Что такое аквапланирование
Avtorazbor61.ru

Автомобильный портал

Что такое аквапланирование

Что такое аквапланирование шин

Эффект аквапланирования

Суть процесса аквапланирования заключается в следующем. В тот момент, когда автомобиль на скорости въезжает в большую лужу, между дорогой и колесом возникает водная прослойка. Возникает эффект скольжения по поверхности воды. Шина теряет контакт с дорогой. Транспортное средство становится полностью неуправляемым. Водители, сталкивавшиеся с этим явлением, могут подтвердить, насколько опасной может быть подобная ситуация.

Не стоит путать аквапланирование с простым скольжением. Скольжение может возникнуть даже на не слишком мокрой трассе, для этого достаточно и небольшой водной плёнки на поверхности дороги. Оно может проявиться при резком торможении или повороте руля, так как вода снижает коэффициент трения и уменьшает степень сцепления резины с дорожным полотном. При аквапланировании же контакт колеса с трассой теряется полностью. Шина как бы всплывает на дорогой. Вода не успевает вытесняться из пятна контакта по специальным водоотводящим канавкам на протекторе, и автомобиль словно плывёт по поверхности лужи.

В том случае, если автомобиль въехал в лужу на слишком большой скорости или если лужа чересчур глубока, вода просто не может достаточно быстро выйти из-под колеса. Особенно явным этот эффект становится при износе шин. На старой резине канавок, по которым отводится вода, становится меньше. Сами они теряют свою глубину. Следовательно, вода вытесняется из-под покрышки медленнее. Автомобиль с изношенной резиной может подвергнуться эффекту аквапланирования и потерять управляемость даже на не очень высокой скорости.

Если вы знаете, что ваша резина сильно изношена, на мокрой трассе обязательно сбросьте скорость!

Дело в том, что в работе шины при езде по мокрой дороге есть очень важный момент. Чем выше скорость автомобиля, тем меньше пятно контакта покрышки с трассой. Резина начинает «наползать» на водную плёнку, и часть нагрузки перераспределяется на поверхность воды. Вместо того, чтобы прижиматься к твёрдому дорожному полотну, колесо отрывается от него. С увеличением скорости наступает такой момент, когда шина полностью теряет сцепление с асфальтом.

Проведенные исследования показали зависимость между степенью износа покрышек и площадью пятна контакта. Опыт проводился на влажной трассе, покрытой водной плёнкой толщиной 2 мм. Если новые шины с глубиной протектора 8 мм на скорости 100 км/ч потеряли около 20% площади пятна контакта с трассой, то данная величина для изношенных покрышек с протектором глубиной 1 мм составила аж 90%! А это значит, что во втором случае даже при незначительном росте скорости или увеличении толщины водной плёнки аквапланирование попросту неизбежно!
Но даже если автомобиль на изношенных покрышках не потерял управление полностью, управлять им на мокрой трассе, особенно если требуется совершить экстренный маневр, очень проблематично. Вот почему водить машину в дождливую погоду следует предельно аккуратно, избегая резких поворотов, торможений и высоких скоростей.

Аквапланирование зимних шин

В случае с зимней резиной эффект аквапланирования выражен менее явно. Объясняется это иным рисунком протектора.

Но зимние шины должны справляться не только с водой. Им нужно выводить из пятна контакта снег и лёд, а это намного сложней. По сути, процессы аквапланирования в данном случае схожи с процессами, происходящими с летней резиной. Отличие только в том, что вытесняемая смесь более густая. Из-за этого протектор зимних покрышек делается более грубым, крупным и имеет более глубокие и широкие водоотводящие канавки.

Зимняя резина обычно более узкая, чем летняя, так как из-под менее широкой покрышки быстрее и проще выводится снежная каша. А это в положительную сторону влияет на сцепление колеса с дорогой.

Как влияет давление в шинах на риск аквапланирования?

На этот вопрос можно ответить с уверенностью: риск аквапланирования зависит от давления в шинах очень сильно. Чем ниже давление в покрышке, тем меньше пятно её контакта с трассой. А чем меньше пятно, тем выше возможность возникновения аквапланирующего эффекта.

Это доказывают исследования. На скорости 80 километров в час была замерена поверхность контакта шины с трассой, покрытой 5 мм слоем воды. Получившаяся площадь пятна контакта при нормальном давлении около 2 атм была взята за 100%. При снижении давления на 0,5 атм площадь сократилась вдвое, а при давлении 1 атм от первоначального пятна контакта осталась лишь четверть!

Причина такого явления кроется в том, что при недостаточно высоком давлении в покрышке шина становится мягче, и воде проще смять протектор, чем выйти через водоотводящие канавки. При этом резина деформируется, сами канавки сужаются, а это еще больше усугубляет ситуацию. К тому же, искажаются все расчеты и характеристики, заявленные компанией-изготовителем шины, поскольку все тестовые испытания резины проводятся при нормальном давлении в покрышках.

Как избежать эффекта аквапланирования?

Избежать риска аквапланирования полностью практически невозможно. Даже самые лучшие и современные покрышки могут на определенной скорости потерять контакт с трассой, когда автомобиль въезжает в глубокую лужу. Но свести вероятность такого эффекта к минимуму можно. Для этого нужно следовать определенным правилам:

Главным виновником эффекта аквапланирования является чрезмерно высокая скорость. При дождливой погоде следует ездить медленней, и чем сильнее дождь, тем ниже должна быть скорость передвижения.

При износе протектора более чем на 70% следует быть крайне аккуратными на мокрой трассе: риск аквапланирования изношенной резины очень велик!

Необходимо внимательнейшим образом следить за давлением в покрышках! Это поможет не только снизить риск аквапланирования. Давление играет большую роль в равномерном износе резины, в управляемости автомобиля, в комфортабельности и безопасности передвижения в целом.

Читать еще:  Где производят шины

Никогда не пытайтесь проехать крупную лужу на большой скорости! Это может привести к самым печальным последствиям. Ведь визуально невозможно точно определить, насколько лужа глубока. Кроме того, всегда есть опасность залить двигатель, даже при небольшой глубине водной плёнки, и ваш автомобиль может заглохнуть посреди дорожного мини-водоёма.

В дождливую погоду водить автомобиль нужно гораздо более аккуратно, и не только из-за опасности аквапланирования. Помните, что на влажной трассе значительно ухудшается сцепление с дорожным покрытием и сильно возрастает величина тормозного пути. Следует избегать высоких скоростей и резких маневров.

Следите за состоянием подвески. Изношенные амортизаторы повышают риски, связанные с аквапланированием.

Въехав на участок дороги с идеально гладкой поверхностью, не спешите жать на газ. Чем ровней покрытие дороги, тем меньше нужно воды, чтобы возник эффект аквапланирования. Звучит парадоксально, но это так.

Что делать при аквапланировании?

Понять, что вы аквапланируете, очень просто. Автомобиль внезапно перестаёт реагировать на повороты руля и никак не откликается на нажатие педали тормоза. Так что в таком случае делать?

Сначала стоит сказать о том, чего делать нельзя. Не вздумайте резко выворачивать руль в ту или иную сторону! Дело в том, что автомобиль может в любой момент обрести сразу все сцепление с дорогой, и если в этот момент колеса повернуты под крутым углом, вашу машину может очень резко бросить в сторону, а это чревато неприятностями!

Держите руль прямо, придерживайтесь того же курса, что и при въезде в лужу, и лишь после того, как автомобиль обрел сцепление с дорожным полотном, корректируйте траекторию движения. Иначе при возникновении контакта с дорогой машина может совершить неожиданный для вас и других участников дорожного движения манёвр.

При аквапланировании резкое нажатие на тормоз не поможет. Более того, оно может спровоцировать занос и разворот автомобиля. Замедляться нужно перед лужей, а не в ней.

Самое главное – сохраняйте спокойствие! Не нужно поддаваться панике. Попытайтесь контролировать ситуацию, и тогда ваши шансы на безболезненный выход из неприятной ситуации резко возрастут.

Удачи вам на трассе! Будьте аккуратны!

Аквапланирование: определение, риски, советы

Большинству автолюбителей знакома ситуация, когда на мокрой дороге автомобиль вдруг теряет управление либо его поведение становится нестабильным. Это явление называется аквапланированием . Что это такое и как его предотвратить?

Чем опасно аквапланирование?

Определение

Аквапланирование − это всплытие покрышки на водяном клине. Эффект аквапланирования возникает достаточно просто − при езде по покрытию, поверх которого имеется вода, шина в какой-то момент перестает отводить воду из пятна контакта. В результате этого под колесом образуется водяной слой в несколько миллиметров, и машина всплывает в прямом смысле этого слова.

Водяной слой, который образуется под колесом гораздо опасней ледяной пленки или укатанного снега. Испытания, проведенные группой экспертов, выявили, что тормозной путь на мокрой дороге в три раза превышает величину тормозного пути, но уже на сухом покрытии. При этом, по сравнению с тормозным путем по льду либо укатанному снегу показатели замедления разнятся в одну треть. Помимо плохого торможения водителя поджидает еще одна опасность − внезапная потеря контроля над автомобилем.

Подборка дождевых шин — ссылка

От чего стоит ожидать аквапланирования?

Самым опасным считается тонкий слой воды над дорогой. Он почти незаметен, поэтому водители часто игнорируют его и превышают скорость. Помимо природных факторов немаловажное значение играют шины (состояние, конструкция) и состояние дороги. Особенно опасна колея − в ней скапливается большое количество воды. Конечно, современная дождевая покрышка с небольшой шириной легко преодолеет сложный участок на скорости в 120 километров в час, однако если шины имеют высокую степень износа, а дополнительно к этому машина − заднеприводная, то можно ожидать аквапланирования на скорости уже в 50 километров в час.

Признаки аквапланирования

Сложно предсказать начало момента всплытия колес, однако само аквапланирование отчетливо ощущается:

  • По исчезновению усилия на рулевом колесе.
  • Появляется чувство невесомости автомобиля − начинает казаться, будто плывешь на катере.

Однако, всплытие всех четырех колес не так опасно, как аквапланирование одного или двух колес − в этом случае существенно возрастает риск появления заноса.

Как предотвратить появление эффекта аквапланирования?

Существует ряд несложных рекомендаций:

  • Следить за степенью износа покрышек . Логично предположить, что чем глубже протектор и чем больше разных канавок на шине, тем эффективнее она отводит воду из пятна контакта. Соответственно, если резина изношена на 50 и более процентов, то эффективность борьбы с аквапланированием резко ухудшается. Поэтому, нельзя ездить на старых шинах с высокой скоростью по мокрой дороге. А, при покупке новых покрышек стоит помнить, что даже передовая модель покрышки не защищает от всплытия, а лишь отодвигает момент в зону более высокой скорости.
  • Выбирать скорость, исходя из состояния дороги . Как это ни странно, но наряду с колейностью большую опасность представляет также и абсолютно ровное асфальтированное покрытие, без ям и неровностей. Вода в таком случае равномерно распределена по поверхности, поэтому при аквапланировании покрышка попросту скользит без зацепа за что-либо.
  • Не ехать быстро в дождливую погоду . Современные покрышки именитых производителей могут успешно бороться с водой и быстро самоочищаться от нее, однако предыдущий совет актуален и здесь. Лишь опытные водители могут почувствовать начало аквапланирования, тогда как новички просто растеряются.
  • При проезде луж нужно держать рулевое колесо прямо . Шины гораздо эффективней отводят воду в продольном направлении, нежели в поперечном. При этом, прямой курс позволит снизить риск возникновения заноса.
Читать еще:  Какой краской покрасить диски

Что делать при начале аквапланирования?

  • Нельзя поворачивать рулевое колесо.
  • Применять торможение двигателем. Это относится и к переднеприводным машинам.

Итого. При начале всплытия колес над дорогой нужно избегать поворотов руля (держать его прямо) и тормозить мотором. В таком случае можно успешно погасить нежелательный эффект и сохранить контроль над автомобилем.

Аквапланирование автомобиля, что нужно знать, как избежать

Аквапланирование автомобиля является одной из распространённой причиной аварий на дороге.

Как правило, это связано с проблемами в управлении автомобилем в весенне-осеннюю распутицу или дождливую погоду.

Но аквапланирование не возникает, если водитель ездит по лужам с небольшой скоростью, причина такого явления лежит в превышении скоростных режимов вождения автомобиля.

Чем выше скорость движения на мокрой дороге, тем выше вероятность возникновения аквапланирования.

Но превышение скорости, это пол беды, так как причин возникновения аквапланирования при вождении существует несколько.

Аквапланирование, что это

Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.

Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.

Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.

А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.

Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.

По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».

Условия возникновения

Возьмем за пример обычную ситуацию, автомашина движется по дороге, которая покрыта слоем воды или водно-грязевой «кашей».

В этом случае любая шина постоянно выдавливает пред собой водянистую субстанцию из места контакта, и перед собой прогоняет водяной вал, который мы всегда можем видеть, когда находимся на дороге в качестве пешеходов.

По результатам испытаний учеными было установлено, что давление в этом самом вале достигает 2 bar, а его высота может быть от одного до трех сантиметров. Называют это явленние водяным клином.

Если средняя ширина протектора у легковой шины равна примерно 15 сантиметрам, то можно говорить, что усилие, с которым вжимается водяной клин между дорогой и шиной, достигает 30-40 килограмм.

До определенного момента шина будет успешно выдавливать этот клин воды, и создавать пятно контакта с поверхностью дорожного полотна.

Действенность данного процесса зависит от таких факторов:

  1. Рельеф протектора;
  2. Толщина водяной пленки дороги;
  3. Скорость движения автомашины.

Эти факторы весьма тесно взаимосвязаны.

Маленькая глубина канавок не может быстро и полностью удалить воду их зону контакта.

Изношенная шина при водяной пленке в один миллиметр и при скорости примерно в 100 километров в час не сможет из-под колеса вытеснять эффективно влагу.

Вал воды будет постепенно превращаться в приумножающий клин, отрывающий шину от поверхности дороги, и машина поплывет.

К сожалению, экстренное торможение не приведет к прекращению аквапланирования мгновенно. Да и будет уже не до торможения, потому как машина будет «крутиться» как попало по дороге.

Аквапланирование на автомобилях с различными типами привода

У автомашины с задним приводом настоящий эффект аквапланирования сначала наблюдаемся на передней оси.

Видавший виды водитель сможет сразу почувствовать начало данного явления и своевременно отреагировать на него.

Руль станет «мягким», и перестает ощущаться реакция дороги. В данном случае, даже не повышая скорость, можно совершить ДТП, достаточно лишь встретить глубокую лужу.

У автомобиля с передним приводом аквапланирование, как правило, «завязывается» на задних колесах, поскольку передние колеса являются ведущими и «тянут» автомашину.

Водитель может даже ничего не обнаружить подозрительного, причем, при увеличении скорости тоже. При этом самое небольшое торможение или сброс газа смогут развернуть автомобиль.

Аквапланирование и узор протектора

С сожалению даже некоторые новейшие шины с «летним» узором протектора могут быть предрасположены к аквапланированию.

Дождевой узор протектора

Существует резина с специальным противо дождевым узором.

При одинаковой скорости особый «дождевой» узор протектора поможет «удержать» контакт, тогда как под обыкновенным протектором будет четко наблюдаться первоначальная стадия появления аквапланирования.

Каждому автомобилисту необходимо знать об важнейших визуальных приметах водоотталкивающих покрышек.

В узоре их протектора будет обязательно присутствовать продольная центральная, достаточно глубокая, канавка и поперечные разветвленные прорези «навылет».

Направленный узор протектора

Наиболее действенным считается направленный узор протектора, когда водоотводы создают «елочку». При вступлении вершины данной «елочки» в основу контакта покрышки и дороги, вода по ее ответвлениям вытесняется назад и по сторонам от шины.

Еще одно важное замечание о применении протектора с направленным узором. Если во время установки покрышки на диск поставить по ошибке рисунок в перевернутом виде, то вода вытесняться не будет, а закачиваться от боковых частей к месту контакта, при этом, со всеми неприятными результатами.

В данном случае повышенная вероятность аквапланирования Вам гарантирована.

Дорожное покрытие

К месту сказать, если под колесами машины очень гладкий и мокрый автобан, то риск появления аквапланирования намного выше, чем на крупнозернистом асфальтобетоне, так как вода на нем должна покрыть несколько миллиметров выступающих бугорков, чтобы подготовить неблагоприятные условия для автомашины.

Следует помнить о том, что на обыкновенных дорогах эксплуатационные свойства шин, которые обладают лучшим анти аквапланирующим свойством, часто хуже, чем у резины, которая больше подвержена скольжению на мокрых дорогах.

Читать еще:  Что обозначают буквы на шинах

Толщина водяной пленки и скорость движения

Относительно двух иных упомянутых факторов, которые способствуют аквапланированию автомашины — толщина водяной пленки и скорость движения, то заявлять о каких-нибудь апробированных способах контроля пока трудно.

Причина – их просто нет. Уже давно замечено, что возможность потери управления автомашиной на мокрой дороге объединена как со скоростным режимом машины, так и толщиной пленки воды.

Но на сегодняшний день, к сожалению, отсутствуют научно доказанные критерии взаимной связи.

Другие факторы

Кроме колесных факторов, существует немало и других, довольно случайных ситуаций, оказывающих влияние на поведение автомашины и ее наклонность к аквапланированию.

Например, состояние амортизаторов. По результатам многочисленных тестов, было доказано, что работоспособный, но изношенный на 50 – 60 % амортизатор, значительно ухудшает ситуацию.

А имеется еще механизм руля, подвеска, параметры развала – схождения и распределительная нагрузка по осям.

Не забывайте, что аквапланирование намного легче предотвращать, чем прекращать.

Оно даже опаснее, чем скольжение по льду, поэтому не экономьте на шинах, и не пытайтесь обгонять все, что движется.

Что такое аквапланирование

В чем заключается эффект аквапланирования

Сам термин «аквапланирование» пришел из авиации. Сегодня он используется по большей части в среде автолюбителей. Под аквапланированием понимается потеря сцепления колес автомобиля с дорожным полотном из-за воды, которая попадает между покрышкой и асфальтом. В результате пятно контакта шины с дорожным полотном уменьшается или даже полностью исчезает, под колесами образуется водная подушка, и машина становится неуправляемой. Ситуацию осложняет и то, что колеса подвергаются аквапланированию неравномерно, начиная крутиться с разной скоростью, что приводит к заносу.

Стоит отметить, что аквапланирование на заднеприводных и переднеприводных автомобилях проявляется по-разному. На переднеприводном автомобиле данный эффект замечается несколько позже, что усугубляет ситуацию. Заднеприводный автомобиль сразу идет в занос, что позволяет водителю вовремя среагировать и принять соответствующие меры.

В любом случае аквапланирование очень опасно и нередко приводит к серьезным авариям, поэтому водителю следует принять все возможные меры предосторожности, чтобы максимально себя обезопасить.

Факторы риска

Столкнуться с аквапланированием можно на любой мокрой дороге. Особенно опасны неровные участки и участки с сильным водным потоком. Также часто данный эффект вызывает попадание на большой скорости в лужу. Дополнительными факторами риска являются изношенная или неподходящая по сезону резина, неисправная подвеска и низкое давление в шинах. Если говорить о дорожном полотне, то на гладком укатанном асфальте можно попасть в занос даже при небольшой толщине водного слоя.

Большую роль играет и стиль вождения. Риск аквапланирования значительно возрастает при движении со скоростью выше 70 км/час, поэтому по мокрой дороге нужно ехать медленно. Также стоит избегать любых резких маневров и резкого торможения. Перед тем, как въехать в лужу, стоит заранее сбросить скорость, тормозить, находясь в луже, опасно: неравномерное сцепление колес с дорогой может привести к заносу. Проезжать лужу нужно прямо, крепко держа руль.

При попадании в аквапланирование нельзя резко дергать рулем и тормозить. Необходимо немного отпустить газ и постараться выровнять машину аккуратными короткими поворотами руля. Стоит отметить, что на высокой скорости эти действия зачастую оказываются неэффективными, поэтому главное правило – соблюдение скоростного режима.

Помогут ли шины предотвратить аквапланирование

Так как аквапланирование возникает из-за образования под колесами водной подушки, большую роль в безопасности на мокрой дороге играют шины. Они должны успевать отводить воду, не давая потерять сцепление с асфальтом. Лучше всего с этой задачей справляется протектор с рисунком в виде «елочки». Попадая на такой протектор, вода быстро отводится по «ветвям» и уходит в стороны. Учитывая это, важно правильно установить шину. Если при шиномонтаже будет перепутано направление вращения, вместо отвода воды «елочка» будет засасывать воду, что еще больше увеличит шансы попасть в неприятность.

Важно использовать летом именно летние шины, зимняя резина не имеет защиты от аквапланирования. Также необходимо следить за степенью износа протектора: чем меньше его высота, тем меньший объем воды он сможет отвести. Еще один важный фактор аквапланирования шин – это давление. За ним необходимо следить, поддерживая на уровне нормы, установленной производителем транспортного средства. Сниженное, как и повышенное давление в шинах приводит к уменьшению площади контакта резины с дорожным покрытием, что ухудшает сцепление с дорогой. Что касается ширины покрышек, то с точки зрения устойчивости на мокром асфальте лучше использовать более широкие модели. Особенно внимательным к состоянию шин нужно быть тем, кто живет в дождливой местности, где часто образуются лужи.

Как выбрать шины

Ни один производитель резины не может гарантировать, что аквапланирование шины будет полностью исключено. Однако есть шины, которые сводят риск к минимуму и позволяют быстрее вернуть автомобилю управляемость. Основную роль здесь играет рисунок протектора, который, как говорилось выше, должен с максимальной скоростью отводить воду из-под пятна контакта покрышки с асфальтом. Также определенное значение имеет состав покрышки. При проведении тестов наилучшие результаты показывают покрышки от таких производителей, как Goodyear, Bridgestone, Michelin, Dunlop.

В нашем интернет-магазине Вы найдете большой выбор качественной резины от ведущих мировых производителей. Наши специалисты знакомы с особенностями всех покрышек, знают, какие из них менее подвержены аквапланированию, поэтому легко подберут наиболее подходящий вариант с учетом особенностей автомобиля, местности и стиля вождения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector