Как разобрать масляный насос
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА МАСЛЯНОГО НАСОСА
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА МАСЛЯНОГО НАСОСА
Масляный насос снимают для замены при снижении его подачи, вызывающей постоянное падение давления масла в системе смазки двигателя, и при течи масла через уплотнение привалочных поверхностей корпуса насоса и блока цилиндров. В запасные части поставляют насос в сборе, поэтому в данном
разделе описаны только снятие и установка насоса.
Так как в данной книге двигатель DOHC подробно не описан, работы по снятию и установке масляного насоса показаны только на двигателе SOHC. Кроме того, для снятия, установки и регулировки натяжения ремня привода газораспределительного механизма двигателя DOHC требуются специальные приспособления, поэтому заменять масляный насос этого двигателя нужно в сервисе.
Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия ремня привода газораспределительного механизма и масляного картера двигателя, а также ключ «на 12». Работа выполняется на подъемнике.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Слейте масло из масляного картера двигателя.
3. Снимите ремень привода газораспределительного механизма и натяжной ролик (см. «Замена ремня и натяжного ролика привода газораспределительного механизма» ).
После снятия ремня привода газораспределительного механизма запрещается проворачивать распределительный и коленчатый валы, так как поршни могут быть повредить клапаны.
4. Отсоедините от масляного насоса датчик положения коленчатого вала (см. «Проверка и замена датчиков системы управления двигателем» ).
5. Снимите зубчатый шкив коленчатого вала.
7. Перед снятием масляного насоса для ремонта или замены при снижении его подачи проверьте состояние редукционного клапана, так как снижение подачи может быть вызвано его повреждением или засорением. Ослабьте затяжку пробки редукционного клапана…
8. …и выверните пробку вместе с пружиной.
9. Поддев отверткой, извлеките из корпуса масляного насоса плунжер редукционного клапана.
10. Осмотрите детали редукционного клапана. Искривленную или треснутую пружину замените. На плунжере не должно быть задиров и загрязнений. Промойте плунжер и гнездо в корпусе масляного насоса бензином или керосином и просушите струей сжатого воздуха. Небольшие царапины и задиры на плунжере удалите «нулевой» наждачной бумагой. Если сделать это не удается, замените плунжер.
11. Установите редукционный клапан в порядке, обратном снятию. На резьбу пробки редукционного клапана нанесите уплотняющий состав Loctite 573 или подобный ему и затяните пробку моментом 44 Н·м (4,4 кгс·м).
12. Выверните два болта крепления маслоприемника к насосу…
13. …и снимите маслоприемник.
Фланец маслоприемника уплотнен прокладкой. Сильно обжатую или надорванную прокладку обязательно замените, так как в противном случае из-за негерметичности соединения может резко снизиться подача масляного насоса.
При каждом снятии маслоприемника обязательно промывайте бензином или керосином его сетку от лаковых отложений из масла.
14. Выверните десять болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров и, поддев насос двумя отвертками, снимите его с установочных втулок в блоке цилиндров.
Болты крепления масляного насоса различаются по длине. Запомните их расположение и при установке насоса вворачивайте в прежние отверстия.
Соединение корпуса масляного насоса и блока цилиндров уплотнено герметиком. Какая-либо прокладка отсутствует.
При каждом снятии насоса заменяйте передний сальник коленчатого вала (см. «Замена сальников коленчатого вала» ).
15. Удалите старый герметик с привалочных поверхностей блока цилиндров и корпуса масляного насоса. Тщательно вытрите ветошью масло с привалочных поверхностей.
Не обезжиривайте перед нанесением герметика привалочные поверхности блока и корпуса насоса, только тщательно удалите с них масло. Это обеспечит возможность легкой разборки соединения при необходимости в дальнейшем.
16. Нанесите герметик в виде валика диаметром примерно 3мм по всему периметру привалочной поверхности корпуса насоса.
17. Установите насос в порядке, обратном снятию, и затяните болты его крепления равномерно крест-накрест моментом 14 Н·м (1,4 кгс·м).
Пускать двигатель после установки масляного насоса можно не ранее чем через один час, это время необходимо для полимеризации герметика.
18. Установите все ранее снятые детали и залейте масло в двигатель.
При установке нового масляного насоса рекомендуем заменить масляный фильтр.
Масляный насос
Масляный насос
Снятие и установка масляного насоса
1. Если необходим ремонт только масляного насоса, то установите
автомобиль на подъемник или на осмотровую канаву, отсоедините
провода от аккумуляторной батареи и слейте масло из картера
двигателя.
2. Снимите брызговик двигателя, отверните гайки крепления подушек
передней подвески двигателя к поперечине и слегка приподнимите
двигатель талью.
3. Отвернув болты крепления, снимите картер двигателя и масляный
насос с приемным патрубком.
4. Операции по установке масляного насоса на двигатель
выполняйте в последовательности, обратной снятию.
Разборка и сборка масляного насоса
Разборка масляного насоса
1 – редукционный клапан;
2 – пружина;
3 – крышка;
4 – корпус;
5 – валик.
1. Закрепите масляный насос осторожно в тисках, чтобы не
повредить корпус.
2. Отверните болты и снимите приемный патрубок вместе с
редукционным клапаном давления масла.
3. Снимите крышку 3 корпуса насоса и выньте из корпуса валик
насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.
4. Для сборки осторожно закрепите насос в тисках и выполните
операции в следующем порядке:
– установите в корпус насоса ведущую шестерню с валом, а
ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе;
– установите крышку насоса, редукционный клапан с пружиной и
прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса.
Предупреждение!
После сборки насоса, при проворачивании ведущего валика рукой,
шестерни должны вращаться плавно и без заедания.
Проверка масляного насоса
Основные данные для проверки пружины редукционного
клапана.
1. После разборки все детали насоса промойте керосином или
бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите
корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените.
2. Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса, которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11 – 0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм).
3. Если зазоры превышают предельные значения, то замените
шестерни, а при необходимости и корпус насоса.
4. Щупом и линейкой проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066–0,161 мм (предельно допустимый 0,2 мм). Если зазор больше 0,2 мм,
замените шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу.
5. Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее
осью, который должен быть 0,017–0,057 мм (предельно допустимый
0,1 мм), а также между валом насоса и отверстием в корпусе, этот
зазор должен быть 0,016–0,055 мм (предельно допустимый 0,1 мм).
Если зазоры превышают предельные, замените изношенные детали.
Проверка редукционного клапана
6. При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан.
Обратите внимание на поверхности клапана и насоса, так как
возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых
поверхностях могут привести к заеданию. На сопрягаемой
поверхности клапана не должно быть забоин и заусенцев, которые
могут привести к уменьшению давления в системе.
7. Проверьте упругость пружины редукционного клапана, сравнивая
полученные данные с приведенными на рис. Основные данные для
проверки пружины редукционного клапана указаны в разделе про вентиляцию картера двигателя.
Проверка валика и шестерни привода масляного насоса
8. На поверхностях опорных шеек валика и на рабочей поверхности
эксцентрика не должно быть вмятин и рисок.
9. На зубьях шестерен привода масляного насоса и распределителя
зажигания не допускаются выкрашивания, при таком дефекте
замените валик и шестерню.
Проверка втулок валика привода масляного насоса
10. Проверьте внутренний диаметр втулок, их запрессовку в
гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней
втулке с каналом в блоке цилиндров (проворачивание втулки).
Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров.
11. Измерив диаметры валика и втулок, определите зазоры между
втулками и опорными поверхностями валика. Если зазор превышает
0,15 мм (предельный износ), а также при повреждении поверхностей
втулок или ослаблении их запрессовки, замените втулки.
12. При замене пользуйтесь как для снятия, так и для установки, оправкой А.60333/1/2 (1 – оправка А.60333/1/2).
13. Втулки должны быть запрессованы в гнезда, при этом отверстие
для масла в передней втулке должно находиться против канала в
блоке цилиндров.
14. После запрессовки втулки должны быть окончательно
обработаны и доведены по внутреннему диаметру (размеры даны на
рис. Основные размеры масляного насоса и его привода).
15. Чтобы обеспечить полную соосность втулок вала, для их доводки
применяется развертка А.90353, которой одновременно
обрабатываются обе втулки.
Проверка втулки шестерни привода масляного насоса
16. Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров, в
противном случае втулку замените.
17. Для выпрессовки и запрессовки втулки пользуйтесь оправкой А.60326/R (1 – оправка А.60326/R).
18. После запрессовки втулку разверните до диаметра 16,016–16,037
мм.
Ремонт масляного насоса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Исходя из того, что вся работа масляного насоса заключается во вращении шестерен в корпусе, с минимальными зазорами, его ремонт на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 сводится к деффектовке и выбраковке стершихся деталей после проведения нескольких контрольных замеров.
Не смотря на то, что этот агрегат имеет долгий срок службы и редко выходит из строя, применение некачественного моторного масла, и немалый пробег двигателей этих давно уже не молодых автомобилей (далеко превышающий 100.000 км — срок беспроблемной службы масляного насоса) приводит к постепенному или резкому (у кого как) его отказу.
Для ремонта масляного насоса потребуется специнструмент: микрометр (с пределами от 0 до 25 мм), штангенциркуль. А так же металлическая линейка и набор плоских щупов. Если их нет, то масляный насос лучше не ремонтировать, а заменить новым (так как цена специнструмента будет выше цены нового насоса).
Особенности ремонта масляного насоса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Снимаем масляный насос с двигателя автомобиля , разбираем и промываем его (соляркой или керосином). Продуваем сжатым воздухом. Особое внимание следует уделить промывке отверстий редукционного клапана так попадание сорины под клапан одна из наиболее распространенных причин отказа масляного насоса.
— Визуально осматриваем масляный насос.
На его деталях (рабочей поверхности корпуса, шестернях) не должно быть следов сильного износа: царапин, трещин, крошения. Редукционный клапан и отверстие под него не должны иметь сильно выраженных продольных рисок.
Далее проверяем насколько стерлись ведомая и ведущая шестерни, и их рабочее место.
— Измеряем величину зазора между плоскостью корпуса и шестернями.
Прикладываем линейку ребром к плоскости корпуса насоса и щупом измеряем зазор между линейкой и шестернями. Зазор для ведущей шестерни – 0,12 мм, ведомой – 0,15 мм.
— Измеряем толщину ведущей и ведомой шестерни.
Используем микрометр. Толщина ведущей шестерни – 7,45 – 7,47 мм (номинал), предельный размер – 7,42 мм. Толщина ведомой шестерни – 7,45 — 7,47 мм (номинал), предельный размер – 7,35 мм.
— Измеряем диаметр посадочного места ведомой шестерни и толщину перегородки между ведущей и ведомой шестернями в корпусе насоса.
Используем штангенциркуль. Диаметр посадочного места ведомой шестерни не должен превышать 75,1 мм. Минимальная толщина разделительной перегородки между ведомой и ведущей шестернями (сегмент) – 3,4 мм.
Проводим дополнительные проверки (необязательные).
— Проверяем наличие или отсутствие деформации плоскости крышки корпуса масляного насоса.
Положить её на ровную поверхность и покачать. Зазора быть не должно. Если имеется деформация, можно устранить ее шлифовкой.
— Измеряем диаметр отверстия под редукционный клапан (12,03 мм).
— Также желательно измерить размер пружины редукционного клапана
Без нагрузки — 44,72 мм и под нагрузкой 4±0,24 кгс — 31,7 мм.
Отбракованные детали следует заменить новыми, провести еще раз замеры, смазать все моторным маслом и установить на двигатель. Перед установкой прочистить приемник маслозаборника.
Помимо этого желательно заменить запрессованный в корпус насоса сальник коленчатого вала
Примечания и дополнения
— К более неприятным причинам загорания лампочки аварийного давления масла и снижения давления в системе смазки двигателя можно отнести проворачивание или износ вкладышей на коленчатом валу и износ шеек коленчатого вала (это уже капремонт двигателя).
— Пробка редукционного клапана масляного насоса затянута с большим усилием. Перед отворачиваем тщательно прочищаем ее от грязи и используем для отворачивания качественный гранник с неслизанными гранями.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Ремонт масляного насоса на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Добро пожаловать!
Бывает такое в жизни, поломался масляный насос и его необходимо либо отремонтировать или либо же заменить, потому что на поломанном ездить будет накладно, так как двигатель у автомобиля начнёт потреблять гораздо больше моторного масла чем это требуется. Но всё же скорее всего люди сперва предпочтут взяться за его ремонт, да и незачем сразу же менять масляный насос на новый, а может там всего лишь одна деталька неисправна и из-за неё все эти проблемы.
Как отремонтировать масляный насос, он же маслонасос на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Примечание!
Перед началом всей работы, обязательно снимите маслонасос с автомобиля, воспользовавшись для этого статьей: «По замене масляного насоса». Кстати из этой вы так же узнаете для себя, местонахождение маслонасоса рубрика: «Где находится масляный насос?» и что будет с автомобилем если маслонасос неисправен рубрика: «Когда нужно менять масляный насос?»!
Разборка и ремонт маслонасоса:
1) Сперва подготовьте ровную и чистую поверхность, на которой будет удобно работать. А после подготовки положите снятый маслонасос на эту поверхность и приступите к работе.
2) В начале работы отверните шесть болтов которые крепят крышку маслонасоса к его корпусу.
3) Далее чуть приподнимите при помощи двух отвёрток корпус масляного насоса, и проследите за тем чтобы установочные штифты корпуса вышли из отверстий в крышки маслонасоса и вследствие чего снимите корпус маслонасоса с крышки.
4) Теперь отложив корпус масляного насоса в сторонку, возьмите в руки его крышку и из этой крышки извлеките ведущую шестерню насоса.
Примечание!
Сразу же под ведущей шестерней располагается ведомая, которую так же необходимо снять!
5) Следом из крышки масляного насоса выверните пробку редукционного клапана.
Примечание!
Под пробкой редукционного клапана находится алюминиевое уплотнительное кольцо, если оно будет сильно обжато или же повреждено то в таком случае замените его на новое!
6) Затем извлеките небольшую пружинку редукционного клапана.
Примечание!
Если извлечённая пружинка будет треснута или поломана или погнута, то в таком случае замените её на новую. В том случае если нареканий по пружинке не будет, то в таком случае измерьте её высоту которая должна будет составлять «44.72 мм» в свободном состоянии и «31.7 мм» под нагрузкой, в противном случае замените пружинку!
7) Теперь осторожно постучите крышкой маслонасоса об плоскую чистую деревянную доску и вследствие чего извлечётся редукционный клапан.
Примечание!
В том случае если редукционный клапан не извлечётся, тогда выньте его при помощи заострённой деревянной палки, для этого вставьте палку в клапан и после чего извлеките его!
8) Далее визуально осмотрите крышку маслонасоса. Если в той зоне где прилегают шестерни будут обнаружены следы задиров, глубоких царапин и следы износа то в таком случае крышку масляного насоса замените на новую.
9) После чего возьмите в руки корпус маслонасоса и внимательно осмотрите его, при нахождении на нём глубоких царапин, следов износа и различного рода задиров, замените корпус на новый.
10) Теперь при помощи штангенциркуля, измерьте диаметр гнезда под ведомую шестерню на корпусе маслонасоса.
Примечание!
Как вы уже видите на фото, диаметр гнезда должен быть «75.1 мм», если он окажется больше то в таком случае замените корпус!
11) Затем всё при помощи того же штангенциркуля, в средней части корпуса измерьте толщину сегмента.
Примечание!
Если толщина окажется меньше «3.4 мм», то в таком случае замените корпус!
12) После чего в руки возьмите ведущую шестерню, и измерьте её толщину которая не должна быть меньше «7.42 мм». В том случае если толщина окажется меньше, тогда замените шестеренку.
13) Следом возьмите в руки ведомую шестерню масляного насоса и если её толщина окажется меньше «7.35 мм» то в таком случае замените её на новую.
14) Теперь проверьте осевые зазоры обоих шестерней, для этого:
• Сперва в корпус маслонасоса установите ведущую шестерню, а сверху положите подходящего размера металлическую линейку и щупом проверьте зазор между линейкой и шестерней.
Примечание!
Если осевой зазор будет выше «0.12 мм» то в таком случае замените ведущую шестерню на новую!
• Теперь точно таким же образом проверьте осевой зазор у ведомой шестерни, и если он будет больше «0.15 мм» то в таком случае замените шестерёнку на новую.
15) Затем визуально осмотрите гнездо редукционного клапана и при нахождении на его внутренней поверхности различного рода задиров и глубоких царапин, замените крышку маслонасоса на новую.
16) Далее возьмите ранее извлечённый редукционный клапан в руки и проверьте его поверхность на наличие задиров и глубоких царапин. Если задиры и царапины будут присутствовать, то в таком случае замените редукционный клапан на новый.
Сборка:
1) В начале операции, установите ведомою шестерёнку в корпус маслонасоса.
Примечание!
При установки следите за тем чтобы фаски на зубьях шестерни, были обращены к корпусу маслонасоса!
2) Затем установите ведущую шестерню в корпус маслонасоса.
Примечание!
При установке шестерни, обязательно проследите за тем чтобы фаски на зубьях шестерни были обращены к корпусу масляного насоса!
3) Следом установите крышку маслонасоса на корпус и вследствие чего заверните все шесть болтов крепления крышки.
4) Теперь с помощью моторного масла обмажьте весь редукционный клапан и после чего установите его на своё место донышком вниз.
Примечание!
После установки клапана, установите его пружинку и после чего заверните пробку с алюминиевым уплотнительным кольцом!
5) Далее при помощи шприца или резиновой груши, через отверстие под маслоприемник залейте моторное масло в маслонасос.
Примечание!
Моторное масло в масляный насос рекомендуется заливать той же марки, которое у вас залито в двигателе!
6) И в завершение, на несколько оборотов проверните шестерёнки масляного насоса для того, чтобы их рабочие поверхности смазались.
Ваз 2109 — разборка и ремонт масляного насоса
После того, как масляный насос снят с автомобиля, можно приступать к его ремонту. Как правило ремонт включает в себя полную разборку насоса с целью выявления износившихся элементов с последующей их заменой если представляется возможным или заменой всего насоса. Для ремонта масляного насоса ваз 2109 нам потребуется стандартный набор инструментов. Порядок проведения работ выглядит следующим образом:
- Располовиним насос, отвернув шесть болтов крепления крышки к корпусу и аккуратно поддев отверткой за крышку, чтобы она вышла из установочных штифтов в корпусе, снимаем ее и отклыдваем в сторону.
- В корпусе насоса будут расположены ведущая и ведомая шестерни, которые извлекаем и кладем в сторону.
- Теперь снимаем редукционный клапан, предварительно отвернув его пробку и вынув из отверстия сначала пружину, а затем и сам клапан. Клапан может выходить с трудом, поэтому если такое произошло, аккуратно постучите корпусом насоса об деревянную проставку или воспользуйтесь деревянным, заточенным под конус штырем, который вставьте в отверстие клапана и подцепив его вытащите наружу.
- Теперь, когда насос разобран, промойте детали в чистом керосине и насухо их протрите. Проверьте крышку и корпус насоса на предмет наличия механических повреждений, трещин, сколов, в местах посадки шестерен не должно быть сильных следов выработки и других дефектов. В противном случае насос подлежит замене.
Следующий этап ремонтных работ связан с проверкой технических характеристик корпуса и крышки, а именно проверяем зазоры.
- В процессе работы насоса, от трения шестерен, увеличивается диаметр посадочного гнезда ведомой шестерни на корпусе. Нормальным считается диаметр равный 75.1 мм если он больше, то насос необходимо заменить.
- Далее нам необходимо проверить толщину привалочной стенки, которая должна быть равна 3,4 мм. Если зазор меньше, то так же меняем насос.
- Определите толщину ведущей и ведомой шестерен. Для ведущей шестерни нормальным значением является толщина равная — 7,42 мм. Для ведомой шестерни толщина должна соответствовать — 7,35 мм. Если зазоры меньше, то замените их. Как определить, где какая шестерня? Легко! Ведущая шестерня с наружным зубом, а ведомая с внутренним, то есть наружная сторона гладкая.
- Теперь проверим осевые зазоры шестерен. Для замера нам потребуется небольшая металлическая линейка и два щупа толщиной 0.12 и 0.15 мм. Замер производим следующим образом: положите в корпус насоса ведущую шестерни и сверху торцом поставьте линейку, проверьте зазор между торцом линейки и плоскостью шестерни, который должен быть равен — 0,12 мм для ведущей и 0.15 мм для ведомой.
- Заценим состояние редукционного клапана и его посадочного гнезда. На поверхности так же не допускается наличие различных механических дефектов. Так же осмотрите пружину, погнутую и вытянутую необходимо заменить.
Теперь, когда все элементы проверены, а их технические характеристики соответствуют рекомендованным значениям, можно приступать к сборке насоса. Процесс сборки выполняется в обратном порядке. При установке ведущей и ведомой шестерен, фаски на их зубьях должны быть направлены к корпусу насоса. При сборке все детали смазывайте моторным маслом. На этом ремонтные работы по разборке и ремонту масляного насоса ваз 2109 можно считать завершенными.