Как подключить датчик уровня топлива
Avtorazbor61.ru

Автомобильный портал

Как подключить датчик уровня топлива

0-800-33-10-35 044-383-49-90

Как самостоятельно установить датчик уровня топлива?

Установить датчик уровня топлива своими руками относительно не сложная задача, если следовать всем инструкциям и рекомендациям, а также знать, что делаешь. В этой статье мы расскажем о том, как можно самостоятельно установить датчик уровня топлива на простую технику (например, Камаз, седельный тягач, прочее) с одним или двумя баками.

Человеку, который ранее не монтировал датчики уровня топлива понадобиться до 1 рабочего дня на сам монтаж и время для проведение тарировки .

Для начала, необходимо собрать инструмент и оборудование для монтажа датчика уровня топлива.

Из оборудования нам понадобиться:

  1. Датчик уровня топлива Pro Sensor (1 или 2 штуки, в количестве баков) со встроенной гальванической развязкой.
  2. Спутниковая система мониторинга GPSM – трекер.
  3. Гальваническая развязка (если будет использоваться другие датчики топлива, не GPSM Pro Sensor со встроенной гальванической развязкой).

Для выполнения работ достаточно одного человека, но лучше работать вдвоем.

Инструмент:

Минимальный монтажный комплект для датчика уровня топлива.

  1. Рулетка.
  2. Карандаш.
  3. 5 саморезов (идет в комплекте с датчиком).
  4. Сверла 3-4 мм.
  5. Фреза 35 мм.
  6. Переходник для датчика для подключения к ноутбуку.
  7. Пилка + полотно + надфиль.
  8. Кабель питания (двужильный) для протяжки питания напрямую от аккумулятора. Этот кабель не понадобится, если вы будете брать питание в салоне автомобиля от бортовой сети.
  9. Дрель.
  10. Спец. одежда.
  11. Датчик и то, что идет в комплекте: уплотнительная резинка + кабель.
  12. Стальной прутик (или проволока).
  13. Паста автомобилиста (чтобы помыть руки после работы).

Инструмент, который скорей всего вам придётся купить – фреза на 35 мм для изготовления отверстия в центре бака для монтажа датчика.

Теперь по порядку, ниже описан процесс монтажа.

  1. Важно соблюдать меры предосторожности при работе с топливом и проконсультироваться со специалистом по технике безопасности перед проведением таких работ. При работе с бензиновым баком, необходимо слить все топливо и залить бак водой.
  2. Нам необходимо завести кабель, который идёт в комплекте датчика уровня топлива, от места установки GPS-приемника к топливному баку. Удлиняющий кабель, который поставляется вместе с датчиком GPSM Pro Sensor имеет длину 8 метров (этого достаточно для большинства типов техники). Кроме того, кабель защищен негорючей автомобильной маслобензостойким гофрорукавом. Кабель укладывается вдоль штатной проводки и фиксируется УФ-стойкими полиамидными стяжками.
    Разъем кабеля должен оказаться у бака.
  3. Теперь следует наметить место монтажа датчика с помощью рулетки; он должен располагаться в геометрическом центре бака, при этом, механизмы (топливозаборник, поплавок штатного датчика уровня топлива) не должны мешать нашему емкостному датчику уровня топлива. Также, следует обратить внимание на перегородки в баке, для этого нужно простучать предполагаемое место монтажа и убедиться в отсутствии перегородок. С помощью обычного карандаша отмечаем центр бака точкой.
    Теперь, нам необходимо убедиться, что в этом месте действительно можно устанавливать датчик. С помощью сверла 3-4 мм делаем отверстие. В это отверстие вставляем стальной прутик и проверяем, что ничего не мешает для монтажа датчика. Если вы упретесь в перегородку, поплавок штатного датчика, прочее. В сделанное отверстие необходимо вкрутить саморез заглушив отверстие. Второе отверстие делаем рядом, но таким образом, чтобы датчику ничего не мешало, повторяем процедуру с прутиком.
  4. После того, как сделано отверстие 3-4 мм в центре бака, необходимо взять фрезу на 35 мм и просверлить дрелью 35-мм отверстие. С помощью рулетки измеряем глубину бака от дна до верхнего края бака. Нам нужно будет подрезать датчик, чтобы он не доставал до дна бака 1-2 см.
  5. Следующим шагом будет подготовка датчика к монтажу. Нам понадобиться настроить и откалибровать датчик уровня топлива. С помощью рулетки отмечаем место подрезки датчика (исходя из глубины бака минут 2 см). Ножовкой подрезаем датчик. Все заусеницы, которые останутся после укорачивания датчика, необходимо тщательно убрать острой стороной бокорезов или надфилем.
    Подрезанный с зачищенным концом датчик помещаем в трубу с топливом и подключаем его к компьютеру для калибровки. С помощью программы, которая идет в комплекте, задаем датчику максимальное значение. После этого вытаскиваем датчик из трубы с топливом и даем топливу стечь. В программе настройки датчика устанавливаем максимальное значение. Отключаем от компьютера, датчик готов к монтажу.
  6. Берем резиновую прокладку, саморезы, которые идут в комплекте с датчиком, размещаем датчик с прокладкой на баке и вкручиваем саморезы.
  7. Подключаем датчик к разъему удлиняющего кабеля, пломбируем разъем с помощью пломбы, которой комплектуется датчик Pro Sensor, и принимаем поздравление об успешном монтаже датчика.

Вам остается подключить датчик уровня топлива в салоне автомобиля к системе GPSM и оттарировать бак. Если вы устанавливаете сразу два датчика на 2 бака, подключаете все датчики параллельно. Система позволяет одновременно подключать до 250 датчиков и индикаторов уровня топлива по одним и тем же проводам. Кроме того, если у вас бак имеет длину более 120 см, устанавливают 2 датчика в один бак.

Вы всегда можете получить консультации наших инженеров по поводу монтажа датчиков топлива Pro Sensor.

ГЛОНАСС/GPS мониторинг топлива с подключением к штатному ДУТ

06 февраля 2017 г.

Контроль расхода и заправок топлива можно осуществлять многими способами. Но не всегда врезной ДУТ или счетчик топлива можно установить из-за конструктивных особенностей. Также, не всегда целесообразно по стоимости устанавливать отдельные датчики для контроля расхода. В таких случаях можно подключаться к штатным датчикам уровня топлива.

Низкая стоимость подключения к штатному ДУТ добавляет данному способу конкурентной составляющей. Погрешность измерений от штатного ДУТ, в большинстве случаев, не позволяет получать данные пригодные для точного учета топлива при его списании или же при расчетах среднего расхода и фиксации заправок. Тем не менее, на многих автомобилях можно добиться показаний, с помощью которых будут видны ФАКТЫ заправок и сливов, будет подсчитан средний расход. Точность заправок и сливов не предсказуема, зависит от самого штатного датчика, его износа и конструктива, от местности где перемещается автомобиль, т.к. очень зависит от «болтанки» топлива в баке. Поэтому именно ФАКТЫ заправок и сливов, а не литраж.

В любом случае, за низкую стоимость подключения, даже с не высокой точностью данных, пользователь системы GPS/ГЛОНАСС мониторинга получает информацию для анализа были ли сливы и заправки, или же водитель не заправлялся, а взял только чек с заправки.

Пример отчета после подключения нашими специалистами ГЛОНАСС трекера и штатного датчика уровня топлива автомобиля Toyota.

Как видно из отчета, полученные данные позволяют оценить работу автомобиля. И кстати, заправка по чеку была 20 литров, поэтому в данном случае точность данных достаточно приемлемая.

Штатные датчики имеют аналоговый или цифровой сигнал указателя топлива на приборной панели. Принцип действия датчиков уровня топлива указан на схеме.

Они могут быть разными по конструкции. Различают два основных типа:

1. Рычажного типа – простой, но менее точный. При заполнении бака топливом, поплавок поднимается изменяя выходной сигнал на указатель.

2. Трубчатого типа – более сложный в исполнении, но при этом более точный по показаниям. Применяется редко ввиду сложности при установке из-за геометрии баков.

Осуществляем подключение по всей территории Крыма и Краснодарского края в городах Симферополь, Севастополь, Ялта, Евпатория, Керчь, Феодосия, Джанкой, Краснодар. К штатному ДУТ были подключены автомобили марок: Газель, Volkswagen, ТАТА, Toyota, Hyundai и другие.

Чат с оператором тут! Хотите заказать или узнать детали? Задайте нам вопросы в чате или позвоните по телефонам: Крым – 8 978 123-000-5, Краснодарский край – 8 989 123-044-1

ГЛОНАСС БЕЗ АБОНПЛАТЫ

Подключайтесь к системе ГЛОНАСС мониторинга транспорта на выгодных условиях. Данные по пробегу, маршруты движения на карте, места стоянок, контроль скорости. Онлайн мониторинг без абонплаты!

КОНТРОЛЬ ТОПЛИВА

Контролируйте заправки и сливы топлива, средний расход на 100 км и на моточас работы. Установка датчиков уровня топлива(ДУТ) в бак или расходомеров. Решения для перевозчиков, спец и сельхоз техники, АЗС и бензовозов.

ПРИМЕРЫ НАШИХ РАБОТ

Ознакомтесь с ГЛОНАСС системой мониторинга и оборудованием по примерам наших работ. Выбирайте интересующую марку техники и знакомьтесь с отчетами и реальными вариантами решений под каждую единицу.

  • Спутниковая Система Мониторинга Транспорта и Персонала (GPS/ГЛОНАСС)

Симферополь – Севастополь – Ялта – Евпатория – Керчь – Феодосия – Джанкой – Алушта – Армянск – Бахчисарай – Красноперекопск – Саки – Судак

Крым и Севастополь

+7 (978) 123-000-5
+7 (978) 201-005-0
crimea@avto-control.info

+7 (989) 123-044-1
+7 (861) 242-500-5
krasnodar@avto-control.info

+7 (978) 200-456-7
+7 (978) 200-544-5
support@avto-control.info

Нужен ГЛОНАСС мониторинг?

Закажите консультацию у наших специалистов. Время действовать!

Как подключить датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива ваз 2106

Топливный датчик установлен сверху в корпус топливозаборника, расположенного внутри в середине топливного бака. Описание способа его действия вы найдете в главе Приборы и вспомогательные устройства.

Кстати, в зависимости от различных форм топливного бака существуют различные топливные датчики для переднеприводных и полноприводных моделей. Признак различия: датчик с прямоугольным поплавком – переднеприводная модель, с шарообразным поплавком – полноприводная модель.

Схема подключения

Стрелка указателя находится или часто падает к отметке О

Повреждены датчик ( обрывы гибкой шины , обмотки резистора , негерметичность поплавка — он тонет и имитирует пустой бак ) или указатель уровня топлива

При включенном зажигании отсоединить провод от штекера I датчика ( к штекеру t д атчика присоединяется провод , идущий к указателю уровня топлива ) и соединить наконечник провода с массой . Если стрелка отклоняется , датчик неисправен . Заменить датчик . Если стрелка не отклоняется , проверить указатель уровня топлива . Для этого снять щиток приборов и при включенном зажигании соединить с массой штекер 8 указателя . При исправном приборе стрелка должна отклоняться до конца шкалы . Поврежденный указатель заменить . Отремонтировать поплавок . Заменить его можно полыми предметами подходящего размера , изготовленными из бензостойкого материала

Стрелки указателя постоянно находятся на отметке 4/4. Поврежден указатель уровня топлива

Исправность указателя проверять , отсоединив от указателя розовый провод , идущий к штекеру t датчика . В этом случ ае у и справного прибора при включении зажигания стрелка должна находиться против отметки 0. Если стрелка не отклоняется , поврежден указатель и его следует заменить

Не горит контрольная лампа резерва топлива

Перегорела лампа , окислились и не замыкаются контакты датчика . Обрыв провода между датчиком и указателем ( к штекеру XV датчика указателя присоединяется провод , идущий к контрольной лампе резерва топлива)

Снять щиток приборов и заменить перегоревшую лампу . С помощью переносной лампы проверить надежность контакта и целость провода между датчиком и указателем уровня топлива . Проверить выключатель приборов

Сколько литров тосола нужно по ссылке.

Ремонт

1) Сперва снимите сам бензобак с машины, а иначе датчик вам снять не получится так как он будет упираться в заднее крыло автомобиля при его снятии. (О том как снять бензобак, см. в статье: «Замена бензобака на ВАЗ»)

2) Далее отверните шесть гаек (На фото несколько гаек уже вывернуто, а так же одной гайки не видно), которые крепят фланец топливного датчика и после чего вытяните датчик и тем самым снимите его с автомобиля.

3) После чего обратите внимание на то место где фланец датчика крепился гайками, но после того как вы датчик сняли, на бензобаке осталась сидеть на шпильках прокладка фланца датчика, которую так же необходимо снять.

Примечание!
В том случае если эта прокладка будет сильно обжата, на ней будут видны трещины или ещё что либо, то в таком случае замените прокладку на новую!

Установка:
1) Новый датчик и сам бензобак устанавливаются в обратном порядке снятию, то есть сперва устанавливается датчик в бензобак а потом уже устанавливается сам бензобак на своё место.

Установка нового датчика в отверстие бака

Примечание!
Все шесть гаек которые крепят фланец датчика, закручивайте аккуратно и крест-накрест, а иначе при резких и грубых движениях прокладка фланца может повредиться и вследствие чего, позже через прокладку у вас будет протекать бензин находящийся в баке!

Совет:
Перед тем как купить новый датчик на свой автомобиль, обратите особое внимание на маркировку которая на этом датчике располагается, в связи с этим покупайте новый датчик точно такой же маркировки, какой был старый!

Не работает

Есть несколько способов выяснить, работает ли датчик уровня топлива. Один из них, чтобы снять провод выходного сопротивления и подключить омметр. Обратите внимание на выходное сопротивление. Если оно не в пределах минимального и максимального значения, вы нашли проблему. Замените датчик уровня топлива.

Чтобы узнать, сколько топлива в баке, можно снять крышку бака и вставьте кусок катанки в заливную горловину, как щуп. Вам не нужно точное показание, только приблизительно. Или вы можете слить топливо с бака или заполнить его, проверяя показания сопротивления до и после.

Другой вариант заключается в снятии датчика из бака и испытать с помощью омметра. Перемещая поплавок вперед и назад между полной и пустой позиции вы должны замерить соответствующие изменения в сопротивлении. Если показания омметра не изменяются, «перепрыгивает» или находятся вне диапазона, замените датчик на новый.

ПРИМЕЧАНИЕ: Плохой бензин может иногда вызвать отказ датчика. Количество серы в топливе может вызвать коррозию контактов на датчике, в результате чего перепрыгивания или потеря сигнала. Некачественный бензин или солярка может также привести к сбоям топливного насоса.

Неэлектрические проблемы, которые могут повлиять на датчик включают:

1 дырявый поплавок (он утонет или частично погрузится в топливо),

2 выгнутый или сломанный рычаг поплавка

3 повреждение топливного бака (поплавок зацепится и не будет передвигаться).

Что делать, если датчик в порядке? Тогда проблема заключается в проводке или указателе уровня топлива на панели приборов. Плохие контакты проводки могут быть выявлены прои помощи вольтметра или индикатора.

1. Перед проверкой датчика уровня топлива полностью заправьте автомобиль бензином.

2. Снимите задние сиденье и крышку лючка насоса в сборе с датчиком (стрелками указаны винты крепления).

3. Отсоедините разъем датчика уровня топлива, расположенный в верхней части бака.

4. Измерьте сопротивление датчика между выводами розового (+) и черного (–) цвета. Переключите омметр на шкалу 200 Ом.

5. При полностью заполненном баке сопротивление датчика должно быть около 4 Ом.

6. Подключите разъем. Совершите поездку до почти полного опустошения бака (можно также слить бензин в канистру или подходящий сосуд с помощью ручного насоса, – ртом бензин не отсасывать).

7. Проверьте сопротивление датчика. Теперь сопротивление должно быть около 110 Ом.

8. Если сопротивления датчика отличаются, то датчик замените.

0-800-33-10-35 044-383-49-90

Как самостоятельно установить датчик уровня топлива?

Установить датчик уровня топлива своими руками относительно не сложная задача, если следовать всем инструкциям и рекомендациям, а также знать, что делаешь. В этой статье мы расскажем о том, как можно самостоятельно установить датчик уровня топлива на простую технику (например, Камаз, седельный тягач, прочее) с одним или двумя баками.

Человеку, который ранее не монтировал датчики уровня топлива понадобиться до 1 рабочего дня на сам монтаж и время для проведение тарировки .

Для начала, необходимо собрать инструмент и оборудование для монтажа датчика уровня топлива.

Из оборудования нам понадобиться:

  1. Датчик уровня топлива Pro Sensor (1 или 2 штуки, в количестве баков) со встроенной гальванической развязкой.
  2. Спутниковая система мониторинга GPSM – трекер.
  3. Гальваническая развязка (если будет использоваться другие датчики топлива, не GPSM Pro Sensor со встроенной гальванической развязкой).

Для выполнения работ достаточно одного человека, но лучше работать вдвоем.

Инструмент:

Минимальный монтажный комплект для датчика уровня топлива.

  1. Рулетка.
  2. Карандаш.
  3. 5 саморезов (идет в комплекте с датчиком).
  4. Сверла 3-4 мм.
  5. Фреза 35 мм.
  6. Переходник для датчика для подключения к ноутбуку.
  7. Пилка + полотно + надфиль.
  8. Кабель питания (двужильный) для протяжки питания напрямую от аккумулятора. Этот кабель не понадобится, если вы будете брать питание в салоне автомобиля от бортовой сети.
  9. Дрель.
  10. Спец. одежда.
  11. Датчик и то, что идет в комплекте: уплотнительная резинка + кабель.
  12. Стальной прутик (или проволока).
  13. Паста автомобилиста (чтобы помыть руки после работы).

Инструмент, который скорей всего вам придётся купить – фреза на 35 мм для изготовления отверстия в центре бака для монтажа датчика.

Теперь по порядку, ниже описан процесс монтажа.

  1. Важно соблюдать меры предосторожности при работе с топливом и проконсультироваться со специалистом по технике безопасности перед проведением таких работ. При работе с бензиновым баком, необходимо слить все топливо и залить бак водой.
  2. Нам необходимо завести кабель, который идёт в комплекте датчика уровня топлива, от места установки GPS-приемника к топливному баку. Удлиняющий кабель, который поставляется вместе с датчиком GPSM Pro Sensor имеет длину 8 метров (этого достаточно для большинства типов техники). Кроме того, кабель защищен негорючей автомобильной маслобензостойким гофрорукавом. Кабель укладывается вдоль штатной проводки и фиксируется УФ-стойкими полиамидными стяжками.
    Разъем кабеля должен оказаться у бака.
  3. Теперь следует наметить место монтажа датчика с помощью рулетки; он должен располагаться в геометрическом центре бака, при этом, механизмы (топливозаборник, поплавок штатного датчика уровня топлива) не должны мешать нашему емкостному датчику уровня топлива. Также, следует обратить внимание на перегородки в баке, для этого нужно простучать предполагаемое место монтажа и убедиться в отсутствии перегородок. С помощью обычного карандаша отмечаем центр бака точкой.
    Теперь, нам необходимо убедиться, что в этом месте действительно можно устанавливать датчик. С помощью сверла 3-4 мм делаем отверстие. В это отверстие вставляем стальной прутик и проверяем, что ничего не мешает для монтажа датчика. Если вы упретесь в перегородку, поплавок штатного датчика, прочее. В сделанное отверстие необходимо вкрутить саморез заглушив отверстие. Второе отверстие делаем рядом, но таким образом, чтобы датчику ничего не мешало, повторяем процедуру с прутиком.
  4. После того, как сделано отверстие 3-4 мм в центре бака, необходимо взять фрезу на 35 мм и просверлить дрелью 35-мм отверстие. С помощью рулетки измеряем глубину бака от дна до верхнего края бака. Нам нужно будет подрезать датчик, чтобы он не доставал до дна бака 1-2 см.
  5. Следующим шагом будет подготовка датчика к монтажу. Нам понадобиться настроить и откалибровать датчик уровня топлива. С помощью рулетки отмечаем место подрезки датчика (исходя из глубины бака минут 2 см). Ножовкой подрезаем датчик. Все заусеницы, которые останутся после укорачивания датчика, необходимо тщательно убрать острой стороной бокорезов или надфилем.
    Подрезанный с зачищенным концом датчик помещаем в трубу с топливом и подключаем его к компьютеру для калибровки. С помощью программы, которая идет в комплекте, задаем датчику максимальное значение. После этого вытаскиваем датчик из трубы с топливом и даем топливу стечь. В программе настройки датчика устанавливаем максимальное значение. Отключаем от компьютера, датчик готов к монтажу.
  6. Берем резиновую прокладку, саморезы, которые идут в комплекте с датчиком, размещаем датчик с прокладкой на баке и вкручиваем саморезы.
  7. Подключаем датчик к разъему удлиняющего кабеля, пломбируем разъем с помощью пломбы, которой комплектуется датчик Pro Sensor, и принимаем поздравление об успешном монтаже датчика.

Вам остается подключить датчик уровня топлива в салоне автомобиля к системе GPSM и оттарировать бак. Если вы устанавливаете сразу два датчика на 2 бака, подключаете все датчики параллельно. Система позволяет одновременно подключать до 250 датчиков и индикаторов уровня топлива по одним и тем же проводам. Кроме того, если у вас бак имеет длину более 120 см, устанавливают 2 датчика в один бак.

Вы всегда можете получить консультации наших инженеров по поводу монтажа датчиков топлива Pro Sensor.

Устанавливать или нет датчики уровня топлива?

Часто при общении с людьми, пользующимися различными системами ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта, возникает вопрос о датчиках уровня топлива (ДУТ) в баке автомобиля. Устанавливать или нет? Какую информацию можно получить от подобного устройства? Окупится ли? Если устанавливать, то какой? Вообще, какие существуют варианты? Хотелось бы, чтобы в конце нашей статьи читатель понял, что ему нужно, и принял для себя решение, устанавливать или нет датчики уровня топлива.

Начну с описания различных типов ДУТ и постараюсь прояснить ситуацию с возможным многообразием вариантов. Датчики уровня топлива в основной своей массе классифицируются по двум параметрам:

1. Принцип действия:

Емкостные
Ультразвуковые
Герконовые

2. Интерфейс передачи данных на GSM/GPS терминал (трекер):

Цифровой, как правило, RS232/422/485
Аналоговый
Частотный

Основная масса приборов различных фирм производителей – это совместные вариации двух названных выше параметров .

Наибольшее распространение сегодня получили емкостные датчики, основанные на принципе измерения электрической емкости. Что из себя представляет подобного рода датчик? Фактически это конденсатор, где роль разнополюсных обкладок выполняет внешняя трубка (собственно, так датчик и выглядит) и внутренний стержень (установленный внутри внешней трубки) или проволока, выполняющая роль второй обкладки конденсатора. К одной из сторон этой конструкции прикреплен электронный прибор, который собственно и измеряет емкость между двумя этими полюсами конденсатора. Установив эту конструкцию вертикально внутрь бака, мы получаем конденсатор переменной емкости. Емкость такого конденсатора будет обратно пропорциональна уровню топлива в баке. Чем выше уровень топлива в баке, тем меньше емкость конденсатора и наоборот. Здесь нужно сразу отметить, что такие датчики не способны измерять уровень жидкости, которая в своем составе содержит воду или является водой в чистом виде.Объяснение простое: вода является проводником электрического тока, и обкладки конденсатора столь малой емкости будут просто замкнуты любым уровнем жидкости. Датчики, о которых идет речь, пригодны для измерения уровня только органических жидкостей, чем по сути и являются дизельное топливо и бензин. Электронная схема ДУТ преобразует величину емкости конденсатора в электрический сигнал. А сигнал, в свою очередь, уже может быть цифровым, аналоговым или частотным.

Цифровой – это набор нулей и единиц (двоичный код). Единица – это высокий уровень, скажем 5 В, ноль – это ноль вольт.

Аналоговый – это уровень напряжения от 0 до 10 вольт, например, 0 вольт – пустой бак, 5 вольт – полбака, 10 вольт – полный бак.

Частотный – это переменное напряжение различной частоты в зависимости от емкости конденсатора или, что связано напрямую, уровня топлива в баке. Пример такого датчика здесь .

Второй тип датчиков это – ультразвуковые датчики, в основу принципа измерения которых положено следующее физическое свойство: в разных средах скорость распространения звуковых волн разная. Чем более плотная среда, тем выше скорость распространения звуковых волн. Внутри ультразвукового датчика находится излучатель и приемник ультразвуковых волн. Нередко в качестве такого излучателя используется пьезокерамическая пластина, способная резонировать на частотах 40 кГц и выше. Далее алгоритм измерения выглядит следующим образом: на пьезокерамическую пластину подается кратковременный электрический потенциал, который заставляет пластину резонировать и создавать ультразвуковые колебания. Ультразвуковая волна, распространяясь в жидкостной среде (топливо), доходит до границы раздела сред топливо-воздух, отражается и движется в обратном направлении к приемнику. Часто приемником и излучателем служит одна и та же пьезокерамическая пластина. Теперь уже ультразвуковая отраженная волна действует на пьезокерамику, которая, в свою очередь, создает разность потенциалов на выходе. Контроллеру, который управляет всем этим процессом, остается лишь измерить время, которое ультразвуковая волна затратила на прохождение пути до раздела сред и обратно. Чем больше времени прошло с момента излучения и до момента последующего приема ультразвуковой волны, тем выше уровень топлива в баке. Чем ниже уровень в баке, тем короче время. Понятно, что датчики такого типа устанавливают на внешней стороне нижней стенки бака. Точность такого прибора сильно будет зависеть от геометрической формы бака. Затем время прохождения ультразвуковой волны преобразуется в электрический сигнал, который может быть также цифровым, аналоговым или частотным (см. выше описание емкостного датчика). Пример такого датчика здесь .

Последний тип – герконовые датчики. Принцип их работы прост. Есть некоторый набор герконов, расположенный на одной линии вертикально. Вдоль этой линии двигается постоянный магнит, находящийся в поплавке.Чем выше уровень топлива в баке, тем более высокий геркон замыкает контакты. Конструктивно такой датчик может быть выполнен так же, как и емкостный, однако внутри его трубки находятся герконы и поплавок с магнитом. На одном конце этой трубки элементарная электроника, создающая электрический сигнал, который, как и в первых двух датчиках, может быть цифровым, аналоговым или частотным. Точность такого измерителя уровня жидкости крайне зависит от количества установленных герконов, но есть и плюсы у данного типа датчика – с помощью него можно измерять уровень воды. Пример такого датчика здесь .

Однако у всех датчиков есть один существенный параметр – относительная точность, обычно заявленная в процентах. Тем, кому не хочется вникать в технологию передачи цифровых и аналоговых сигналов, разбираться в их отличиях, достоинствах и недостатках, скажу, что самым точным на сегодня является ДУТ, в основу которого заложен емкостный принцип измерения, и выходной сигнал передается в цифровом виде. Датчики фирмы Omnicomm имеют заявленную относительную погрешность измерения 1% (т.е., измеряя таким датчиком уровень жидкости, например, в столитровой бочке, вы сможете с точностью до одного литра знать реальный объем)! Это фантастическая точность, которую можно достичь в идеальных лабораторных условиях. Датчики других производителей и датчики, основанные на ультразвуковом и герконовом измерении, такой точностью не отличаются, их погрешность изначально составляет 2-3%. На практике же топливо в баке имеет возможность перемещаться во время движения автомобиля, при этом уровень топлива линейно соответствует объему лишь в том случае, если бак имеет форму правильного параллелепипеда, установленного строго горизонтально поверхности земли. Все это, а также погрешности передающих устройств, задержка по времени в передаче сигнала и отображении, качество монтажа при установке оборудования приводит, так или иначе, к снижению точности всей системы измерения. Можно сказать, что реальная система измерения уровня топлива в баке работает идеально, если ее относительная погрешность находится на уровне 5-7%, именно на этот показатель необходимо ориентироваться в дальнейшем.

Теперь важно понять, что будет видеть и чем может пользоваться тот, кто работает с данной системой. Что он получит на выходе? Результатом работы датчиков уровня топлива являются отчеты о расходе и приходе топлива в бак. Проще говоря, о заправках и расходовании. Обычно в качестве такого отчета используется диаграмма расхода топлива, где по горизонтальной оси зафиксировано время работы транспортного средства, а по вертикальной – уровень топлива в баке.

Вот пример графического отчета.

Красным выделены моменты заправок, фиолетовым– интервал времени, когда было равномерное потребление топлива двигателем транспортного средства. Видно, что на графиках присутствуют кратковременные резкие колебания – это и есть показатель точности системы в целом. На данном графике нет участка, где был бы обозначен слив топлива – он бы выглядел резкой вертикальной линией (как заправка), но только в обратном направлении и соответствовал бы резкому падению уровня топлива в баке. Понятно, что такое событие не осталось бы незамеченным и точно бы указывало на время и место, где слив топлива состоялся.

Теперь давайте зададим себе вопрос, гарантирует ли идеальный (5-ти процентный) ДУТ Вам то, что водитель или злоумышленник будет обязательно разоблачен? Иными словами, смогут ли у Вас своровать топливо так, что Вы ничего не заметите, при условии, что Ваши ТС оборудованы надежными датчиками уровня топлива? Ответ очевиден. ДУТ ничего не гарантирует! Да, смогут, и Вы, к сожалению, ничего не сможете предъявить! Как это возможно? Очень просто.

Допустим, Вы владелец тяжелого седельного тягача. Бак у данного ТС не меньше 200 литров. Вы отправили водителя в рейс, выдали ему деньги на топливо, а сами сели к монитору и внимательно наблюдаете за движением ТС на карте и следите за уровнем топлива в баке. Видите, что все отлично, сливов нет, трак движется по намеченному маршруту. При этом водитель (тоже не дурак, не будете же Вы идиотов нанимать на работу) делает, к примеру, следующее. Когда бак становится пустым и подходит время заехать на заправку, он заправляется, оплачивает 200 литров топлива (чек потом он Вам предъявит) и . заливает в бак 190 литров. А остальные 10 заливает в заранее припасенную для такого случая емкость. Все, дело сделано. Датчику уровня топлива в силу того, что его точность 5%, все едино – что 200 литров, что 190 – он показывает некоторое усредненное значение. Как там встала машина на данной конкретной заправке, какой бок выше, какой ниже, поди разбери. А у водителя есть чек (документ, между прочим, как говорил Женя Лукашин), и топливо в баке потом будет расходоваться равномерно. Так что водитель перед Вами чист, как листок в тетрадке первоклассника 1-го сентября! А если у вашего тягача бак 400 литров, то можно сразу и 15-20 литров умыкнуть. А если 600 литров (а бывают и больше, а если баков несколько), то из рейса вообще можно миллионером вернуться, если конечно слишком дальний рейс. Короче говоря, на любую техническую штуковину есть свой простой адекватный ответ. Датчики уровня топлива не решают проблему воровства, они, если так можно сказать, созданы для честных людей, которые не станут воровать в силу того, что это для них неприемлемо с морально-этической точки зрения.

Тогда возникает вопрос, зачем они вообще необходимы? Какая от них польза? Ответ: необходимы! И польза огромная! Представьте себе, что Вы владелец парка тяжелых карьерных самосвалов или бульдозеров. Ваша техника сама по себе стоит огромных денег и трудится на каких-нибудь алмазных или золотодобывающих рудниках, ну или прозаичнее, на угольных разрезах. Час работы Вашей техники стоит как подержанные «жигули», и Вам крайне необходимо знать, куда и в какое время, подогнать топливозаправщик, чтобы работы не останавливались. Не будете же Вы на БЕЛАЗе или Катарпиллере толкаться в очереди на заправку, которая находится в 40 километрах от карьера или разреза.

Или, к примеру, у Вас парк комбайнов, которые работают в поле круглосуточно, и каждая минута на вес золота. Как Вам узнать, когда и куда подогнать к каждой единице техники топливозаправщик? Все очень просто, если у Вас установлены ДУТы. И вот получается, что датчики уровня топлива созданы не для того, чтобы предотвратить слив топлива, а для того, чтобы точно знать, когда и в какую точку пространства подогнать топливозаправщик, и как самым оптимальным образом организовать работу своей техники.

А если Вы все же очень боитесь, что у вас украдут некоторое количество (скорее всего не такое уж и большое) топлива, то выход один – не заводите парк техники.

Из всего вышесказанного становится понятно, что устанавливать дополнительные датчики уровня топлива на малолитражки с объемом бака в 40 литров скорее всего смысла нет, да и на магистральных тягачах они ничего не гарантируют и не от чего не страхуют. Так что же делать, спросите Вы? Ведь следить за расходом топлива все же необходимо! Пусть без фанатизма, не доводя ситуацию до параноидального абсурда, когда хочется контролировать каждый слитый десяток литров топлива на общем объеме в тысячи литров. Можно посоветовать следующее. Ведите учет топлива по пробегу. Но и здесь тоже не все идеально гладко. Метод учета топлива по пробегу по определению менее точен, чем любой из возможных ДУТ. Точность этого метода серьезно зависит от большого числа параметров: возраста автомобиля, погодных условий, сезона эксплуатации (зима/лето), загрузки и т.д. Все эти параметры нужно постараться учесть при вычислении так называемой нормы расхода топлива на 100 км пройденного пути. При правильном подходе к этому вопросу можно добиться результата, согласно которому точность измерения расхода топлива будет в районе 7-10%. Этот результат уже можно сравнить с результатом работы большинства ДУТов.

Теперь давайте составим сравнительную таблицу, в которой постараемся провести анализ достоинств и недостатков обоих методов учета уровня топлива.

Скорее всего учтены не все параметры, которые возможны, но перечислены основные, на которые стоит обратить внимание при принятии решения об установке датчиков уровня топлива. Однозначного ответа на вопрос, нужны датчики топлива или нет, не существует. В каждом конкретном случае нужно постараться понять, насколько они необходимы и насколько увеличат эффективность в условиях ведения данного конкретного бизнеса.

Также следует заметить, что большинство современных автомобилей сегодня имеют бортовой последовательный цифровой интерфейс, который называется CAN-шина. В данных передаваемых по этому интерфейсу уже, как правило, присутствует параметр, показывающий количество топлива в баке, и устанавливать в такой автомобиль дополнительный ДУТ представляется крайне неразумной тратой денег. Достаточно оборудовать автомобиль трекером, поддерживающим CAN протокол, и Вы получите данные по наполнению бака, предоставляемые производителем ТС. Причем, не вмешиваясь в топливную систему автомобиля и не нарушая условий гарантийного договора на ТС. Справедливости ради нужно сказать, что ультразвуковые ДУТ не требуют демонтажа топливной системы, и для их установки не нужно прорезать дополнительные отверстия в топливном баке автомобиля. Однако надежность этих датчиков, их эксплуатационный ресурс крайне низки на сегодняшний день. Подобные датчики требуется устанавливать на внешней стороне днища топливного бака в зоне сильного загрязнения и риска механического повреждения. Поэтому всерьез нужно рассчитывать, что в случае необходимости установки ДУТа на емкостные датчики именно они сегодня являются наиболее надежными и точными.

Теперь зададим себе последний вопрос, окупится ли, например, самый дорогой датчик уровня топлива, и за какой срок? Ответ очевиден. Конечно, окупится! А срок будет зависеть от аппетитов воровства, которые остановит данное оборудование, от частоты использования самого ТС,а также от стоимости топлива, которое использует Ваш автомобиль. Если Ваша машина в качестве топлива использует гептил, а не солярку, то срок окупаемости будет очень не большим.

Читать еще:  Bluetec mercedes что это
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector