можно его будет просто отремонтировать, а может в нём всего лишь неисправно втягивающее реле стартера, вот он машину и не заводит, поэтому чтобы не бежать в автомагазин раньше времени, можно будет попробовать сперва разобрать неисправный стартер, посмотреть какая деталь пришла в негодность, после этого сходить в автомагазин и докупить её, и заменять ничего не надо.
Но как же разобрать снятый с автомобиля стартер знают немногие и поэтому специально для таких людей мы подготовили данную статью, в которой подробно описали процесс ремонта стартера на автомобилях классического семейства.
Примечание!
Для ремонта старенького стартера вам нужно будет запастись: Основным набором гаечных ключей, пассатижами, а так же двумя отвёртками одна из которых будет крестообразного типа а другая плоская (Плоского типа если есть возможность то возьмите сразу две отвёртки), а так же нужно ещё будет взять штангенциркуль, молоток и обычные оправки при помощи которых можно будет беспрепятственно спрессовать и выпрессовать подшипники (Втулки) которые находятся внутри стартера!
Краткое содержание:
Когда нужно ремонтировать стартер?
В основном ремонт данного агрегата дело так сказать каждого, то есть кто то захочет этим заниматься, а кто то и вовсе нет, то есть человек пойдёт и купит себе новый стартер, но всё же в обоих этих ситуациях встанет вопрос, а как же понять то что стартер не работает?
Прежде чем разобрать данный вопрос давайте поймём за что же отвечает стартер в машине. Как было уже сказано ранее стартер нужен для того, чтобы завести машину, поэтому если стартер неисправен первая проблема которая будет у автомобиля, это то что он не будет заводиться, при повороте ключа в зажигании могут происходить различного рода щелчки, но машина при этом заводиться не будет. (В этом случае данная неисправность может быть связана либо со втягивающим реле, либо с щетками которые установлены во внутренней части электродвигателя стартера)
Следующая неисправность связана с медными контактами стартера, бывает такое что эти контакты подгорают и в связи с этим стартер начинает плохо раскручивать двигатель автомобиля, тем самым автомобиль у вас заводиться не за 1 секунду как было ранее, а к примеру за 3-10 секунд, а может и больше, всё зависит от того, на сколько подгорели данный контакты.
А ещё стартер может так же плохо раскручивать двигатель из-за изношенных втулок, которые так же находятся во внутренней части электродвигателя стартера.
И последняя неисправность – это когда сам стартер крутиться, но двигатель при этом он не раскручивает и вовсе. Данная неисправность может быть вызвана из-за бендикса который и нужно будет вам поменять, чтобы двигатель нормально стал раскручиваться.
Примечание!
Более подробно о том как проверить стартер на исправность, вы можете найти в статье под названием: «Проверка стартера на исправность»!
Как отремонтировать стартер на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Примечание!
прежде чем приступить к ремонту, подметим одну важную деталь, данная статья о ремонте относиться лишь к стартеру модель которого «35.3708»!
Разборка:
1) В начале операции отверните при помощи гаечного ключа гайку которая располагается ближе к электродвигателю стартера, а после отворачивания снимите со шпильки контактного болта вывод обмотки стартера, сняв при этом пружинную и две плоские шайбы.
2) Затем отверните три винта которые крепят втягивающее реле к крышке, а после отворачивания аккуратно снимите реле придерживая при этом его якорь.
3) После того как вы придержали якорь тем самым он не сдвинулся с места, а втягивающее реле было аккуратно отсоединено от него, отложите реле в сторону и возьмитесь за якорь тем самым извлеките из него пружинку.
4) Далее возьмитесь рукой за якорь и потяните его ровно вверх, а когда он выйдет из зацепления с рычагом которые его удерживает, спокойно извлеките якорь из крышки и тем самым полностью снимите его.
5) Теперь когда якорь будет снят, выверните отвёрткой два винта которые крепят крышку к электродвигателю и после чего отсоедините данную крышку и отложите его в сторонку.
6) После того как крышка будет убрана, продолжайте удерживать электродвигатель и после чего с его центрально части снимите сперва поддев отвёрткой стопорное кольцо вала, а затем шайбу которая указана стрелкой.
7) Следом отверните гаечным ключом два стягивающих болта и после чего как показана на фото в верхнем углу, отделите крышку вместе с основным двигателем его ещё называют ротор, от корпуса.
8) Затем отверните все винты (На фото показан только лишь один винт), которые крепят обмотки статора.
9) Далее загляните во внутреннюю часть статора и извлеките от туда изолирующую трубку.
10) Теперь когда изолирующая трубка будет извлечена, разъедините между собой сам статор и крышку в которой при этом останутся несколько элементов статора которые в последствии нужно будет так же снять.
11) После чего переверните крышку с элементами статора как показано на рисунке, а после её переворачивания извлеките из щеткодержателя перемычку.
12) Затем снимите все щётки статора и их пружинки, при помощи отвёртки.
Примечание!
Когда щётки будут сняты, проверьте их с помощью штангенциркуля и если их высота будет менее 12 мм, то в таком случае замените данные щётки на новые!
13) Следом возьмите в руки оправку подходящего диаметра и при помощи неё выпрессуйте задний подшипник некоторые ещё называют данный подшипник втулкой.
14) Теперь снова возьмите в руки крышку с находящимся в ней ротором и после чего извлеките с помощью пассатижей шплинт оси рычага привода.
Примечание!
Когда шплинт оси будет вынут, извлеките саму ось рычага привода при помощи тоненькой отвёртки!
15) Далее снимите резиновую заглушку с корпуса.
16) А после снятия заглушки, отвёрткой выведите плечи из зацепления с выемками которые присутствуют на муфту, а когда плечи будут выведены из зацепления извлеките сам якорь, или как его ещё называют ротор совместно с муфтой.
17) Затем снимите рычаг на конце которого идёт те самые плечики которые вы ранее извлекали из зацепления с муфтой.
18) Следом используя отвёртку как рычаг сдвиньте упорную шайбу… (Продолжение в пункте 19)
19) И сразу же за ней сдвиньте и тем самым снимите стопорное кольцо разжимая его при этом двумя отвёртками.
20) Теперь вала ротора снимите уже саму муфту.
21) Далее когда все детали такие как якорь, он же ротор и т.д. Будут сняты с корпуса, положите корпус как показано на рисунке и после чего выпрессуйте при помощи оправки передний подшипник из него.
Сборка:
Сборка стартера производиться в обратном порядке снятию.
Примечание!
При обратной сборке запомните несколько особенностей, во-первых если на коллекторе якоря будут найдены следы лёгкого обгорания, тогда при помощи шлифовальной шкуркой очистите поверхность коллектора якоря от этих следов обгорания. Когда всё будет очищено, промойте при помощи бензина или же спирта поверхность коллектора, и после чего обдуйте данный коллектор сжатым воздухом чтобы вся мелкая шкурка и мусор окончательно снялся с поверхности коллектора!
А так же при сборке стартера, смажьте при помощи моторного масла шлицевую часть, цапфы вала, а так же шестерню которая присутствует на самой муфте и втулки которые присутствуют в крышках стартера! (Если вы не знаете где находятся все данные детали и все данные места, тогда смотрите чуть нижу рубрике «Дефектовка деталей стартера», там всё подробно сказано)
А когда стартер будет собран, то при помощи штангенциркуля проверьте осевой зазор вала якоря, для этого сперва полностью вытяните вал и запишите получившееся значение, а после чего задвиньте данный вал и тоже запишите получившееся значение, после сравнения двух этих значений у вас получиться осевой зазор якоря, который должен быть не более 0,5 мм!
Дефектовка деталей стартера:
Примечание!
Прежде чем начать, сразу отмечу слово «Дефектовка» которое было прописано в заголовке чуть выше. Не все знают что это такое и зачем эту нужно для деталей стартера, объясняем. Дефектовка – по своей сути если вчитаться в данное слово то уже можно понять о чём идёт речь, то есть заголовок данной записи расшифровывается так: «Нахождение дефектов среди деталей стартера», этим мы сейчас и займёмся!
1) После того как стартер будет полностью разобран, первое что сделайте так это возьмите в руки статор и проверьте сперва состояние его обмоток, которые должны находиться в хорошем состояние и которые недолжны иметь следов подгораний. А так же проверьте оба полюса статора, которые не должны иметь механических повреждений, а так же трещин и т.д.
Примечание!
Полюса у статора, это по сути та часть которая находиться внутри самого статора, вот к примеру один из полюсов на фотографии чуть выше помечен красными стрелками а другой синими! (Но и сам корпус статора тоже обязательно проверьте, в случае чего замените сам статор на новый)
2) Далее осмотрите одну из крышек на наличие трещин, а так же присмотритесь к втулки которая указана стрелкой, её износ так же не допускается.
3) Теперь возьмите в руки сам якорь и так же осмотрите его на наличие повреждений, забоев, задиров, особое внимание уделите шлицам вала (Шлицы указаны стрелкой) а так же уделите внимание цапфе которая присутствует на этом же валу.
4) Следом проверьте легко ли перемещается якорь втягивающего реле (Указан синей стрелкой в разобранном состоянии), а так же проверьте при помощи омметра замыкаются ли контактные болты (Указанный красной стрелкой) контактной пластиной. (О том что такое омметр, см. в статье под названием: «Что такое омметр»)
5) После чего осмотрите муфту на наличие дефектов, зубья шестерни этой муфты которые указаны стрелкой не должны иметь сильного износа.
6) И в завершение осмотрите так же рычаг привода стартера, на котором так же недолжно быть трещин, а так же следов значительного износа пазов вилок. (Пазами называют прорези, щели и стыки)
Дополнительный видео-ролик:
Если вам было что то непонятно из написанной статьи, тогда просмотрите видео-ролик в которым показывается процесс замены втулок стартера, при этом стартер практически полностью разбирается и всё наглядно очень понятно, в общем смотрите:
Руководство по ремонту ВАЗ 2110, 2112, 2111 (Лада 110)
Вам потребуются: ключи «на 10» и «на 13», торцовый ключ (головка) «на 8», отвертки с крестообразным и плоским лезвием, щипцы для снятия стопорных колец, трубчатая оправка, молоток.
1. Снимите стартер с автомобиля (см. «Снятие и установка стартера»).
2. Отверните гайку крепления шины к контактному болту.
3. Отсоедините шину от контактного болта тягового реле.
4. Отверните два болта крепления тягового реле и.
5. . снимите реле.
6. Выньте якорь тягового реле, приподняв его вверх, чтобы петля якоря снялась с рычага.
7. Отверните две гайки стяжных шпилек.
8. Снимите крышку со стороны привода с редуктором и приводом в сборе.
9. Снимите крышку со стороны коллектора со щеткодержателем и щетками.
10. Снимите шестерню с вала якоря.
11. Выньте якорь из статора.
12. Обратите внимание, что на валу якоря со стороны привода установлена шайба.
13. Выньте опору вала якоря.
14. Выверните из крышки со стороны привода две стяжные шпильки. Эти шпильки вывертывать не обязательно, но снимать редуктор и привод удобнее без них.
15. Выньте три планетарные шестерни редуктора. В случае повреждения их зубьев или игольчатых подшипников, заделанных в шестерни, замените шестерни.
16. Выньте редуктор с приводом из крышки, нажав на шестерню привода стартера.
17. Снимите опору с уплотнителем с рычага.
18. Выньте опору 1 из уплотнителя 2. Пластмассовая опора не должна быть сильно изношена или повреждена. Дефектную опору, а также сильно деформированную или затвердевшую резиновую уплотнительную прокладку замените.
19. Сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца с помощью подходящей оправки.
20. Снимите стопорное кольцо, а затем ограничительное.
21. Снимите привод в сборе с вала привода.
22. Снимите стопорное кольцо рычага.
23. Снимите рычаг с поводком и шайбой.
24. Снимите пружину рычага.
25. Снимите рычаг с поводка и разъедините половины рычага.
26. Снимите стопорное кольцо шестерни с внутренним зацеплением.
27. Снимите шестерню с внутренним зацеплением и опору вала привода с вала.
28. Снимите с опоры уплотнительное кольцо. Сильно деформированное или потерявшее эластичность кольцо замените.
29. Снимите с опоры вкладыш.
30. Отверните два винта и снимите щеткодержатель с крышки со стороны коллектора.
31. Поддев отверткой фиксаторы щеток.
32. . снимите их и прижимные пружины. Деформированные или поврежденные фиксаторы и сильно обжатые или искривленные пружины замените.
33. Выньте щетки из направляющих щеткодержателя.
34. Снимите неизолированные щетки.
35. Снимите картонную изоляционную прокладку. Замените порванную или чрезмерно обжатую прокладку.
36. Снимите соединительную шину с изолированными щетками.
37. Осмотрите якорь. Если коллектор 1 загрязнен или на нем имеются риски, следы подгорания и т.п., прошлифуйте коллектор мелкой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его пластинами (ламелями) проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. В противном случае замените якорь. При обнаружении на валу 2 якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала имеются задиры, забоины, замените якорь. Проверьте надежность пайки выводов обмотки 3 якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае якорь замените.
38. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой переменным током напряжением 220 В. Напряжение подводите к пластине коллектора и сердечнику якоря. Лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае замените якорь.
39. Удерживая обгонную муфту, проверните шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, а против часовой стрелки вращаться не должна. В противном случае замените привод.
40. Установите привод стартера на вал привода, он должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.
41. Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.
42. Осмотрите втулки, в которых вращаются валы, установленные в крышке стартера со стороны привода, крышке со стороны коллектора, опоре вала якоря и опоре вала привода. Если втулки изношены или на них имеются задиры, раковины и т.п., замените крышки или опоры с дефектными втулками.Также замените крышки и опоры с трещинами.
43. Осмотрите статор, если на нем есть следы задевания якоря, замените заднюю крышку и промежуточную опору.
44. Щетки, изношенные до размера между рабочей поверхностью и выводом менее 3,5 мм, замените.
45. Проверьте легкость перемещения щеток в направляющих щеткодержателя. Они должны перемещаться без заедания, а сам щеткодержатель не должен иметь сколов и трещин.
46. Осмотрите вал привода. Винтовые шлицы и шейки не должны иметь задиров и сильного износа. Следы переноса меди со втулок на шейках снимите мелкой стеклянной шкуркой, так как они впоследствии могут стать причиной заклинивания вала. Водило и его три оси шестерен не должны иметь люфтов в соединениях.
47. Проверьте омметром, замыкаются ли контактной пластиной контактные болты тягового реле. Для проверки соберите схему, показанную на фото, и вдвиньте якорь внутрь реле до упора. Если болты не замыкаются, замените или отремонтируйте реле.
48. Для ремонта реле отверните два винта 1 и отпаяйте выводы 2 обмоток реле, снимите крышку 3, зачистите головки болтов и контактную пластину наждачной шкуркой. Если головки болтов сильно подгорели, разверните болты на 180°. Соберите реле в обратном порядке
49. Собирайте стартер в обратной последовательности. Перед сборкой смажьте зубья шестерни привода моторным маслом, винтовые шлицы вала привода, зубья шестерни с внутренним зацеплением, планетарные шестерни и шлицы вала ротора – консистентной смазкой (ЦИАТИМ-201, 202, 203 или Литол-24).
50. Щеткодержатель нужно устанавливать в стартер отдельно от крышки со стороны коллектора, так как щетки выталкиваются из направляющих пружинами и без специального приспособления удержать их в исходном положении невозможно. Для предварительной сборки и установки щеткодержателя воспользуйтесь тонкостенной монтажной втулкой 1 с диаметром, равным диаметру коллектора или чуть больше его (около 30 мм).
51. Установите собранный щеткодержатель в корпус стартера до упора, выньте монтажную втулку и установите крышку со стороны коллектора.